Лефт.Ру |
Версия для печати |
"Мы, современные молдавские коммунисты, считаем себя партией перспективных интересов всего общества. Общества, в котором социальное, национальное и политическое разнообразие обеспечивают личности свободу выбора и условия для наиболее полной самореализации. Мы не просто боремся за интересы бедных – мы боремся с бедностью как таковой. Мы не ведем борьбу с богатством – мы боремся за то, чтобы богатство и достаток являлись следствием законных доходов, а не грабежа, коррупции и нещадной эксплуатации человеческих и природных ресурсов. Мы добиваемся равенства условий, добиваемся социальной справедливости и действенного демократического контроля общества над государством".
Из проекта новой Программы
Партии коммунистов Республики Молдова.
Вчитываясь в текст этого уникального документа, я все больше подозревал, что не столь уж он и уникален; что где-то я уже встречал подобное обращение с реальностью, установки на "покорение действительности" и даже целые фразы похожи... – и наконец вспомнил, на что все это так подозрительно похоже! На два бессмертных произведения Джорджа Оруэлла – "Скотный двор" и "1984". И хотя обе эти антиутопии мне не нравятся, они оказались, максимально востребованы. Вот, для начала:
«– Мы, свиньи, – работники интеллектуального труда. Забота о процветании нашей фермы и об организации работ лежит исключительно на нас. День и ночь мы неусыпно заботимся о вашем благосостоянии. Мы пьем молоко и едим эти яблоки только ради вас. Можете ли вы представить, что произойдет, если мы, свиньи, окажемся не в состоянии исполнять свои обязанности?».
Дж. Оруэлл «Скотный двор».
На прошедшей неделе XII пленум ЦК ПКРМ утвердил проект новой партийной программы, которую примет весной съезд партии. Полный текст проекта опубликован в № 46 еженедельника "Коммунист". Но еще раньше он странным образом попал в интернет, предпосланный вдохновенно-сочувствующей статьей, и тотчас вызвал отклики. Вот первый из них с сайта forum.msk.ru, озаглавленный "Розовые коммунисты": «Исходя из прочитанного, сделал вывод, что ПКРМ – типичная социал-демократическая партия западного толка. Называться коммунистической у нее оснований никак не больше, чем у КПРФ. Фраза "плодотворное развитие социалистических идей в Западной и Центральной Европе" выглядит особенно забавной на фоне событий во Франции и Бельгии»... Другой автор, выразив согласие с процитированным, добавил: «Опошление идей социализма...».
"Розовые коммунисты" и "опошление идей" – еще мягко сказано. Но авторам простительно, они – россияне, один прямо признается: «...о реальном положении вещей в Молдове не знаю». Что ж удивляться, о том же не знает и изрядное большинство молдавских граждан, которых столько лет обрабатывают воронинским новоязом, вбивая в головы нелепый проект "молдсоца".
Я не собираюсь разбирать все положения перепроектированной программы ПКРМ – это займет слишком много места. Любой может сам оценить документ. Остановлюсь лишь на отдельных моментах, которые, что называется, вопиют.
Политическим обманом нас не удивить, и куда бы ни шло, кабы воронинцы приняли проект своих "зияющих высот", будучи в оппозиции и суля публике новую жизнь. Ан нет: с 2001 года они правят. И вот читаем: мол, когда мы «в 2001 году пришли к власти», а «второй раз это удалось нам же, но уже четыре года спустя», то «во многом эта очередная победа была обусловлена практической реализацией главных выводов, которые следуют из этого мировоззрения». И далее следуют наглые по своему несоответствию с реальностью утверждения. «Мы сумели доказать, что», первое: «политика социальных инвестиций – это не популизм, не подачки и латание дыр, а реальный и эффективный механизм системного прогресса страны и общества»; второе: «что развитие демократических институтов – это основной инструмент борьбы за интересы всего общества»; третье: «что стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности является органичной составной частью социальной политики». Четвертое: «что только интеграционная открытость, полиэтнизм и гражданские свободы дают народу нашей страны реальные шансы постиндустриального развития».
Забубенная небывальщина, видимая каждому, кто не кретин. Этакая продукция министерства изобилия в голодной стране молдсоца. Ну, в общем и целом, по Оруэллу.
И эта похвальба – в стране, которая за "эпоху Воронина" прочно утвердилась как беднейшая страна Европы и СНГ! Раньше ее упоминали в перечислении наряду с Албанией, Арменией и Таджикистаном, но даже Таджикистан ее обогнал. Массовая безработица, более миллиона эмигрировавших гастарбайтеров, безудержный рост цен, чудовищное расслоение населения на зажравшееся ворье, коррумпированное чиновничество – и нищее большинство. Вот так "политика социальных инвестиций", вот так "системный прогресс страны и общества»! Чисто оруэлловское: "Ложь есть правда"! Фактически отсутствующее индустриальное производство, повально разоренная деревня с выделившемся слоем помещиков-феодалов, богатеев-кулаков – и массой селян, которые считают за счастье, если им удается наняться в батраки. А среди так называемых "лидеров" новых хозяйственных структур на руинах колхозов и совхозов – сплошь "краснобилетчики". И в городском бизнесе заправляют они же.
