Лефт.Ру |
Версия для печати |
Если вы хотите понять всю глубину палестинской трагедии и тяжесть стоящей перед палестинским народом дилеммы, взгляните на недавний декрет израильского министерства просвещения, который, по сути, требует от еврейских и арабских школьников поставить свою подпись под Декларацией независимости государства Израиль, в качестве одного из мероприятий по празднованию 60-й годовщины создания еврейского государства.
В заявлении, распространенном по школам, министерство ставит следующие цели, приуроченные к юбилею: «Отпраздновать 60-летие со дня создания государства Израиль в еврейской и арабской системах образования; усилить чувство сопричастности, гордости и любви к 60-летнему государству среди посещающих учебные заведения; помочь еврейской, мусульманской, христианской и друзской молодежи, а также представителям других групп, сформировать ясное видение Израиля как еврейского и демократического государства; вдохновить чувство социальной ответственности у молодых граждан и побудить их к активному участию в делах общества».
Даже беглого взгляда на этот документ достаточно, чтобы понять, что в Израиле не существует палестинских арабов: они обязаны быть, прежде всего, израильтянами, а затем «мусульманами, христианами, друзами и другими». Арабский школьник, согласно этой высокой педагогической цели, должен любить Израиль, быть израильтянином и, не больше не меньше, гордиться этим. Такой документ был бы без сомнения достоин всяческих похвал, будь он распространен (разумеется, с соответствующими изменениями национальностей) среди юных граждан Ливана, Ирака и других стран. В Израиле же просто трудно придумать более гротескный документ.
В данном случае мы сталкиваемся с очень устойчивой формой колониализма. Этому колониалистскому предприятию было недостаточно захватить землю, прогнать её коренных обитателей, привезти на их место других людей и разрушить жизнь целого общества, оправдывая все это божественным промыслом и, в то же самое время, абсолютно искренне считая себя светским национально-освободительным движением. Нет, этот колониализм хочет ещё, чтобы его жертвы восхищались им, признав не только его существование, но и историческую легитимность. Он хочет загнать себя своим жертвам под кожу, затеяв ритуал с подписанием декларации независимости, которая одновременно является признанием их собственного поражения.
Сионистский колониальный проект уникален в своем помешательстве на проблеме идентичности, в своем страстном желании играть роль вечной жертвы, а также в своем стремлении добиться легитимации путем вызывания любви у своих жертв, стараясь представить дело так, будто он оказал им огромную услугу, освободив их от национальной территории и идентичности и взвалив весь этот тяжкий груз на свои плечи. В знак благодарности за такие проявления щедрости и благородства, он ожидает от своих жертв участия в его борьбе и в его боли и страданиях, причиняемых постоянной необходимостью обрушивать горе и несчастья на других. При любом случае проявления жертвами неблагодарности – например, когда они пытаются восстановить свое разорванное национальное сознание – сионизм грозно поднимает либеральный пальчик и начинает стыдить свои жертвы пристрастием к националистической демагогии, шовинизму и другим вещам, столь немодным в век глобализации.
Только Израиль имеет право на шовинистический национализм, монополизировав статус вечного страдальца и все вытекающие из него привилегии. Его жертвы, в то же время, должны выражать свое восхищение им, или, на худой конец, научиться его терпеть.
Проявления шовинизма и одержимости национальной символикой ощущаются повсеместно: в национальном гимне, патриотических маршах, военизированных молодежных организациях, флагах на каждой школе и госучреждении, а также в регулярно принимаемых законах об обращении с сионистскими символами. Но в нашем случае речь идет уже о куда более серьезных вещах. Заставлять школьников, пусть даже еврейских школьников, подписывать декларацию о национальной независимости - означает поднимать национализм до уровня религиозного обряда, когда дети с карандашами в руках мистически олицетворяют священных отцов нации. Произойди нечто подобное в арабских странах, в Израиле не смогли бы сдержать сарказма.
Израиль зиждется на ультранационалистической идеологии, которая последовательно воспроизводит себя во всей гамме политического спектра. Но в указе министра просвещения, предлагающем арабским школьникам подписать декларацию о независимости, эта идеология превзошла саму себя. Колониальная мысль и политика вырядились в тогу равенства и политкорректности. Не должно быть дискриминации одних детей за счет других, говорят нам, в то время как речь идет об одной из вершин расовой дискриминации: еврейского ученика просят подтвердить свою этническую идентификацию (или, выражаясь критически, отречься от собственной индивидуальности и ассимилировать идентичность национального проекта); от арабского же ученика требуют отречения от собственной этничности и разрушения идентичности через солидаризацию с колониалистским проектом, изгнавшим его народ и отрицающим само существование этого народа.
Нынешний министр культуры и образования, инициировавший и возглавивший этот просвещенный мозговой штурм, является представителем либерального крыла сионистского истеблишмента. Сионистская левая, исторически представленная сионистским лейбористским движением и его ответвлениями, фактически заложила основания израильской государственности: она вела вооруженную борьбу с арабами, налаживала отношения с Британией, а, затем и с США, разрушала палестинский национальный проект и строила на его руинах свой собственный. Она также является автором идей арабо-израильского сосуществования на основе арабо-еврейского братства и совместной ненависти еврейских и арабских бедняков к арабским реакционерам и арабским правящим классам (с современными представителями которых Израиль стремится заключить мирные соглашения и альянсы против арабской бедноты и арабского национализма - как панарабизма, так и исламского «экстремизма»). Эта сионистская левая изначально противостояла либералам, заключившим союз с сионистской правой. Однако сегодня левые сионисты выступают в союзе с либералами, и именно из этой политической среды вышла извращенная идея о том, что арабские школьники должны подписать сионистский национальный документ о независимости.
