Лефт.Ру |
Версия для печати |
"Пустая телега громче громыхает" – гласит корейская поговорка. В Молдове эту формулу активно используют "там, наверху", а также в кругах, "толпящихся у трона". На минувшей неделе "аналитическая" газета "Пульс" широко осветила прошедший III съезд молдавского комсомола. Что и говорить, событие локально-глобальное, хотя комсомольские ряды, судя по числу представителей форума, редеют. И это вселяет оптимизм: молодежь, чувствительная к фальши и мало склонная к приспособленчеству, неохотно "пополняет ряды" воронинского резерва.
Но комсомольские лидеры – это совсем другое. В докладе Михаила Петрашку был подробно изложен несуществующий – да и неосуществимый – проект. По его мнению, "модернизация молдавского государства последние шесть лет под руководством ПКРМ создала реальные предпосылки к серьезному и решительному шагу на пути создания социального государства". И как раз в это же время, впервые за последние семь лет, в Молдове повысили тарифы на теплоснабжение. Параллельно появилась информация о том, что в школах республики уволены врачи, на очереди – сокращение медсестер. А проведенный на днях социологический опрос показал: почти 44% жителей недовольны своим материальным положением, считая, что оно в 2006 году ухудшилось. Такое вот "социальное государство", покрытое сусальной позолотой "евроинтеграции" . И тем не менее на встрече с иностранными дипломатами, аккредитованными в Молдове, президент Воронин выдал наш всеобщий срам за молдавский триумф, чем блестяще доказал, что широкие возможности демагогии можно превратить в безграничные. Если страстно захотеть или сильно перепугаться.
В старом фильме Михаила Ромма соратники известного германского вождя, подражая ему, наперегонки позируют с ладонями, сложенными на причинном месте. У нас до этого еще не дошло, но вся, с позволения сказать, "элита" захлебывается в демагогии - начиная с правящих деятелей и кончая героями оппозиции. Демагогия стала идеологическим оружием внешнеполитического наступления и защиты от народа.
Понятно, что язык дипломатии дан не для того, чтобы говорить правду. Но ведь и меру знать надо! А риторика Владимира Воронина перед западными послами была безмерной. Мюнхгаузен со Швейком отдыхали на задней скамье, посрамленные. Это невозможно просто цитировать, каждая лукавая фраза требует хотя бы реплики. "Все вы, господа дипломаты, свидетели того, сколь сложны и нетривиальны были все те проблемы, с которыми пришлось столкнуться Молдове в прошлом году. Норматив государственной конкурентоспособности в этой части Европы буквально за несколько недель был усложнен в несколько раз и, казалось, что Молдова просто не в состоянии справиться с этим неожиданным вызовом", – о чем этот зачин? О, это кратко-ино-сказательное изложение "торговой войны" с Россией. Не ляпнешь же вот так прямо, мол, я полез на рожон, а моя страна получила в репу. Нет, уверяет президент, "произошло все иначе. Я иногда думаю, что именно в подобных, по-своему экстремальных, условиях формируются и настоящий государственный иммунитет, и гражданская ответственность, и настоящая компетентность в принятии решений". Короче, побольше нам экстрима - и Молдова догонит Европу, а потом Америку перегонит. – "Этот вывод я делаю исключительно по результатам того, как наша страна, ее экономика и социальная сфера преодолевают планку исключительно жестких требований в сфере европейской модернизации, новой конъюнктуры рынка энергоносителей, в сфере международной торговли". Запомните эту фразу, она нам поможет разобраться с тем, как "социальное государство" Воронина "преодолевает планку".
Заверив дипломатический бомонд в том, что под его, президента, мудрым руководством страна одновременно добилась успеха, сохранила общественную стабильность и "не поступилась независимостью", Владимир Николаевич поблагодарил Запад за "весомый бонус". С этого момента блестящей речи стало яснее, сколь независима страна и от кого зависят ее весомые успехи. Послы внимали и, должно быть, думали: "Красиво излагает, надо ему что-нибудь еще подкинуть". А речь лилась, как трели соловья. Означенный бонус – "это, конечно же, аванс", признал Воронин, но это, – продолжил без ложной скромности, – "и свидетельство кредитоспособности нашей политики". И все благодаря Всемирному банку, Евросоюзу и, разумеется, США за их "стимулы". Что верно, то верно, если вспомним, что стимул – это такая заостренная палка, которой в Древнем Риме ослов погоняли – вперед, к развитию или куда-то еще.
Уж, казалось бы, стыд и срам от того, что все успехи подчиненной тебе страны объясняются "бонусами", выдаваемыми за иудову антироссийскую роль, – очевидны. Но Владимиру Николаевичу и этой стыдобы мало. Его даже не попрекнешь грубым словом из анекдота: "Мелко плаваешь, задницу видно", потому что он срам демонстративно выставляет и тем гордится.
Нашего президента воистину несло. Подобно бессмертному комбинатору, расписывающему перспективы Нью-Васюков, он излагал "курс европейской модернизации Молдовы". И даже не заметил, как перешел от лести Западу к наступательным упрекам и требованиям. Он заявил, что "мы (а кто "мы", собственно?) должны быть более решительными и более требовательными в отношении европейской интеграции". Он пояснил без обиняков: "Мы не хотим и не будем мириться с теми издержками европейского соседства, которые возникли для граждан и бизнеса Молдовы после вступления Румынии и Болгарии в ЕС". Во как! Не будем мириться. Возьмем и все переиначим, и Запад снова нам поможет. Мы, мол, "порадуемся успехам наших западных соседей тогда, когда граждане Молдовы будут обладать абсолютно такими же правами передвижения, что и граждане соседней Румынии". А раньше радоваться не согласны.
В Европе сейчас горюют по поводу принятия некоторых "новых членов". Изрядно портит кровь евролидерам Польша: едва вступила, а уже права качает и раскол вносит. Но домнул Воронин переплюнул пана Качиньского: он даже не учитывает, что Румыния уже член ЕС, а Молдову туда вообще не примут, и требовать "абсолютно таких же прав" предельно глупо. Единственно, чего добьешься, – еще раз подтвердишь, что в члены ЕС не годен...
Подозревая все же, что кое-какие из этих пассажей Европе окажутся "не в кайф", наш президент, всегда отличающийся смелостью, решил пошантажировать послов – и намекнул на улучшение отношений с Москвой: "Я искренне рад, что в минувшем году, после встречи 8 августа с президентом России Владимиром Путиным, наметился новый уровень ответственного и профессионального диалога с Россией". В проевропейском контексте выступления (тем более что российского посла на встрече не было) эта фраза оказалась столь же к месту, как седло на корове, но слово – не воробей...
А теперь коснемся другой модной темы, которую трепали на минувшей неделе власти, их лакеи и СМИ. Что такое "социальное государство" - известно. Хотя бы по тому, что в Европе этот институт сейчас активно демонтируют, поскольку в ряде ведущих стран западные "левые" – эсдеки и социалисты – уступили власть правым, да и сами резко поправели, перейдя на позиции неолиберализма. А неолиберализм, не встречая должного сопротивления слева, тяготеет к классическому либерализму с его абсолютно "свободным рынком" и "правом на неравенство" по Маргарет Тэтчер. Вот тут либералы идеально смыкаются с консерваторами, ибо интересы у них одни – обогащаться, грабя массы. И плевать им на "гражданское общество" и "средний класс", а также на "права и свободы" – они осуществляют свое классовое господство, опираясь на эластичные и фальшивые демократические устои и переписывая законы под себя, а если надо, то и грубо нарушая их.
Когда мы читаем о том, что "во всем цивилизованном мире" основную роль в экономике любой страны играет "средний класс", который ведет "мелкий и средний бизнес", – это, положим, так. Но нам забывают объяснить, что за этим скрывается. А ведь "мелкий бизнес", а также изрядная часть "среднего", – это мотыльки-однодневки, летящие на свет рынка и сгорающие в его пламени. Да, "средний класс" производит изрядную, а порой и наибольшую часть совокупного продукта, но в каких муках, с какими материальными и людскими жертвами! И все для того, чтобы производимая им стоимость в конечном счете перетекала в крупный бизнес, к олигархам. Ежегодно и ежемесячно тысячи и десятки тысяч мелких фирм вылетают в трубу, уступая место новым смельчакам и смертникам рынка, а капитал банкротов переходит к финансово-промышленным группам, к ТНК, к крупным и крупнейшим банкам, источники сверхдоходов которых чаще всего никому неведомы. А насчет "среднего класса", о необходимости которого в Молдове так много говорят демократы и псевдокоммунисты, – хорошо известно, что и в Европе, и в США он разрушен вместе с эсдековскими и иными моделями "социальных государств".
Если мы внимательнее рассмотрим происходящее в Молдове, то поймем, что здесь нет никаких шансов и никаких попыток создать "социальное государство". Напротив, параллельно с отчаянной "розовой" демагогией воронинцев реставрируется самый грубый и дикий капитализм. То есть общество самой дикой и грубой эксплуатации одних людей другими. В позолоченной обертке нам подсовывают, извините, сущее дерьмо. И делают это люди, по сей день называющие себя коммунистами. А им подпевает молодая поросль, пополняющая ряды ренегатов.
Есть еще одно отличие молдавского капитализма от западного: главный наш грабитель – каста чиновников, обслуживающая власть. И задача стоит лишь одна – покрыть сей каркас сусальным золотом "европейской модернизации". Кому-то – Михаилу Петрашку, Марку Ткачуку или Владимиру Воронину – кажется, что проект "социального государства", если его должным образом распиарить, станет дополнительным средством для того, чтобы добиться очередных преференций от ЕС. Но не более того, если не считать популистских целей, ведь в стране, как это ни огорчительно, время от времени проходят выборы, причем раз за разом – все неудачнее для правящей камарильи. Отсюда – весь этот шум и треск, эта пошлая демагогия, которой все меньше верят даже ветхие старички и старушки с партбилетами ПКРМ.
"Социальное государство – это высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизни общества, с установлением в нем принципов справедливости, равенства и свободы", – так сформулировал суть неосуществимого проекта М.Петрашку. Остро необходима, заявил он, "конституционно-правовая реформа о том, что задача социального государства – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые органичивают свободу и равенство человека, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех граждан в политической, экономической и социальной организации страны".
Это смахивает на некоторые партийно-комсомольские агитки времен Брежнева, а также на отдельные публикации еженедельника "Коммунист". Правда, в эпоху Брежнева был какой-никакой, а социализм, и тогда имелись основания говорить и писать о необходимости полного развития личности и активного участия граждан в общественной жизни страны. Сейчас и времена иные, и нравы, а Петрашку я бы посоветовал наведаться, скажем, в офис "Молдова-газа" или в любой райсобес и увидеть действительность, какова она есть.
И да будет ему известно: ныне, посредством оригинальной монетарной, фискальной, законотворческой и всей прочей политики правящий режим, который комсомольский вожак ориентирует на "создание социального государства", добился того, что одни только коммунальные платежи стали решающим фактором массового обнищания, а если к этому прибавить оплату медицинских услуг (которых, тем не менее, нет), не говоря уже о расходах на еду, – то впору говорить о целенаправленной политике уничтожения "наименее защищенных слоев населения", составляющих большинство тех самых граждан, о свободе, равенстве и "полном развитии" которых печется комсомольский вожак.
"Непредсказуемые сложности отступили в прошлое. Наступило время конструктивной, творческой работы" – этими словами, перемешанными с лестью в адрес западных дипломатов, завершал Воронин свою речь. Я сомневаюсь, что сложности действительно отступили хоть на полшага. По-моему, главное еще впереди. Впрочем, наш президент обрел богатейший опыт нагромождения сложностей и, возможно, в конце концов научится их преодолевать. Или, по крайней мере, как сформулировал один юморист, "с годами крепнет голова, и даже грабли, на которые наступаешь, ломаются о лоб, как спички". Поэтому за голову Владимира Николаевича можно быть относительно спокойными. Куда хуже с нашими головами.
Как конструктивно и творчески подходит правящий режим во главе с европейски ориентированным президентом Ворониным, я сейчас покажу с помощью кстати подоспевшей информации, вполне внятно характеризующей пресловутое "социальное государство". Вот сообщение tvc-21 от 26 января с. г. Этот вовсе не пророссийский сайт начинает, тем не менее, так: "В России на реформу системы образования правительство выделило 10 млрд руб. В Молдове не хватает средств даже на зарплату школьного медицинского персонала. Поэтому с начала этого года школьных врачей сократили, а с 1 июля в медпунктах средних учебных заведений и медсестру не увидишь.
В то время как в Москве во всех детских школьных и дошкольных учреждениях будет введена должность врача-психиатра, в Молдове отказались от обычного школьного врача. Оставив лишь единицу медицинской сестры. Да и то должность осталась только потому, что на этом настояло управление муниципального образования совместно с директорами школ и лицеев".
И далее тоже довольно интересно: "Система профилактики и контроля состояния здоровья детей в школах под угрозой с 2004 г.". Стало быть, не Снегур с Лучинским в том виноваты: "Такая ситуация возникла с тех пор, как в республике была введена страховая медицина. И потому теперь в школах и лицеях медицинские сестры будут работать только до 1 июля".
Хотя в детских садах должности врача и медицинской сестры сохранили, зарплаты у них таковы, что в детских учреждениях нарастает дефицит медперсонала. А после 1 июля садики и ясли перейдут на финансирование из муниципального бюджета. "Но в столичной казне эти деньги не заложены. Так что до сих пор неясно, кто будет платить зарплаты. Упразднив же врачей в школах, государство надеется значительно сэкономить. Однако забывает о главном – что под угрозу ставится здоровье, а иногда и жизни наших детей".
Да нет, ни о чем не забывает наше государство. Просто здоровье и жизни детей, а также их родителей ему, что называется, по барабану. По тому самому барабану, на котором воронинцы выбивают европейские марши.
Конечно, мы не в России: нет нефти и других энергоносителей, нет леса и руд, острый дефицит мозгов... Однако на фоне нищеты масс, бедствий школ и детсадов, общего разорения села, – богатеют банки и крупные фирмы. Не все, правда, но те, которые принадлежат "господам коммунистам" или действуют под их "крышей" – безусловно процветают. Пищу для размышлений дают также размеры окладов, установленных для целой тьмы чиновников, отнюдь не потеющих в шикарных кабинетах всевозможных "акционированных" госпредприятий, того же "Молдова-газа", например.
Выше упомянута так называемая страховая медицина. Еженедельник "Analytique" провел обширное интервью с шефом этой могучей службы Георгием Руссу. Надо отдать должное и автору, и его собеседнику: первый покалывал острыми вопросами, второй вел себя достойно, как партизан, дающий "откровенные показания". Из интервью мы узнаем, например, что, как выразился Г. Руссу, "медицина не страдает от того, что кто-то не купил полис – человек все равно заплатит". Это верно: есть у тебя полис или нет, лечат тебя или калечат – за такое "лечение" ты непременно заплатишь.
"Застрахованные тоже платят", – уточняет вопрошающий. Возражая ему, отвечающий развертывает эпическое полотно писанины, подсчетов, расчетов и прочих рыночных отношений, в которые погрузились врачи, – в то, что им по определению не свойственно и прямо противопоказано. Согласитесь, врач – это не коммерсант, а коммерсант – уже не врач. Заботы о здоровье пациента и заботы об умножении прибыли медицинских учреждений находятся на противоположных логических и нравственных полюсах. Это самоочевидно, и тем не менее у г-на Руссу другая точка зрения. Что только подтверждает вышесказанное: вовлеченный в бизнес-расчеты перестает быть медиком. Дошло до того, что фонд страховой медицины будет выплачивать за обнаружение каждого больного раком или туберкулезом по 500 леев. Неясно, правда, кому эти деньги достанутся и шевельнет ли отныне бизнес-эскулап хоть пальцем без такой мзды.
Одним словом - рынок! При чем тут, однако, здравоохранение? А при том, что это и есть "социальное государство" в исполнении ПКРМ. Мудрено ли, что ликвидируются школьные врачи? Чего не сделаешь ради евроинтеграции...
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |