Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Рыбаки ловили рыбу
Или Экономика из наших карманов

На саммите СНГ, который прошел в Таджикистане, президент Воронин делал два дела сразу. Во-первых, вместе с коллегами-подельниками из ГУАМа он, как мог, саботировал работу форума, пока другие участники пытались, тоже как могли, усилить интеграцию, добиться наилучших результатов. И не то, чтобы им это удалось, но в целом саммит имел успех. Хотя итоги были бы куда эффективнее, если бы... цитирую: как сообщила пресс-служба главы государства, "документы подписаны с оговорками, связанными с соблюдением Молдовой международных обязательств и национального законодательства". Далее из этого не вполне грамотного текста следует, что "к полному консенсусу о путях дальнейшего развития Содружества главы государств СНГ так и не пришли". А как же, на то он и ГУАМ. Это во-первых.Во-вторых, откровенно скучая на заседаниях, Владимир Николаевич в перерывах настойчиво искал встречи с Владимиром Владимировичем. Он не первый раз так делает, мельтеша у того перед глазами. А по возвращении с южных границ СНГ наш президент в очередной раз заявил о «серьезных подвижках» в отношениях с Россией.

По этому поводу есть бородатый анекдот. Один рыбак любил широко разводить руки, показывая, какую рыбу он намедни поймал. Слушать его брехню окружающим надолело, и они связали ему руки. И тогда рыбак принялся демонстрировать связанные кулаки, изображая, какие большие глаза были у пойманной им рыбы.

Главное – громче прокукарекать

Итак, из дальних странствий воротясь, президент Воронин заверил напуганную молдавскую общественность, что "в экономических отношениях с Россией произошли серьезные подвижки", и добавил: "Мы уже вот-вот находимся на стадии того, что первые партии винодельческой продукции будут на российском рынке". Эту новость СМИ разнесли на все лады: "Молдавия возобновляет экспорт вина в Россию", "Молдавия возобновила экспорт вина в Россию" и даже "Молдавские вина потеснят другие на российском рынке". Дай-то бог, как говорится, хоть я в бога не верю. И совсем уж радостной была озвученная Ворониным весть: "11 октября большая группа российских бизнесменов, более 30 человек, посетит Молдову". То-то вино польется рекой...

Этот переливающийся (из пустого в порожнее) оптимизм, напоминающий самоцвет, усилил надежды и на то, что цыплята молдавского "антинародного хозяйства" к концу осени не передохнут и их подсчет даже даст солидное статистическое число. Уж что-что, а статистика у нас на подъеме. Естественно, главным заклинателем благостной перспективы выступал и выступает лично молдавский президент. Накануне саммита на телеканале NIT с корифеем своего пиара К. Старышем он провел беседу, в которой опроверг слухи о крахе молдавской экономики, уверив собеседника-златоуста и всю молдавскую публику, что, дескать, "страна находится на стабильном пути развития". Экое оглушительно-неуместное "кукареку"! Опять же, хотя я неверующий, но избавь нас бог от такой стабильности.

Развитие в свободном падении

Пока наш президент рассуждает об успешном испытании Молдовы на излом, которое сам и спровоцировал, информационные источники все больше сочатся тревожными данными и прогнозами. В частности, подтверждается то, о чем я не раз писал на основе собственных, "чисто базарных” расчетов: "За последние семь лет молдавская продукция в среднем подорожала почти в два раза", – сообщает, например, еженедельник "Analytique". С наступлением осени цены на промтовары возросли против августа 2006-го на 29%. В рыночных ценах на продовольствие такая чехарда, что не разобраться. Достаточно сказать, что, предвидя бескормицу, крестьяне в массовом порядке забивают скот, но цены на мясо не падают, а растут. Создается впечатление, что в Молдове уже не действуют ни физические, ни экономические законы – сплошной триумф ворономики.

Монетарно-уголовная стратегия

Кроме всего прочего, в последние годы у нас махровым цветом распустилась, проникнув корнями во все экономические и социальные поры, уникальная монетаристская стратегия ворономики. Суть ее в том, что при ощутимой инфляции (с начала года она уже достигла почти 11%) наша валюта, известная в народе как valeu, не обесценивается, а крепчает, точно старческий маразм. Зато обесценивается доллар, что и вовсе абсурд. В итоге мы имеем экономику властвующих грабителей, основанную на постоянном вытягивании последних грошей из наших карманов, и главным образом, конечно, у бедноты. Об этой технологии подробно рассказывается в номере (см. стр. 11), я отмечу лишь два момента. Во-первых, свободное хождение доллара, невозможное ни в одной уважающей себя стране, и поступление баксов в Молдову привело к тому, что они попадают (тут же исчезая) и к малоимущим гражданам. И во-вторых, именно брожение американской валюты среди бедствующих масс, получающих ее от родственников-гастарбайтеров, позволяет государственным финансистам легко выворачивать нам карманы. Это очень просто: получив, скажем, $100, рядовой гражданин Молдовы одномоментно теряет порядка 150-200 леев. Еще хуже с баксами, отложенными на черный день, потому что с начала года курс доллара по отношению к лею упал более чем на 19% и продолжает падать.