Я не стану, разумеется, приписывать сионистскому государству все зло на этой земле, не говоря уже о дьявольской магии, как делают некоторые люди, слабо знакомые с историей и содержанием сионистского проекта. У сионистских либералов имеется, естественно, иной взгляд на рассматриваемый декрет министерства образования. Они рассматривают декларацию о независимости, один из параграфов которой призывает к равенству всех граждан, без различия религии, расы и пола, как относительно прогрессивный документ, в особенности в сравнении с превалирующей политической культурой расизма, пропитавшей современные школы и сознание нынешней молодежи. В таком свете подписание данного документа выглядит как очень просвещенное действо, напоминающее об «универсальных ценностях», на которых был основан Израиль. В то же время, либералы, предложившие эту идею, не будут подвергнуты критике за свою «мягкотелость» или обозваны «предателями», так как все что они хотели, это доказать свой патриотизм и лояльность основополагающему сионистскому тексту.
Но все эти соображения касаются лишь споров между израильтянами-евреями. Они никоим образом не затрагивают арабских граждан Израиля. Ведь для арабов дискриминация не есть относительно недавний феномен, возникший вследствие распространения расистской культуры среди еврейских школьников. Для них дискриминация существовала задолго до оккупации 1967 года, вне всякой связи с благими намерениями, выраженными в израильской декларации о независимости. Израильские либералы верят в то, что, призывая возвратиться к границам до 1967 года, они зовут Израиль вернуться к своей истинной доброй природе, как будто бы до 1967 года Израиль был образцом демократии, равенства и прав человека. Они убеждены в том, что, протестуя против оккупации, они утверждают прежнее, более прогрессивное общественное устройство. Но истина заключена в том, что это устройство никогда не имело никакого отношения к равенству арабов.
В те же дни, когда сионистское государство объявило о своем суверенитете на земле Палестины, Хагана (еврейское вооруженное формирование – пер.) собиралась овладеть всей Палестиной и изгнать из неё арабских жителей. После официального создания государства Израиль и ввода в действие декларации о независимости, провозгласившей равенство всех граждан, арабы попали под власть военного положения и были приняты законы о конфискации их земель. Они стали подвергаться систематической дискриминации во всех областях жизни.
Теперь позвольте мне выступить в роли «адвоката дьявола»:
«До сих пор, Азми, ты говорил только о практике сионистов, но ведь обсуждаемый документ сам по себе очень хорош. Стоит ли только из-за того, что практика отклонилась от теории, выплескивать младенца вместе с грязной водой?»
Во-первых, декларация о независимости Израиля не является абстрактной теорией. Подразумевалось, что она начнет осуществляться сразу после своего провозглашения и станет формировать процесс национального строительства на основе своих принципов, а именно определения сионизма как национального движения для создания государства на основе эксклюзивного самопровозглашенного исторического и религиозного права, вытекающего из библейских текстов и «непрерывного» еврейского присутствия в Палестине.
«Но как же быть с параграфом о «равенстве»?»
Документ также должен был закамуфлировать суть сионистского колониального проекта, и в этом отношении он выполнил свою функцию. Приверженность принципу равенства являлась одним из условий принятия Израиля в ООН. Декларация о независимости не есть теория, которая была искажена при её воплощении в жизнь. Это была официальная прокламация той идеологии и того мировоззрения, которые, на самом деле и были осуществлены на практике. Это была не только идеология колониального проекта, осуществлявшегося на руинах палестинского общества, но также и идеология государства, в котором национальная принадлежность определяется по принадлежности религиозной. Понятно, что в данном контексте националистический ритуал пресуществления, включающий подписания этого клочка бумаги, означает одно для еврейского ученика и совершенно другое для ученика арабского. В первом случае речь идет об утверждении национальной и религиозной идентичности молодого человека, во втором же случае – это психологическое, моральное и культурное изувечение.
Давайте посмотрим на некоторые положения этого документа, который требуют от арабских учащихся в Израиле подписать:
«В стране Израиля возник еврейский народ. Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и завещал миру нетленную Книгу Книг.
Насильно изгнанный со своей родины, народ остался верен ей во всех странах рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возвращение на родную землю и на возрождение в ней своей политической независимости.
Проникнутые сознанием этой исторической связи, евреи из поколения в поколение пытались вновь обосноваться на своей древней родине. Последние десятилетия ознаменовались массовым возвращением в родную страну. Пионеры-репатрианты, прорвавшие все преграды на пути к родине, и защитники ее оживили пустыню, возродили древнееврейскую речь и построили города и села. Они создавали развивающееся общество, самостоятельное в экономическом и культурном отношении, миролюбивое, но способное оборонять себя, приносящее благо прогресса всем жителям страны и стремящееся к государственной независимости.
В 1897 году по призыву Теодора Герцля, провозвестника идеи еврейской государственности, собрался первый Сионистский Конгресс, провозгласивший право евреев на возрождение на своей земле.
Это право было признано в Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года...»
Арабские учащиеся в Израиле должны теперь подписаться под отрицанием своего собственного существования. Более того, когда они подходят к отмеченному параграфу о равенстве, они видят, что он взят из предсказания пророков Израиля и относится прежде всего к праву евреев на возвращение:
«Государство Израиль будет открыто для еврейской иммиграции и для возвращения в него рассеянных по свету евреев; оно приложит все старания к развитию страны на благо всех ее жителей. Оно будет зиждиться на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами израильских пророков. Оно осуществит полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН».
Оригинал находится на: http://weekly.ahram.org.eg/2007/868/op1.htm
Перевод Ильи Иоффе
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |