Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Любодраг Симонович
Ответ Ноаму Хомскому

Господин Хомский заслуживает уважение за своё храброе сопротивление американской империалистической политике. К сожалению, в интервью белградской газете «Политика», опубликованном 7 и 8 мая 2006 года, Хомский видит единственное решение балканского кризиса в проведении в жизнь политики Вашингтона.

На вопрос, «Каким Вам видится реалистическое решение проблемы окончательного статуса Косова и как сильно Ваш взгляд отличается от официальной позиции США?», Хомский ответил:

«Вот уже долгое время у меня есть ощущение, что единственным реалистическим решением проблемы окончательного статуса Косово является предложение президента Сербии (Добрицы Чосича), сделанное где-то в 1993 году, и представлявшее собой некий вид отделения сербов. Сейчас там осталось совсем мало сербов, но заселенные сербами районы должны стать частью Сербии, а остальные стать «независимыми», что означает их интеграцию с Албанией. Я просто не вижу иного решения десять лет спустя».

Идея Хомского отнюдь не нова. Это на самом деле «модель» для Косово, которая была реализована во время Второй мировой войны фашистскими Италией и Германией. Ссылка Хомского на экс-президента Югославии Чосича является очень проблематичным алиби, если иметь в виду мотивы, которыми руководствовался Чосич, предлагая раздел Косова.

Позиция Хомского совпадает с таковой американского истеблишмента. Это означает, что Хомский говорит не о справедливом и принципиальном разрешении косовской проблемы, а об её «реалистическом решении». Каковы основания «реализма» Хомского? Во-первых, это тот факт, что албанцы составляют большинство в Косово и что они не желают жить в Сербии. Был бы «реализм» Хомского действительно «реалистичным», не стой за спиной албанцев Соединенные Штаты? В таком случае не стал бы реалистичным другой подход, утверждающий, что албанцы составляют 15% населения Сербии, и что сербы, являющиеся большинством, не желают отделения Косова? «Реалистическое решение» Хомского основывается на самом деле на результатах этнической чистки сербов и других неалбанцев (порядка 300000 человек), произведенной албанскими террористическими формированиями, которые, даже согласно Хомскому, были организованы и вооружены США – а также на заселении Косова тысячами и тысячами албанцев из Албании.

Что произошло бы, если принцип «самоопределения» этнического большинства был применен к решению проблем этнических меньшинств в странах Европы? Стало бы в таком случае, по Хомскому, отделение албанцев западной Македонии и их присоединение к Албании «реалистическим решением»? Или аннексия Грецией тех частей Албании, в которых греки составляют большинство? Или аннексия Турцией тех частей Греции и Болгарии, где турки - бОльшая часть населения? Или венгерская аннексия частей Румынии, Сербии и Словакии, в которых венгры являются большинством? Как насчет Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и т.д.? А как быть с Каталонией, страной басков, Корсикой, Южным Тиролем, территориями Турции с курдским большинством, Крымом и другими частями Украины, населенными русскими, а также с государствами Прибалтики, где тоже много русских?

Хомский наделяет этническое меньшинство косовских албанцев правом на создание собственного государства и на присоединение в Албании. А как быть с правом сербов и хорватов Боснии-Герцеговины, которые являются не этническими меньшинствами, но государствообразующими народами – как быть с их правом на независимость?

Вопрос в том, сознает ли Хомский, что его «реалистическая» концепция на самом деле дает легитимацию принципу этнической чистки, открыто поддержанному американской администрацией? Независимо от истинных мотивов Хомского, его концепция является приглашением к насильственному разрушению мультиэтнических государств. Что это будет означать для Сербии, в которой проживают 24 национальности? Это будет означать, что возникнет множество зон национальных столкновений, спровоцированных с целью отделения некоторых территорий в пользу соседних стран. Такие провокации уже происходят - в тех частях страны, где проживают мусульмане (Санджак) и венгры (Воеводина).

Как может отсечение части страны, представляющей основание сербской государственности и национального самосознания сербского народа, быть «миролюбиво» воспринято сербами? Сербы понимают, что истинными оккупантами Косово являются не албанцы, а американцы. Хомский не упоминает того факта, что на территории Косово присутствует лагерь «Бонд-Стил», являющийся крупнейшим американским военным лагерем в Европе. Этот факт на самом деле и составляет главную причину, по которой американцы стараются оторвать Косово от Сербии и присоединить его к Албании. Американцы хотят превратить Балканы и страны Восточной Европы в военный коридор, с целью изолировать Европу от России и предотвратить сближение Европы с Ближним Востоком. «Великая Албания» должна будет стать главной стратегической точкой американского плана по рассечению европейской территории. В своем интервью Хомский «забыл» упомянуть, что поводом для натовских бомбежек Югославии был отказ Милошевича подписать на переговорах в Рамбуйе документ, в котором американцы требовали размещения на территории Югославии 30000 солдат НАТО. По сути, они требовали от Милошевича согласиться на оккупацию его страны.

Отвечая на вопрос «Почему США начали войну?», Хомский сослался на книгу Джона Норриса, в которой утверждалось, что «Реальная причина войны не имела никакого отношения к заботе о косовских албанцах. Настоящей причиной являлось нежелание Сербии проводить требуемые рыночные и социальные реформы, что делало её единственным уголком Европы, не принявшим неолиберальные программы, продиктованные США. Такой порядок вещей должен был быть изменен».

В том же интервью Хомский заявил, что Милошевича «необходимо было свергнуть, и это вероятно произошло бы в начале 1990-х, если бы албанцы проголосовали». Хомский рассматривает политические группировки в Сербии, сыгравшие роль «троянского коня» для США и получившие от них сотни миллионов долларов для свержения Милошевича, а также албанских сепаратистов в качестве сил, которые должны были сбросить Милошевича. Как можно бороться с преступной политикой США на Балканах и, в то же время, оказывать поддержку политическим силам, проводящим американскую политику в этом регионе?

Каково мнение Хомского о Милошевиче? Хомский считает, что Милошевич «совершил множество преступлений», что он – «нехороший человек», что он – «ужасный человек, но обвинения против него никогда не были доказаны». На вопрос «Симпатизируете ли Вы Милошевичу?» Хомский ответил:

«Нет, он был ужасен… Конечно, я никогда не стал бы общаться с ним. Да, он заслужил суда за свои преступления, но его процесс не был даже наполовину честным. Это был фарс; они были действительно счастливы, что он умер»

За какие преступления надо было судить Милошевича, и почему надо было свергать его в начале 1990-х? Этот человек ввел многопартийную систему и принял конституцию, согласно которой гражданин, а не нация становился основой политической формации общества – чему категорически противились политические силы, которые поддерживает Хомский. Хомский не дал конкретного ответа на этот вопрос.

В принципе, Хомский не может предложить никакого взгляда на проблемы Балкан, который мог бы дать балканским государствам возможность сохранить свою независимость – без которой все разговоры о «демократических свободах» являются обыкновенным фарсом. По этой причине Хомский выдумывает какую-то «демократическую» оппозицию, которая якобы должна была свергнуть Милошевича – такой оппозиции никогда не существовало в реальности. Мадлен Олбрайт много раз повторяла, что Югославию бомбили для того, чтобы привести к власти сторонников американской политики на Балканах. Это-то и есть реальная оппозиция, желавшая сместить Милошевича, и она пришла к власти 5-го октября 2000 года, превратив Сербию и Черногорию в американскую колонию.

При «демократии», навязанной Западом Сербии при помощи военной агрессии, более 50% трудоспособного населения не имеют работы; более 65% людей, моложе 30 лет являются безработными; средняя зарплата не доходит до 300 евро в месяц; почти 80% занятых в частном секторе не имеют социальной страховки; в одном Белграде более 80000 наркоманов; студенты платят сегодня за учебу в 10 раз больше, чем при Милошевиче; в процессе насильственной приватизации почти все важнейшие заводы, рудники, водные ресурсы и другая общественная собственность были за гроши распроданы западным компаниям и местной мафии; совокупный национальный продукт опустился до уровня ниже периода самых тяжких экономических санкций; никогда прежде число молодых людей, эмигрирующих из страны, не было столь велико, как сегодня; газеты и телеканалы, критически освещающие Запад, закрываются; люди, не согласные с правящим режимом, теряют работу; каждый день грабят банки, убивают почтальонов и просто людей в мафиозных разборках … Сербия стала истинно «демократическим» обществом по западным стандартам.

Нравится Хомскому или нет, Слободан Милошевич был и до сих пор остается символом борьбы сербского народа за свою свободу. Не случайно, что траурную церемонию в Белграде и Позареваце посетило гораздо больше народу, чем собралось 5 октября 2000 года. Одним из главных лозунгов был: «Косово – это Сербия!». Это та реальность, на которой мы должны твердо стоять, если хотим мира на Балканах.

Оригинал получен по рассылке

Перевод Ильи Иоффе



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100