Воистину, интервенция...

Так, может, это хорошо, что лей укрепляется? Черта с два: по мере этого странного укрепления быстро растут цены на товары и услуги, как бывает при обесценении, при инфляции. Что за укрепление национальной валюты такое? Не маячат ли тут УК и небо в клеточку?

Более всего удивляет даже не мистическая отмена объективных законов в нашей стране, а вальяжные рассуждения вокруг этого нашенских так называемых экономистов. Я полагаю, что они неверно представляют саму суть экономики.

Начать с того, что вполне очевидный грабеж, достойный уголовного процесса, наши знатоки именуют мудреными терминами, выдавая за вполне законный и, более того, неизбежный, необходимый процесс. В упомянутом еженедельнике эксперт "Центра экономических политик" (только в Молдове слово "политика" употребляется во множественном числе, но куда уж нам до норм русского языка, когда отменены естественные законы?) именно так и рассуждает: "Что делает НБМ? Вынужденные интервенции на валютном рынке – самая большая стерилизация лея произведена в этом году на уровне двух миллиардов леев".

"Интервенция" – поганое слово, а тех, кто ею занимается, в истории всегда били смертным боем. Но в устах отечественных мудрецов этот термин, как и другие, типа "инвестирования", "стерилизации", "модернизации", звучит солидно и создает впечатление таинства, недоступного разумению простых смертных, высокопрофессионального действа во спасение "экономики".

Посрамление Адама Смита

В последние десятилетия под экономикой разумеют всевозможные финансовые комбинации, достойные пера Ильфа и Петрова. В нормальном государственном хозяйстве есть экономика и обслуживающие ее финансы. Ибо объективно необходимо, чтобы Труд обслуживался Капиталом. Попросту говоря, чтобы за работу платили. Но для этого нужно, чтобы Труд был освобожденным, а Капитал знал свое место. К. Маркс не зря называл капитализм превратным, вывернутым наизнанку миром. В системе, вывернутой наизнанку, которая к концу XX – началу XXI века приняла совершенно одиозные, гипертрофированно-уродливые формы, капитал – с его банками, торговлей, финансовыми учреждениями и примкнувшими к ним конторами "Рога и копыта" – не обслуживает реальное производство как основу жизнеобеспечения людей, а властвует над ним. Получилась собака, которой размахивает ее хвост, или лошадь позади телеги. Такому политэкономическому уродству и обучены эксперты, обслуживающие "рыночные реформы".

Далее стереотипы всей монетаристской ахинеи усваиваются массами через СМИ, работники которых уже не в курсе хотя бы того, что "экономика" и "финансы" – разные отрасли, что булки не растут на деревьях и не возникают в Интернете, что даже в самом распрекрасном "постиндустриальном обществе" без индустрии не обойтись, потому что мы питаемся не леями, не евро и не баксами, а "простым продуктом", и, как разъяснял еще Адам Смит, только имея его, государство реально богатеет. Но что реформаторам до Адама Смита? Они учатся у Международного валютного фонда.

Не сравнивайте что-то с чем-то...

Блестящий образец монетаристского мышления, вырванного из жизни, "Analytique" вынес на первую страницу – это рассуждения председателя парламентской комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье Валентины Булиги: "...В 2005 г. работники сельского хозяйства внесли в бюджет социального страхования менее 8% от всех его доходов. Однако на их пенсии и компенсации ушло более 40%. Перекос огромный. Получается, что платят одни, а получают – другие". Далее она оговаривается: "Я вовсе не сторонник того, чтобы село посадили на голодный паек – собираете 8%, значит, 8% и получите". Так законодатель разумеет справедливость: "...получается, что аграрии оттягивают на себя средства тех, кто гораздо активнее участвовал в формировании пенсионного фонда".

Вот логика, по которой хвост крутит собакой, а булки печет Интернет. По-моему, перекос у нас совсем другой: мало того, что Капитал грабит Труд посредством государства, служащего не труду, а капиталу, не народу, а его эксплуататорам, – так еще город бесстыдно эксплуатирует село. Между тем на селе только и сохранился реальный сектор, подлинная, а не изреформированная монетаризмом экономика. Село кормит город, тогда как город в Молдове не кормит село, а морит голодом. Аграрии ли виноваты, что им платят меньше всех, что у них нет ни топлива, ни техники, ни прямого выхода на рынок нашей "рыночной экономики", что их вытеснили оттуда перекупщики и спекулянты импортным продовольствием? И чего стоит с точки зрения жизнеобеспечения "более активное участие в формировании пенсионного фонда" городской сферы, где производство представлено минимально, а всю погоду делают бюрократические, монетаристские, "развлекательно-индустриальные" и вовсе паразитические структуры?

Можно ли сравнивать взнос кишиневского центра, торгующего шикарными иномарками, и жалкую лепту разваленных агрохозяйств, бывших колхозов и совхозов, не говоря уже о "фермерских хозяйствах" с их несжатыми, или незасеянными "полосками" квот?! Если бы можно было обложить страховыми взносами теневой бизнес, включая наркоторговлю, международную проституцию и контрабанду оружием, то получилось бы еще более "активное участие в формировании пенсионного фонда". И тогда следовало бы сказать селу: Вот, смотрите, как много отстегивают в пенсионный фонд уважаемые наркобароны и валютные шлюхи, извольте подтянуться к этому уровню! Конечно, процитированные мною знатоки не виновны в том, что их взгляды сложились в нашем тихом омуте, где глухо аукаются идеи МВФ и смутно отражаются лучи, идущие из западных королевств кривых зеркал. Им не понять, "чем государство богатеет", тем более – что нужно для благосостояния народа. И они едва ли знают о том, что их понимание "экономики" и того, что экономично, что справедливо, а что совсем наоборот, еще Аристотель четко отделил от подлинной экономики, назвав хрематистикой – искусством создавать богатство, а вовсе не обеспечивать общество средствами жизни, не хозяйствовать, не вести экономические дела.

Все туда придем

Но если благополучному кишиневскому знатоку, скорее всего, никогда не бывать в шкуре молдавского "агрария", то с трактовками иных экспертов по поводу пенсионных проблем сложнее. Приходится часто читать тревожные рассуждения о том, что "общество стареет", все большую долю в нем занимают пожилые, нетрудоспособные, а работающие, мол, вынуждены их содержать. Эти рассуждения, мягко говоря, неразумны. Во-первых, относительное старение населения – неизбежное следствие общего социального и научно-технического прогресса, и альтернатива ему – войны по Мальтусу. Во-вторых, те, кто сегодня нетрудоспособен, вчера своим трудом создавали богатства страны, и именно за счет этого выстроено нынешнее благополучие экспертов и иных трудоспособных. В-третьих, тот, кто сегодня трудоспособен, завтра неизбежно станет пенсионером, и не надо рассуждать типа "не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым". И наконец, в-четвертых: это в превратном мире, сконструированном монетаристами, пенсии одним якобы формируются другими или, что ближе к истине, сам человек в течение трудовой жизни копит свой пенсионный фонд. Это в обществе, где каждый сам за себя, возникают проблемы, кто кого кормит, содержит и т.п. В нормальном обществе, в каком мы благоденствовали не так уж давно, каждый живет и трудится для всех, а государство, как орган функционирования и управления обществом, обеспечивает человека и зарплатой, и пенсией. И, кстати, в СССР не было такой массы неразрешимых финансовых проблем, а знаете почему? Потому что финансы обслуживали экономику, а не подминали ее под свой денежный мешок. И самое главное: надежный залог того, что в обществе не будет нищих, что все будут жить более или менее благополучно, – в том, чтобы не было богатых, не было тех, кто создает свое благополучие за счет других и на фоне их неблагополучия. Китайские потуги "построить общество богатых людей" – это замаскированное строительство капитализма через соблазнение масс богатством.

Так было... так будет

К чему я это пишу? Да не подумают, что это попытка махать кулаками после давно закончившейся драки. Драка (фигурально говоря, надеюсь) еще только впереди. Хочу обратить внимание, что упомянутое государственное обрушение доллара, казалось бы, невыгодно никому в нашем обществе, однако "если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно". Более того, направленность монетаристских реформ, преступных по отношению к большинству народа, вполне очевидно. Выиграли и выигрывают от них конкретные 10% населения (максимум), и это не беднота, не работяги, не безработные, не "черные пенсионеры" и не "аграрии" нищих квот. Во всей "рыночной демократии" и в демократии как таковой заинтересованы "знакомые все лица", связанные с капиталом, с финансами, с торговлей, а также с властью, им продавшейся. Словом, те господа, которых в 1917 году отменили.

Трудно быть оптимистом в современной Молдове, но сошлюсь на российские примеры – все-таки недавно мы с россиянами были гражданами единой Великой страны. И, возможно, снова будем. В одной статье Интернета автор пишет: "Нет, что ни говори, а в последнее время появляется все больше поводов для оптимизма. Почти два десятилетия капиталистических «реформ» в нашей стране начинают приносить плоды... Левая, социалистическая и даже коммунистическая идея приобретают все большее число сторонников... Вот, к примеру, как-то включаю телевизор, а там популярный знаток г-н Друзь разъясняет аудитории, что коммунизм – это единственная альтернатива и без него никуда! ".

По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в конце августа, 52% опрошенных россиян считают, что следующий президент у них должен быть «левым». Лишь каждый пятый полагает, что президенту лучше быть «правым» – «рыночником». К этому надо добавить, что, по опросу прошлого года, большинство россиян назвали рыночные реформы преступлением против российского народа. И наконец, на днях в Подмосковье прошел съезд "Справедливой России", на котором ее лидер, глава Верхней палаты Госдумы Сергей Миронов объявил о подготовке партийной программы "нового социализма XXI века". И я говорю: так было, так будет.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100