Но самое чудовищное в воронинщине все-таки – крайняя степень демагогии, лжи, статистических манипуляций и всеобъемлющего обмана: своего народа, международной общественности, заезжих журналистов, западных наблюдателей и т. п. На протяжении ряда лет власть обманывает население будто бы скорым вступлением в Евросоюз, чем оправдывает прозападную и антироссийскую политику, все подлейшие наезды на Приднестровье, заигрывания с НАТО... Но представители евроструктур неизменно заявляют о полной невозможности евроинтеграции Молдовы в обозримой перспективе.
Вся "обновленная программа" буквально нанизана на европейский шампур "гуманизма", причем заявляется, что и на пути гуманизации, прав и свобод, торжества закона и продвижения демократии – режим уже крупно преуспел. Но, как у Оруэлла в романе "1984" происходят казни в подвалах "министерства любви", так в застенках воронинского молсоца обычны пытки.
Ярчайшая черта режима – это типичное "полицейское государство" со множеством структур, охраняющих власть, которая давно заслужила быть смещенной и сознает это.
В "Скотном дворе" основной принцип "нового порядка" был переписан так: «Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие». Это стало базовым положением воронинского проекта.
Если верить тексту, первейшие заботы правящей партии – «равенство условий», которое означает «не только равенство всех граждан перед законом, но и ответственность общества и государства» (следует демагогия о том, чего в помине нет), и «социальная справедливость» – «...практическое воплощение высоких стандартов качества жизни для населения страны», означающая также «свободу каждого гражданина от угнетения и унижения, от нищеты и голода, от страха перед безработицей, болезнью и старостью».
Повторяю, ничего этого нет, более того – имеет место картина, отличающаяся от описанной как день и ночь, лед и пламя. Проект в чистом виде реализует воспетое Оруэллом покорение действительности по принципу: «Ложь есть правда».
Но поскольку модернизированная таким образом программа ПКРМ – это прежде всего планирование будущего, зададим вопрос: осуществимы ли равенство и социальная справедливость в том обществе, которое предлагается? Которое социализмом даже не называется, в котором будут развиваться "рыночные отношения", остается неприкосновенной частная собственность на средства производства и проповедуется социальная гармония эксплуататоров и эксплуатируемых? И что нового в этом, при всех модернистских и постмодернистских изысках, манифесте презренного оппортунизма?
Какое может быть равенство там, где через "новый" классовый анализ подсовывается «пролетариат знаний»? Кто это такой? Во-первых, конечно, «ученый, открывающий все новые горизонты в своей сфере», но уже на втором месте – «менеджер, стремящийся по-новому управлять тем или иным процессом». И эти два, бесспорно, "равнее", эти два и иже с ними устроят такую социальную справедливость прочим "равным", среди коих «инженер и рабочий, поспевающие за прогрессом на своем производстве», а также «крестьянин, внедряющий на своей земле новые сорта сельхозкультур или новые севообороты» и т. п. объекты воронинских забот…
Читая эту галиматью, которую в куда более зрелом виде излагали ренегаты социализма еще в конце XIX – первой половине ХХ веков, задаешь вопрос: что предлагает партии и стране проект программы –
Высшей степени демагогии с одновременным полным саморазоблачением воронинские идеологи достигли, добравшись до главного, – как они выразились, «преобразования проблемы собственности». Экое изящное иносказание! Из затхлого сундука ренегатов вытащен бородатый тезис о том, что «вопрос о собственности и... неизбежной связи частной собственности с угнетением и эксплуатацией или, напротив, обобществления – с освобождением от эксплуатации» устарел или неверен, короче, «в такой своей форме эта проблема утрачивает свой смысл».
Иной вывод в устах молдавских евро(псевдо)коммунистов был бы неестественным и вообще немыслимым. Можно, правда, сказать проще и честнее: мол, мы все крупные собственники, бизнесмены и все такое, и нам просто глупо и невыгодно высказываться против частной собственности и буржуазного рынка. А кто не успел, тот опоздал. Есть равные, но есть равнее. Однако это как-то некрасиво прозвучит, а так, как в проекте, – научно и изящно. И вот читаем: «Важны не столько конкретные формы собственности, сколько формы общесоциальной мотивации тех, кто управляет, распоряжается и владеет собственностью». Ну, а управляют-то они. И распоряжаются. И владеют. В духе "Скотного двора": «Сами свиньи фактически не работали, а лишь организовывали и руководили. Естественно, что эта главенствующая роль была обеспечена их выдающимися познаниями».
Хочу напомнить, откуда у меня в тексте вообще свиньи появились. Не подумайте плохого – это, конечно, аллегория. У Оруэлла рассказывается, как животные восстали против людей и как появились "скотный двор" и учение по названию «анимализм». Возглавил восставших «агрессивный кабан по кличке товарищ Наполеон». Рефреном проходит главная мысль романа: «Если товарищ Наполеон сказал, значит, это правильно». Не так ли по сей день честно и искренне рассуждает изрядное число членов ПРКМ?
Но, откровенно говоря, то, что сотворили вожди воронинской партии, взяв власть, что они творят и что еще намерены сотворить, – это все сплошное и натуральное свинство. Безо всяких аллегорий.
Ну, а в романе "1984" изображен "английский социализм", создавший невиданный строй вплоть до введения нового языка (новояза) и неусыпного наблюдения за каждым, с позволения, гражданином при помощи телевидения под лозунгом «Старший брат следит за тобой». Невольно вспоминается пресловутое "информационное общество" тов. Воронина, на деле означающее создание мощной «полиции мыслей», возглавлямой генералом Моложеном, который не раз откровенно и печатно сообщал, что у него в смысле информированности и документирования всё схвачено. Так что Старший брат может быть спокоен. Он ведь тоже невиданный строй решил нам обеспечить, а что касается новояза, то у нас он именуется госязыком.
Высокомерно осудив советское прошлое, в котором «левые ортодоксы», «коммунисты-догматики.., добравшись до властных высот, сами превращались в духовных инквизиторов», «на останках прежних эксплуататорских режимов... создавали пирамиды новых господствующих классов в лице чиновничье-партийной номенклатуры», и не замечая, что все эти "родимые пятна" целиком присущи и воронинскому молдсоцу с его шестилетним "возрождением", и лично Президенту-Председателю, выходцу из той самой номенклатуры КПСС, – авторы проекта провозглашают чудненький путь построения уникально нового строя, классовую суть которого толкуют вкривь и вкось, но только не в терминах классического марксизма, в верности которому еще клянутся.
Сделав упор на изъяны советского социализма, – реальные и мнимые – они объявляют себя, любимых, новым биологическим видом «современных молдавских коммунистов» с «обновленным гуманистическим мировоззрением», которые далее оказываются даже не молдавской партией, а «партией европейской модернизации» и, представьте, «эшелонированной демократии». Представили? Я – нет. У меня фантазии не хватило.
Кого же ставят нам в пример, на кого ориентируются, кого славят отечественные ренегаты, тщась прослыть эшелонированными и постмодернизированными демократами и где-то даже еврокоммунистами, будучи банальными властолюбцами и стяжателями? Трудно сказать, для себя или для партийной массы, но при решении этой задачи они применили еще один принцип Оруэлла:
Цитирую проект (не путать с произведениями Дж. Оруэлла): «...Нас не может не радовать плодотворное развитие социалистических идей в Западной и Центральной Европе, в странах Европейского Союза. Европа – не только колыбель социалистических традиций, именно тут сохранилась неразрывная и принципиальная связь этих традиций с современными ценностями демократии и свободы. И сегодня нельзя не видеть... триумфальное шествие европейской демократии...». Вот так: ложь есть правда, особенно если товарищ Наполеон так сказал.
Но в тот самый момент, когда молдавские "редиски" (красные сверху, белые внутри) умиляются успехам евротриумфаторов, не так давно заливших кровью Югославию, любовно побратавшихся с НАТО и раболепствующих перед мировым американским жандармом, – в Евросоюзе добивают последние остатки тамошних "социализмов" и "социальных государств", проводя в жизнь либеральные реформы и последовательно урезая и без того уже куцые подачки трудящимся, учащимся и пенсионерам. Тов. Воронин со сталью в голосе и со свинцом в глазах изрекал свои судьбоносные установки на пленуме, жестко навязывая их съежившемуся от нехороших предчувствий партийному активу, – а в это время всю Францию и почти всю Германию парализовали колоссальные забастовки.
Но нет, они не победят, потому что там – "левые", на которых ориентируются, коих славят и по кривому пути которых идут тов. Наполеон, – простите, "молдавский коммунист № 1" со своей новой-старой номенклатурой.
Самая большая трагедия Молдовы – это наше обезлюдение; нет ни единого достойного претендента на власть, ни политического или общественного авторитета, которому могли бы довериться избиратели, нет ни одной порядочной партии, в том числе левой. И пока это так, Большой брат следит за нами.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |