Лефт.Ру |
Версия для печати |
Когда в очередной раз слышишь о воронинском "созидании", возникает два вопроса: что созидают и зачем? Пока что происходящее в Молдове похоже на то, как черной краской малюют по черному фону – сплошной квадрат Малевича. В лучшем случае, маячат призрачные замки из баксов на песке зряшных надежд. По поводу пресловутого созидания (что и зачем) есть анекдот, скорее даже притча. Бессарабский жлоб, разбогатевший на торговле грецкими орехами, приехал отдыхать на Мальдивы. Приехал – и восторгается, какие там крупные орехи растут. Идет он по пляжу, а под пальмой абориген лежит. Наш бизнесмен и говорит ему: – Чего ж ты лежишь без дела, братан, смотри, сколько над тобой кокосов! Собери, продай, купи тележку. – Зачем? – Как зачем? Приедешь, загрузишь в тележку еще больше, продашь, купишь грузовик... – Зачем? – Ну, загрузишь грузовик, продашь, получишь кучу денег и наймешь рабочих. – Зачем? – Они у тебя кокосы будут собирать, а ты будешь себе лежать! – А я и так лежу...
Вопреки жесточайшей засухе, у нас собран неплохой урожай винограда – даже богаче, чем в прошлом году. Теперь, если российское эмбарго не возобновится (чур, чур!), есть основа для того, чтобы помаленьку восстанавливать былую винодельческую славу. Это хорошая новость для Молдовы. Но плохих новостей больше. Видать, зима для большинства простых жителей будет особенно холодной, потому что коммунальные грабежи (простите, платежи) все более европеизируются.
Ситуация с оплатой отопления "зависла", но компенсировать населению повышение цен на газ никто уже не будет. Не по-европейски это. А вот ANRE (Национальное агентство по регулированию в энергетике), на днях справляя 10-летний юбилей, по этому случаю приготовило нам крупную свинью, заявив, что установит "дифференцированные расчеты за электричество по европейским нормам", а также "намерено завершить разработку регулирующих актов для полной либерализации рынка электроэнергии".
Словом "либерализация" тут всё сказано. Собрав к юбилею заседание "Клуба экономической прессы", руководство ANRE (структуры, без которой молдавская советская энергетика много лет обходилась, и куда успешнее) наговорило мудреных слов типа "рынок электроэнергии", "поощрение конкуренции", "защита потребителей", "надежное качество энергоснабжения". Из сообщения еженедельника "Analytique" явствует, что с увеличением производства собственной электроэнергии дела у нас почти безнадежные, "либерализации" пока не получается, но тарифы будут расти – это точно.
"Дифференцированные тарифы" ни в коей мере не облегчат бремя наших платежей, которые "должны основываться на реальных затратах". С этим трудно спорить, непонятно лишь, почему не учитываются финансовые возможности большинства – так называемых потребителей. А им придется платить еще больше, о чем прямо и сказано. Если прежде существовали "перекрестные субсидии", при которых "экономические агенты оплачивают тариф выше реального, косвенно субсидируя бытовых потребителей", то теперь будет наоборот: "больше всего придется платить населению, так как это конечное звено потребителей, которому энергия доставляется с большими потерями". Причем, заметьте, на устранении "перекрестных субсидий" настаивает МВФ – наш главный либерализатор. Напомню, что при советской власти логика рассуждений была прямо противоположной, существовали даже предприятия, на экономической мощи которых основывалось благополучие поселков, городов и целых административных районов – они обеспечивали и развивали всю социальную инфраструктуру окрест. Теперь забота – лишь о владельцах капиталов, а соответствующие тяготы возложены на тех, кто крайние.
Чем хуже хозяйственные дела в стране и в отрасли, тем больше обирают тех, кто меньше всего имеет. Чтобы прирастало у тех, кто и без того имел немало. Это естественно. Говорят: с миру по нитке – голому рубашка. Но ведь если чиновникам от энергетики и того же ANRE сократить зарплаты, всевозможные расходы на их содержание и шикарное существование, этого никак не хватит на то, чтобы улучшить дела в энергетике и коммунальной сфере. Зато обратный прием зело хорош: с каждого, и так голого, по нитке – какая шикарная рубашка для воротил либерализирующегося рынка!
Как бы паршиво ни становилось в стране, как бы ни гневались по этому поводу те, у кого "бизнес не идет", как бы ни разводили руками высокие чины, ссылаясь на объективные причины и козни России, – при любой погоде богатые и власть имущие беднее не становятся и своими интересами не поступаются. Тришкин кафтан молдавской экономики латают теми самыми нитками с голых, а вернее, жилами, которые вытягивают из них всевозможные реформаторы, реструктуризаторы, либерализаторы и воронинские возрождатели.
Охватывает тоска безнадежности, когда видишь, как зряшно и далеко от интересов народа всё что ни делается, все, вокруг чего поднимается шум в верхах власти и в СМИ. Да что там верхи – едешь по трассе Кишинев-Бельцы и видишь, какое в придорожных селах идет возрождение с европеизацией. Поля скудны, сады усохли, скотина худа, народ растерян и тщетно пытается хоть что-то продать по обочинам шоссе, превратившимся в марафонский рынок. Зато каждый бывший сельмаг ныне – "supermarket", забегаловка, не тянущая даже на корчму, стала "bistro", а захудалый клуб уже не просто клуб, а "night-club".
В столице, конечно, всё куда респектабельнее: высятся шикарные офисы банков, растет число увеселительных и торговых заведений, чуть не на каждом углу банкоматы, а валютных касс не счесть. Правда, человеку с малым достатком все это невпрок, ему и поесть негде: ни столовых, ни дешевых кафе давно нет. И любопытная деталь: на смену вытесненным русскоязычным надписям тотчас пришли английские, французские, немецкие, даже турецкие, но ревнителей чистоты госязыка это не волнует. Впрочем, при одержимости евроинтеграцией этим казусом можно только гордиться.
Недавно вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Стратан публично заявил: "Мы выполнили План действий «Молдова – ЕС»... но у Евросоюза есть ряд замечаний". То есть Молдове предлагают поработать еще, памятуя, что вход в ЕС для нее, в принципе, не закрыт, так что, как в песне поется: "надейся и жди". И опять же, эти замечания обтекают по касательной коренные интересы людей. Если спросить, как живется большинству в странах, которые уже вступили в ЕС, то надо признать: лучше им не стало, а многим, напротив, стало только хуже. Отсюда понятно, что евроконтролеров, проверявших, насколько старательно европеизируется Молдова, больше интересует "свобода СМИ", чем повальная нищета масс, бездуховность, суета, бессмысленность рыночного существования людей.
Строго говоря, "евроинтеграция" на пространстве СССР началась еще во время перестройки, и первым ее признаком стало обнищание и бедствование масс по мере разрушения социально-экономической системы. Процесс ускорился с развалом державы и появлением ее "суверенных осколков", ставших игрушками в руках глобализаторов. Поэтому сегодня в СНГ около 20 млн трудящихся живут за чертой бедности, а 9 млн лишены возможности работать – цифры, немыслимые в Советском Союзе. Демократы, втягивая страны во всевозможные западные структуры, в том числе в ВТО, сулили перемены к лучшему. Но, как и следовало ожидать, этого не случилось. В Киргизии за чертой бедности – 43% населения, в Армении и Грузии – по 52%, а в Молдове – 72%. Это волнует евроинтеграторов. Поэтому не только "абсолютный приоритет" Воронина, навязанный Молдове, но и его "возрождение" в целом – ТИПИЧНОЕ НЕ ТО, в чем нуждаются страна и народ.
В Европе, так сказать, уже европеизированной, то есть очищенной от социалистического прошлого, картина не краше. По недавнему докладу ЮНИСЕФ, не только в странах СНГ, но и в "демократиях" Восточной и Центральной Европы "2,4 млн детей школьного возраста лишены начального образования, а 12 млн не ходят в среднюю школу". Поэтому ежегодно 14 млн молодых людей в Восточной, Центральной Европе и странах СНГ вступают во взрослую жизнь, не имея аттестата об окончании школы и какого-либо образования. Вот такие цивилизации с демократизацией, армиями безработных, легионами бомжей, толпами нищих и молодым поколением безграмотных рабов. Бывают трудные времена, когда социальные и духовные нужды отступают на задний план. В свое время царь Петр "на пушки переплавил колокола", но тогда была война на два фронта – за Прибалтику и Черноморье. Что ныне держит Воронина и его команду, не позволяя им всерьез взяться за искоренение бедности, безработицы, детской неграмотности и беспризорщины?
Недавно в Вильнюсе прошла конференция под девизом "Ответственная энергетика – для ответственных партнеров». Это была сводная тусовка восточноевропейцев и лидеров блока ГУАМ – всех, кто враждебен к России, живя у нее под боком. Речь шла о том, как бы прожить без российских нефти и газа. Об итогах конференции отзывы противоречивы. То ли сделан первый шаг к энергонезависимости от России и осталось найти, откуда брать углеводороды да проложить соответствующие трубы в обход России. То ли, наоборот, выявилось, что без сотрудничества с Россией как главным поставщиком ресурсов – никуда.
Два дня участники конференции жаловались друг другу на проклятый «Норд Стрим» (газопровод по балтийскому дну из России в Германию) и «энергетический шантаж России». Журналисты, проведя оригинальный "контент-анализ", подсчитали, что самым популярным словом с трибуны было шершавое слово "Раша" (Россия). Вторым по частоте оказалось слово «Газпром», а третьим – «монополи» (монополия) в связке с двумя предыдущими.
Вот в какую задушевную компанию клеветников России попал наш президент. Не знаю, чем объяснялось его отсутствие на вильнюсском саммите, но версию о выходе Молдовы из ГУАМ президентская пресс-служба опровергла. Между тем давно пора это сделать, если мы действительно хотим наладить партнерские отношения с Россией. А только это и позволит нам выбраться из экономической трясины вместе с евроинтеграцией и зависимостью от грабительского Запада. Кто же поверит, что, тесно сотрудничая с НАТО, назойливо требуя вывести "российские войска" из Приднестровья и пытаясь, что называется, без мыла влезть в Евросоюз, Молдова сможет, как послушное теля, сосать молочко у двух маток?
Ясно, как божий день, что этого не получится. С западной "маткой" облом уже налицо, хотя именно ради подачек с Запада Воронин и затеял, угождая тамошним боссам, ссору с Россией. И тем самым пришел ко второму облому, после чего Молдова оказалась у разбитого корыта – как раз в тот момент, когда достаточно ясно выявились и бесперспективность западного вектора, и преимущества опоры на Россию, СНГ и новые структуры в ней. Ну мыслимо ли так бездарно руководить? Зачем? спросите у России...
Россия – огромная и сложная страна, над ней пронеслись те же опустошительные западные реформы. Она – страна капиталистическая, и те же проблемы, которые уже добивают Молдову, остро стоят и там. Но ситуация в России совершенно иная. Это еще раз показал диалог в открытом телеэфире президента Путина с россиянами 19 октября.
Дело даже не в самом по себе экономическом возрождении и не в самостоятельном, вопреки воле Запада, геополитическом курсе как таковом. Главное – в редчайшем для мировой истории и глобальной географии единении власти и населения. Треть россиян все еще недовольна своей жизнью, но политику Путина поддерживает подавляющее большинство из них. Если бы Владимиру Воронину удалось хотя бы поддержать тот рейтинг, который проявился по итогам парламентских выборов 2001 г., а тем более мудрой политикой повысить его, – и ему бы самому цены не было, и жизнь наша стала бы против сегодняшней намного краше. Но президент со своей командой не смог ответить на вопрос, который интересовал общество: что возрождать и зачем? Следовательно, не была востребована и реализована потенциальная энергия созидания, дремлющая в любом обществе и даже в аборигене, который лежит под кокосовой пальмой.
Для чего трудиться, создавать, копить деньги? Улучшится ли жизнь общества, и самое главное – улучшится ли человек? Однозначно, демократия западного образца, сцепленная с экономическим либерализмом, не дает человеку заветный ключ счастья, а лишь ухудшает людскую породу, развращает массы, превращает общество в толпу корыстных эгоистов. Может быть, это и соответствует "западным ценностям" (известно, какая ценность на Западе самая ценная), но однозначно и вопиюще противоречит базовым, изначальным ценностям, общим у Молдовы с Россией. Вот простая и неустранимая причина, почему молдаване – не европейцы, вот почему молдаванам нельзя "идти в Европу", а Молдова исторически обречена быть вместе с Россией в рамках единого евразийского мира.
В США, накопивших немыслимые даже по западноевропейским меркам богатства, 80% населения – с доходами ниже среднего. В мире, где одни ворочают миллиардами, а другие живут на халявский вэлфер, никогда не будет благополучия и людского счастья, даже если вэлфер позволяет не просто сводить концы с концами, а и безбедно жить. Ведь дело не в богатстве как таковом, а совсем в другом, и это называется социальной справедливостью.
Ухватив этот термин за хвост, воронинцы превратили его в приманку, девиз своей пропаганды, но жизнь показала, что никакая справедливость их не волнует. Между тем люди, оставаясь людьми, никогда не перестанут задавать вопросы об источниках богатства и об устройстве общества, где одни должны работать на других, превращая их в богатеев и оставаясь бедняками. И даже если они не восстают против такой несправедливости, все равно основанное на подобных "ценностях" общество никогда не будет свободным и счастливым. Потому демократия, преимуществами которой можно воспользоваться только при наличии больших денег, – никакая не демократия, а изощренная форма классового господства.
Нужен проект, который побудил бы аборигена из пресловутой притчи встать с пляжного песка и залезть на пальму за орехами. В России такой проект составлен. В Молдове – стоит на повестке дня.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |