Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Дмитрий Якушев
Героизация Калоева, как отражение идейного кризиса власти и общества

«Вы настоящий человек», - с такими плакатами встречали Виталия Калоева в московском аэропорту активисты прокремлевского движения «Наши». Напомним, что в Россию Калоев возвращался из швейцарской тюрьмы, где он сидел за убийство диспетчера компании Skyguide Нильсена, совершившего трагическую ошибку, в результате которой разбился российский самолет, и погибла семья Калоева. Приведенная в исполнение месть превратила Калоева в подобие национального героя. Газеты, телевидение, власти, особенно республики Осетия – все восхищаются Калоевым. Ах, какой он замечательный. Око за око, зуб за зуб. Каждый настоящий мужчина должен брать пример с Калоева.

Увы, весь этот шум является еще одним отражением тяжелейшего идейного кризиса власти и всего общества. Власть, балансирующая между либерализмом, госкапитализмом, а теперь еще и «новым социализмом» от Миронова не может ясно сформулировать ни цели, ни смысла своих действий. Никто в стране, включая самого Путина, точно не знает, что такое «план Путина» и есть ли он вообще. Так недавно в ходе «прямой линии» с гражданами России Президент откровенно назвал «план Путина» «политтехнологией». Обезумевшее общество, отказавшись от коммунизма, дававшего целостную картину мира, мечется между этническим национализмом, евразийством, религией, идолопоклонством перед Западом. Теперь вот схватились за Калоева. При этом мало кто пытается разобраться в сути произошедшего.

Что же случилось на самом деле? Следствие показало, что компания Skyguide жестко экономила, как на оборудовании, так и на персонале. В момент столкновения Нильсен был в диспетчерской один и должен был одновременно обслуживать несколько самолетов. В диспетчерской не работала часть необходимого оборудования. В таких условиях совсем немудрено было ошибиться. На языке руководства компании весь этот бардак, когда в погоне за прибылью экономят на персонале и оборудовании, называется «оптимизацией». К подобной «оптимизации» компании властно подталкивают законы капиталистического производства. Если быть честными, то придется признать, что Нильсен тоже жертва. И от того, что Калоев его убил ровным счетом ничего не изменилось. Одна жертва убила другую, а мы прыгаем от восторга и делаем героя из обезумевшего от горя человека, пропагандируя тем самым решение вопросов по-калоевски.

Героизация Калоева может привести к очень неприятным последствиям. Газета «Коммерсант» описывает, как встречали героя в Осетии:

«Они же не успокаиваются,- говорила ему по-осетински легко одетая женщина.- Мы уже не знаем что делать, как отомстить. Ни женщины, ни Виталий Калоев не уточняли, кто такие "они", но все понимали, что "они" - это жители соседней Ингушетии, откуда пришли в Беслан боевики. Именно ингушей многие жители Северной Осетии склонны считать главными виновниками теракта. Более того, осетины уже не раз приводили Виталия Калоева в пример, заявляя, что, если ингуши по-прежнему будут чувствовать себя безнаказанно, Калоевых станет очень много».

Сам Калоев тоже чувствует себя героем. Если на суде он еще пытался, как-то оправдаться, говорил, что хотел просто заглянуть в глазу Нильсену, а тот ему грубо ответил, то сегодня он прямо говорит, что сознательно убил Нильсена. Тот же «Коммерсант» пишет:

«Когда Калоев на несколько минут вышел из-за стола, один из журналистов спросил у него, раскаивается ли он в том, что совершил. Вы меня все время провоцируете,- грустно сказал он.- Я сделал то, что хотел, и то, зачем туда ехал».

Глупо и бессмысленно пытаться оживить в сегодняшних условиях такой институт родоплеменного строя, как кровная месть. Такой институт, конечно, не приживется нигде, кроме Северного Кавказа, где он еще не успел до конца отмереть. Но героизация Калоева вполне может спровоцировать волну бессмысленной жестокости, когда мстить начнут всем чеченцам, всем русским, всем ингушам.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100