Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Владимир Зуев
Прощай, оружие!

Непобедимая и легендарная

В боях познавшая радость побед…

В начале февраля Министр обороны Украины Анатолий Гриценко призвал Кабинет Министров и Верховную Раду решить вопрос о закупке новых вооружений и военной техники и повысить денежное обеспечение военнослужащих. «Если мы не решим эти задачи, никто и ничто не остановит деградацию армии, развал офицерского корпуса», - сказал Гриценко. Об этом же говорилось и в пресс-релизе пресс-службы, Президента Украины: «Позиция Президента заключается в том, что приоритетными задачами оборонной реформы является: обеспечение стабильного и достаточного финансирования ВСУ, превращение оборонного бюджета в источник надлежащего финансирования оборонных нужд в условиях экономического роста страны; обеспечение подготовки высокопрофессионального офицерского корпуса; наращивание боеспособности объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР) и начало подъема уровня боеспособности основных сил обороны; повышение взаимосовместимости ВСУ с Вооруженными Силами других стран мира».

На фоне этих громких заявлений, «пронизанных тревогой и болью» за состояние национальной безопасности и обороны Украины, тихо и незаметно для страны произошло одно неординарное событие. На НКМЗ – закрылось «спецпроизводство».

После распада Советского Союза в наследство Украине досталась мощная группировка войск численностью около 800 тысяч человек, включавшая дивизии и полки второго стратегического эшелона - наиболее боеспособные части, оснащенные самым современным вооружением. На армейских складах хранилось громадное количество боеприпасов, ГСМ, продовольствия, которого было достаточно, чтобы экипировать пять фронтов.

По сообщениям Лондонского института стратегических исследований, общая стоимость военного имущества Советской Армии (на территории УССР) составляла в 1989 г. - 89,4 миллиарда долларов. Всей суммы полученной от реализации имущества Советской Армии, по мнению экспертов, с лихвой хватило бы не только на реформирование армии и строительство ста тысячи квартир для бездомных офицеров (которых как собак из конуры «заботливое государство» пинком выбрасывало на улицу), но и на поднятие экономики всего государства. Все это богатство, за пятнадцать лет независимости разбазаренное руководством Министерства обороны, долгие годы создавалось Военно-промышленным комплексом Советского Союза, в состав которого входил и Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ).

Новокраматорский машиностроительный завод, введенный в строй в 1934 году, работал на оборону все­гда, так как столь мощный завод просто не мог не входить в сферу военных инте­ресов государства. В 1936 году завод освоил выпуск 203-мм га­убиц на гусеничном ходу с максимальной дальностью стрельбы 18 км. В конце тридцатых годов НКМЗ изготовил для линкоров типа «Советский Союз» полигонную установку МП-10, про­извел общую сборку, отладку и заводские испытания всей сис­темы с опытным стволом Б-37. Три ствола Б-37, установленные на военном судне, оставались наведенными на цель при любой качке. В начале 1941 года НКМЗ изготовил первый опытный образец сверх­мощного железнодорожного ар­тиллерийского транспортера, ко­торые тогдашняя пресса эмоционально назвала «голосом смер­ти». Предполагалось развернуть их серийное производство, одна­ко война сорвала эти планы.

После Великой Отечественной войны НКМЗ активно участвовал в изготовлении военной техники, создавал опытные и серийные образцы, аналогов которым в мире не было. В кратчайшие сроки были разработаны, изготовлены и испытаны сложнейшие агрегаты, благодаря которым взлетали боевые и мирные ракеты с космодромов Байконур и Мирный, испытательных поли­гонов Капустина Яра, Приозерска, Семипалатинска и Телембы.

Для создания наземного обору­дования боевых и космических ракетных комплексов приказом директора завода И. Т. Катеринича от 23 февраля 1951 года было создано спецпроизводство, в состав которого вошли СКБ, СТБ и механический цех №6. На заводе еще не завершились послевоенные восстановительные ра­боты, а станочники уже рабо­тали над специальными устрой­ствами - салазками для запус­ка ракет типа «самолет-снаряд». Для людей страны Советов всегда была характерна самоотверженность. Замешанная после войны на желании укре­пить боеготовность Родины, она стала крепким фундаментом для создания новых, необычных ви­дов вооружений. Основную номенклатуру изделий, выпускаемых НКМЗ, на протяжении десятилетий составляло подъемно-транспортное оборудование специального назначения оригинальной конструкции, никогда и ни кем ранее не изготовлявшееся.

В ноябре 1952 года, бригада заводских специалистов вые­хала на полигон Капустин Яр, расположенный в Астраханской степи, для монтажа и обслуживания первых ракетных ус­тановщиков. Сейчас там уютный во­енный городок, а в те времена, кроме захудалой деревушки, ни­чего не было. Это был первый боевой запуск ракеты Р-1, ОКБ-1, Сергея Королева. В конце 1954 правительство СССР приняло решение о стро­ительстве нового космодрома. Выбор пал на Казахстан - район Тюра-Там. В это же время было принято решение о строительстве научно-испытательного полигона для войск ПВО (Приозерск), в казахской степи Бет-пак-дала (голодная степь) вблизи озера Балхаш.

Очевидцы говорили: «Впечатление удручающее: степь, такыры (высохшие солевые озера), со­лончаки, песок, колючки, ветер, пыльные бури, множество сусли­ков. И ни одного дерева! Летом жара до 40-45° в тени, зимой - мороз 40-42». В таких условиях заводские конструкторы, шеф-инженеры, монтажники и военпреды работали месяцами.

27 августа 1957 в газетах появи­лось сообщение ТАСС об успеш­ном испытании сверхдальней многоступенчатой ракеты. Знаменитая королевская «семерка» (Р-7) ликвиди­ровала понятие недоступности тер­ритории вероятного противника для ракетно-ядерного оружия СССР.

Вначале конструкторы и технологи спец­производства изготавливали про­дукцию по чертежам московских проектных организаций, а затем перешли на оригинальное проек­тирование сложнейших механиз­мов, насыщенных гидравликой, электроприводом и автоматикой. Самостоятельно были разработа­ны агрегаты пускового оборудования для целого ряда стратеги­ческих межконтинентальных ра­кет, а также уникальнейшее обо­рудование для лунника Н-1, для комплекса Энергия с челноком Буран и для других комплексов. Все хитроумные задумки конст­рукторов, все, казалось бы, тех­нически невыполнимые узлы и детали получали технологическое обеспечение и затем успешно выполня­лись в металле. На заводе была военная приемка, состоявшая из тщательно отобранных, технически грамотных и требовательных офицеров. Благодаря их усили­ям, в отделах и цехах были уста­новлены высокие технические уровни разработки и производ­ства оборудования, необходимые для обеспечения заданных такти­ко-технических требования, на­дежности и безотказности. В июле 1960 указом Президиума Верховного Совета СССР за уча­стие в запусках искусственных спутников Земли группа работни­ков спецпроизводства была удо­стоена правительственных наград.

Ме­ханизмы, созданные в спецпроиз­водстве НКМЗ, конструировались впервые в мире и являли собой концентрацию мощного творческого интеллекта и высочайшей ответственности. Эти качества характерны так же для установщика 8У0213 и трехъярусной кабины обслуживания 8У216М - уникальных агрегатов, изготовленных для обеспечения полета первого человека Земли Юрия Гагарина в космос. В дальнейшем НКМЗ сопровож­дал своим оборудованием все космические старты Советского Союза, включая успешные пус­ки ракеты-носителя Протон, до­ставившей станции Салют и Мир на околоземную орбиту, вынесшие для ис­следований дальнего космоса, Лупы, Марса, Венеры космичес­кие аппараты Квант, Квант-2, Кристалл, Спектр, спутники те­левидения, связи и других аппа­раты. Оборудование НКМЗ со­провождало все пуски ракеты-носителя Н-1, не дав в обеспе­чении проблемного аппарата ни одного сбоя. Новокраматорцы участвовали в про­грамме Интеркосмос, в про­грамме Союз-Аполлон. Сколько бессонных ночей, спо­ров, творческих находок, стоит за успехом 1050 ракет-носителей, и 1187 межконтинентальных балли­стических ракет и ракет средней дальности, за испытаниями на Байконуре 40 основных типов ракет и более 80 модификаций космических аппаратов, знают только создате­ли транспортировщиков-установ­щиков. И сейчас во Всероссийс­ком выставочном центре (быв­шая ВДНХ СССР) в Москве можно увидеть устремленную в зенит громадную ракету. Ее под­нял в вертикальное положение ус­тановщик нкмз.

С 1972 новокраматорские обо­ронщики начали работать с гене­ральным конструктором фирмы Алмаз Б. В. Бункиным, одним из главных героев создания проти­вовоздушного щита. Под руководством Б. В. Бункина как раз создавался шедевр зе­нитного ракетостроения - С-300 Фаворит. Возможности Фавори­та затмили славу аналогичного комплекса Patriot, США, разрек­ламированного во время опера­ции «Буря в пустыне».

Новая система ПВО была при­нята на вооружение в 1979, опе­редив на два года созданную в США для аналогичных целей систему Patriot. Наши военные, ученые и производственники выиграли и по времени, и по качеству — комплексы получились надежнее и эффективнее иных других. Это было признано за рубежом. До сих пор ПВО Мос­ковского округа охраняет пятую часть промышленного потенциа­ла России, свыше шестисот важ­нейших объектов, среди которых 40 электростанций, в том числе восемь - атомных.

Важнейшей частью зенитно-ракетного комплекса является так называемый антенный пост – «гла­за и уши» противовоздушной и противоракетной обороны. Вышки Ф10, 40В6, 40В6М (высота 25м), 40В6МД (высота 39м) предназначенные для размещения антенного поста РНП (радиолокатор наведения и подсветки) комплекса ПВО С-300 изготав­ливали на НКМЗ.

Вышка 40В6М без допол­нительных креплений выдер­живает ветер, скоростью до 30 м/сек, а с использованием противовесов – до 50 м/сек. Во время испытаний в условиях ядерного взрыва ма­шина лишь подпрыгнула и вновь опустилась на точки опоры. Многие специалисты отмечали, что по оригинальности, глубине и качеству проработки инженерных решений вышка 40ВМ является венцом творения конструкторов Новокраматорского завода.

Также, на НКМЗ был налажен выпуск заряжающих машин для С-300П. В 1985 году за создание вышек 40В6, 40В6М, 40В6МД для ЗРК С-300П многие заводчане и в том числе начальник 1565 Военного представительства полковник Бармин Д.П. были удостоены Государственной премии СССР.

Кроме специального подъемно-транспортного оборудования Новокраматорский машзавод долгие годы выпускал для инженерных войск аварийно-спасательные машины, в полной мере проявившие свои разнообразные возможности во время ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Внезапное исчезновение заказов спецтехники на 1992 год, отказ уже несуществующего государства от изготовленной и изготовляемой в 1991 году техники поставили спец­производство и завод в тяжелое, казалось бы, безвыходное поло­жение, на грань отчаяния и без­надежности, расформирования спецподразделений. Однако пос­леднего не произошло – новокраматорцы прове­ли конверсию самостоятельно, без участия государства. Спецпроизводство было переориентировано на изготовление сугубо гражданской продукции, не отказываясь, в тоже время, помогать соседней России в поставке военной продукции. Но геополитическая переориентация Украины, происшедшая после декабря 2004 года, заморозила отношения НКМЗ с российскими оборонщиками. И в декабре 2006 года спецпроизводство Новокраматорского машиностроительного завода – было расформировано.

Раньше бытовала присказка, что НКМЗ способен изготовить все - от иголки до космического корабля. Сегодняшней Украине космические корабли не нужны. А это значит, что, лишившись громадного научно-технического потенциала конструкторов, инженеров и рабочих специалистов высочайшей квалификации, спецпроизводства НКМЗ, мы сделали еще один шаг в прошлое. В Европейском сообществе, в которое мы так стремимся, высокотехнологичная продукция краматорских машиностроителей, способная конкурировать с западными производителями, – никому не нужна. Распахнутые Россией для совместного военно-технического сотрудничества ворота – мы самонадеянно закрыли, оставив небольшую щель, которая вот-вот может окончательно захлопнуться. Нашей армии, стараниями Марчука и Гриценко доведенной до небоеспособного состояния, высокие технологии и подавно не нужны. На днях министр обороны Анатолий Гриценко выступил с очередной инициативой - разрешить нежелающим служить в украинской армии молодым людям, откупаться от воинской обязанности. Значит, нашу армию можно будет в скором времени называть РКУАБ – рабоче-крестьянская украинская армия бомжей. К тому идет. Грустно.

В канун «Дня защитника отечества», который для многих людей остался «Днем Советской Армии и Военно-морского флота», поздравляю с праздником всех бывших и настоящих военных стран Содружества независимых государств. Выражаю глубокое уважение героизму и самоотверженности поколения Победителей. Желаю, здоровья и долгих лет жизни всем, кто защищал честь и независимость нашей Родины, кто выполнял высокий интернациональный долг, всем, кто остался верен военной присяге.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100