Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Миссия Великого Осушителя
Или Шире рот на чужой каравай

Хорошо, что народная мудрость содержит определения на все случаи жизни. Но плохо, что ими в этой самой жизни редко руководствуются. "На чужой каравай рот не разевай", – говорят в России. Возможно, в Румынии сие правило неизвестно. Или известно, но за правило не признается. Нечто в этом духе демонстративно показывает своим поведением и эксцентрическими высказываниями румынский президент Бэсеску. Вполне возможно, он войдет в региональную историю как "Traian cu Gura Mare".

Весь минувший год и по сей день румынский лидер не перестает удивлять публику по обе стороны Прута. В Европе разводят руками, в Бухаресте аплодируют, в Кишиневе умиляются одни и наливаются гневом другие. А наш герой топчет историю, государственный статус и будущее страны, пока еще называющейся Республика Молдова.

Не знаю, работал ли Бэсеску мелиоратором (по внешности он больше похож на коммерсанта вразнос или корчмаря), но на днях он публично выступил в ипостаси мичуринского преобразователя, не ждущего милостей от природы. 24 января в Фокшанах, на торжествах по случаю 148-летия объединения румынских княжеств, Бэсеску заявил: «Мы обязаны поддержать Республику Молдова, чтобы она как можно скорее вступила в ЕС, чтобы наши братья, родители, дети не стояли перед посольством Румынии в Кишиневе, прося о визах для въезда на Родину-мать». И добавил: «Рано или поздно мы осушим реку Прут, чтобы все румыны снова были вместе». Зачем для этого осушать реку в краю и без того засушливом, неясно. Но, как говорят, "ради красного словца не жалеют и отца", и что уж  о реке грустить...

До сих пор история повторялась дважды: сначала как трагедия, а потом как фарс. В нашем случае придется говорить о тройном повторе "истории великих румын". И похоже, готовится "третий дубль". Для начала же отметим, что Траян Бэсеску чем-то сильно напоминает двух своих предшественников: во-первых, Николае Чаушеску (кончил трагически), во-вторых, Иона Илиеску (чье правление смахивало на фарс). Как назвать правление Траяна Бэсеску, история еще не определилась...

Шутки в сторону

Изо дня в день узнавая, что еще выдал в эфир доблестный лидер соседней страны, однажды приходишь к выводу, что шутки кончаются и впереди – сущая жуть. Не похоже, что ошеломительные декларации, предложения и прочие инициативы Траяна Бэсеску – нечто вроде импровизаций киргизского акына. Вообще не верится, будто все это лично им выдумано. Он – только рупор, "большой рот великой геополитики", которая ворочает судьбами не одной лишь Молдовы или Молдовы вкупе с Румынией. Происходящее – это скрип глобального "столовращения", симптом планетарной болезни по названию "очередной передел мира".

И разве случайно президент страны, ни по каким параметрам не пригодной для жизни в Евросоюзе, но все же туда принятой, и, следовательно, обязанный, по идее, молча заглядывать еврокомандирам в рот, – случайно ли вместо этого он на высшем евроуровне пытается навязать "всему цивилизованному миру" чисто дымбовицкие правила игры, как всегда, сводящиеся к тому, чтобы проглотить Молдову? Впечатление такое, что ему на это выдан, так сказать, карт-бланш. А случайно ли все это так поразительно совпадает с ожесточенными международными – от ООН, Страсбурга и Брюсселя до Москвы, Белграда и Тираны – дебатами по так называемому "статусу Косово"?

"Первый дубль": урок не в прок

В XIX веке простодушные политики Запрутской Молдовы, подняв в Яссах бучу и добившись адекватного отклика не только в Бухаресте, но и в Европе (в Европе – как сейчас, как всегда!), инициировали объединение дунайских княжеств и "всех румынских земель". План был благородный и грандиозный: создать "Великую Румынию", то бишь великую нацию великих румын – чистокровных потомков и прямых наследников Великого Рима. Всё благоприятствовало грандиозному начинанию, даже позиция России, которой в это время принадлежал протекторат над дунайскими княжествами, которая их европеизировала, превращая местные туркообразные "диваны" в подобие парламентских структур, и даже благословила на объединение. Не стали возражать ни Париж, ни Лондон, ни Вена, потому что Европа загодя делила пирог "оттоманского наследства" – Блистательную Порту рвали на куски.

Но идеальной реализации проекта помешало нечто реальное – отсутствие культуры, которую жлобством, конечно, не заменить. Благородные ясские мужи готовы были пожертвовать всем, включая благо простых молдаван, ради чарующей идеи. Но они хотели объединения, как бы сейчас выразились, на федеративной основе, чтобы и им тоже немножко править единой страной. Туманно пообещав златые горы, бухарестские бояре "кинули" братьев. После образования в 1859 г. государства, названного Румынией, оказалось, что это – опять все та же ненавистная череде молдавских поколений Мунтения, заглотившая Молдову и даже Трансильванию с ее венгерской общиной и саксонским духом. Молдавские инициаторы один за другим были вытеснены со сцены, а иные и изгнаны в чуждые пределы. С тех пор, полагаю, обрели свежее звучание горестные молдавские дойны, рассуждения "де желе" и сокрушенные "валеу", а также популярная присказка "че май фачем".

"Второй дубль": не фарс

В тот раз молдавские земли восточнее Прута избегли позорной участи, ибо с 1812 г. были в составе Российской Империи. Но в 1918 г. история повторилась, причем вовсе не как фарс. Это была кошмарная трагедия для бессарабцев: герои "Сфатул Цэрий", предав идеалы едва созданной Молдавской Демократической Республики, приняли "историческое решение" о безоговорочном "присоединении к Румынии" края, никогда ни этой стране, ни ее предшественнице Валахии-Мунтении не принадлежавшего.

Но сначала несогласные члены "Сфатул Цэрий" были запуганы, незапуганные – расстреляны, и решение принималось в присутствии румынских солдат со штыками наголо. Еще то геройство было! Мечту о "бессарабской автономии" местные унионисты с дрожью в коленках оставили. А последующие события превзошли самые мрачные пророчества. В июне 1924 г., К.Стере, П.Халиппа и другие сенаторы и депутаты румынского парламента от Бессарабии (29 человек) направили румынскому королю Фердинанду I "меморандум", в котором описали картины оккупированной Бессарабии.

22 года: хуже "черной колонии"

Кошмар, который продлился 22 года, характеризовался подписантами так:

"отчаянное положение, в котором оказалась представляемая нами провинция",

"национальная катастрофа, которую мы считаем неизбежной",

"население... не ожидало, что органы Румынского государства... будут обращаться с ним так жестоко и даже враждебно",

"Бессарабией управляют так, как невозможно сегодня управлять черными колониями Африки",

"будучи под режимом чрезвычайного положения, без каких-либо гарантий гражданских прав и свобод",

"население... оказалось жертвой подавления и угнетения, при которых не только становятся возможными повседневные принуждения, избиения и издевательства, но и остаются безнаказанными даже убийства, совершаемые официальными властями",

"атмосфера беззакония, насилия и административного садизма",

"обстановка тиранической анархии",

"чрезвычайный режим, который превратил эту страну в ад",

"народ Бессарабии в отчаянии",

"судить палачей Бессарабии"

"ужесточение чрезвычайного режима постоянно обосновывается теми же волнениями, которые сам же режим предопределяет или провоцирует"...

И – де желе: "Когда мы пытаемся возвысить свой голос в парламенте, чтобы донести до общественности всю боль народа, избравшего нас, мы подвергаемся оскорблениям, нам бросают ярлыки «плохие румыны» или «чужеродцы»". (Отметим, что эти ярлыки в Бухаресте дейстительны по сей день и будут действовать еще долго).

Обратный отсчет пошел?

Теперь возвратимся к современности, которую, как всегда, история учит лишь тому, что ничему еще не научила. Знаете, что такое "обратный отсчет"? Это когда считают: пять, четыре, три... А вместо цифры "ноль" следует команда "старт". В Румынии уже подсчитано, во что обойдется присоединение Молдовы. Сие давно не скрывается, и, вкупе с поведением Траяна Бэсеску, может свидетельствовать как раз о том, что "обратный отсчет" уже пошел. Бухарестский еженедельник «Cotidianul» обнародовал данные специального исследования, по которым воссоединение «двух Румыний» займет пять лет и потребует $35 млрд. Поскольку Румыния сама, извините, в рваных штанах ходит, эту кучу баксов ей взять негде. Тем более что ей, недавно вошедшей в НАТО и только что принятой в ЕС, предстоят такие расходы, которые румыны просто не представляют – кабы представили, отказались бы и от НАТО, и от ЕС. Правда, согласия румын на эти вхождения никто не спрашивал. Так вот, коли денег нет, а "обратный отсчет" пошел, значит, кто-то заплатит. Логично?

Не далее как в прошлую среду президент Румынии, выступая в Брюсселе перед Европарламентом, заявил: он, мол, сделает все от него зависящее, чтобы «вернуть в Европу молдаван», с которыми у румын общая история, культура, традиции. Бэсеску при этом сослался на пакт Риббентропа–Молотова, по его словам, "разделивший Румынию надвое в 1940 году". Посему он считает своим моральным обязательством бороться за "восстановление исторической справедливости".

В 1940 г. СССР возвратил территорию, отторжение которой никогда не признавал. Не признавали, кстати, и западные державы, что следует как из исторических документов, в том числе неподписанных и не ратифицированных Западом, так и из некоторых пассажей, которые содержатся в обращении бессарабских парламентариев к румынскому королю. Так что о восстановлении исторической справедливости говорить нечего: в 1940 г. оно уже свершилось. Соответственно, фразы насчет пакта, "румынского пространства", "воссоединения", "двух румынских государств" и т. п. давно воспринимаются как пропагандистский треп. Но сегодня, в условиях "обратного отсчета", этот треп звучит зловеще.

"Третий дубль": кому будет хуже?

"Смена правителей – радость для дураков", – говорят молдаване. А что они скажут, когда им сменят государство, уничтожив исконное, как в 1859-м сделали с Молдавским княжеством? Как в 1918-м поступили с Молдавской Демократической Республикой? Заметьте, в истерических призывах, нарастающих по обе стороны Прута, вы не услышите ни намека даже на минимум прав в виде хотя бы автономии, на которые может рассчитывать "Бессарабия", то бишь суверенная Республика Молдова, в случае "воссоединения с Матерью-Родиной". Какая может быть автономия от "матери"? Какая может быть автономия у края, который был всего лишь оккупированной провинцией Королевства? Какая может быть автономия в унитарном государстве? Какая может быть автономия хоть и плохим, но "румынам", если ничего подобного не могут добиться ни трансильванские венгры, ни русины Карпат?

История грозит повториться в третий раз, – может быть, для того, чтобы иудоподобная и лукавая кишиневская элита снова кусала локти, приговаривала "че май фачем" и жаловалась? Но кому? Короля в Румынии давно нет. А нравы те же, и об этом знают все, кто хоть раз нанес визит к "братьям за Прутом", который Траян Бэсеску грозит осушить.

О том, что Молдова рискует быть начисто и навсегда вырвана из привычного и исконного историко-культурного пространства, потеряет и свое участие в СНГ, – ныне не принято говорить даже среди воронинцев, даже среди активистов патриотического движения "Про Молдова". Но я хочу предостеречь именно на этот счет. И зову не только русских, но и сограждан титульной нации представить все, что случится в результате разрыва связей с Россией и утраты всякой перспективы на консолидацию той Великой страны, в которой мы по-прежнему пребываем, несмотря ни на что. Пусть вспомнит каждый про обширную диаспору молдаван в России, про бесчисленные родственные связи и про то, что все это будет оборвано...

А кому окажется хуже всех? В начале 1990-х, когда "униря" чуть было не  состоялась, я спрашивал многих: кому это надо и кому станет лучше или хуже? Ныне покойный писатель Анатолий Коган, которому довелось пожить при румынской оккупации, нахмурив брови, сказал: "Хуже всего будет молдаванам". Не русским, не евреям, не "пришельцам" и "чужакам", а "плохим бессарабским румынам".

У кого контрольный пакет?

Обращает внимание то, что Траян Бэсеску, при всей его, мягко говоря, уверенности, все же не решился в Брюсселе требовать объединения Молдовы с Румынией. Знает: это, что называется, не пройдет,  – вступающее в ЕС государство не должно иметь ни к кому территориальных претензий. Между тем "бессарабский вопрос" у бухарестской элиты зудит буквально во всех местах, и есть геополитические силы, которые еще и подзуживают.

Отсюда – установка на "совместное вхождение в Евросоюз". Этакое мелкое мошенничество. В других аудиториях румынский лидер откровеннее. В июле прошлого года в президентском дворце Котрочень на встрече со студентами из Молдовы он сказал: «Румыния все еще остается разделенной на две страны, однако румыно-молдавское объединение произойдет внутри Европейского союза и никак не иначе». И уточнил, что «Румыния – единственная страна, которая остается разделенной после воссоединения Германии».

Но Европарламент отклонил ходатайство непрошенного адвоката – включить Молдову в список претендентов на "еврочлены". Эта новость для президента Воронина еще кислее, чем для самого ходатая. Она означает, что Молдову не собираются принимать даже после того, как ЕС "окрепнет". Но мы не знаем, в чьих руках, так сказать, контрольный пакет всего предприятия, всей аферы с "абсолютным приоритетом" Молдовы, включающим ее аннигиляцию через унионизацию.

"Абсолютный приоритет" с изнанки

И здесь не забудем о роли Владимира Воронина. Да, молдавский президент страшно недоволен хозяйским вмешательством "старшего румынского брата" в государственные дела Молдовы. Во всяком случае, всячески недовольство показывает. Но вспомним, как он себя вел во время блиц-визита Бэсеску в Кишинев. Он натурально заискивал перед румынским лидером. Он радостно улыбался. Он обсуждал с ним всякого рода перспективы... И только когда тот уехал с чувством триумфа, – разразился перед дипломатическим корпусом речью, в которой выразился в том духе, что молдаване должны и без Румынии открыть себе путь в Европу.

Сказал – и получил щелчок: Бэсеску просит за несчастную Молдову и ее неразумного лидера, а ему, то есть нам, отвечают: нет, нет и еще раз нет... Очень похоже, что Запад методом подобных "тыков" хочет сделать нашего президента убежденным унионистом.

Так вот, угроза унионизации висит над Молдовой с конца 1980-х гг. Она была отведена в 1992-1994 гг., с тех пор шаткое равновесие между дуростью элиты и благоразумием народа удерживалось. Стоит напомнить, что все эти годы и до недавнего времени 94% коренных жителей Молдовы считали себя молдаванами, а не румынами. И в этой цифре не стоило бы сомневаться по сей день, кабы не воронинская провокация. Ведь с его ссоры с Москвой, фронды против СНГ, с объявления "абсолютного приоритета" евроинтеграции начался обвал всей этой лавины, которая ныне нарастает, как снежный ком. И каков же итог?

После того как евроинтеграция была раздута воронинской пропагандой до масштабов истерии, а экономическикие дела в Молдове буквально рухнули (а это – оборотная сторона "приоритета" и следствие ссоры с Россией), румынское посольство в Кишиневе стали в нарастающем числе осаждать граждане, чтобы помощью румынских виз или румынских паспортов вырваться из страны, которая все более являет собой тонущий корабль.

К началу этого года гражданство Румынии получили около 200 тыс. молдаван. А Траян Бэсеску заявляет, что в посольстве лежат еще 500 тыс. заявлений на получение румынского гражданства, и с каждым днем их число растет. Чтобы снять напряжение, в Молдове открыты дополнительно два консульских отдела – в Бельцах и Кагуле. Если братская страна постарается, к концу нынешнего года число новообращенных ее граждан достигнет в Молдове миллиона человек. Ведь в последних парламентских выборах у нас участвовало не более 1,5 млн человек. А что будет еще через год? Через год-два не потребуется никакого референдума, достаточно окажется статистической справки о том, что большая часть коренного населения "Бессарабии" стала румынскими гражданами. И ни один европейский педант не найдет аргументов против слияния "двух румынских государств". Это станет простым актом приведения ситуации де-юре в соответствие с положением де-факто. Тем более что уже сейчас, у нас на глазах, параллельно с румынской паспортизацией "всея Молдовы",  земли в Кишиневе, вокруг него и в сельской глубинке активно скупают исконные, запрутские румыны.

Зачистка пространства

Если полмиллиона молдаван получили гражданство другой страны и еще с миллион стремятся его получить, то это означает, что пруто-днестровское междуречье подвергнуто "зачистке" от коренного населения. В Румынии ждут миграционную волну дешевой молдавской рабсилы. Дешевая румынская рабсила уже подалась на Запад.  Запад готовит надежные заслоны, не желая наплыва эмигрантов. А глобализаторы со знанием дела копаются в этом разогретом котле, активно пермешивая его массу. Чем это кончится - я сказать затрудняюсь. Особенно если однажды котел взорвется. В любом случае, надо остановить "обратный отсчет".



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100