Лефт.Ру |
Версия для печати |
Иракский кабинет министров одобрил Закон об Углеводородах, который позволит иностранным компаниям контролировать иракскую нефть впервые за последние 35 лет.
Иностранные нефтяные компании, а также правительства США и Англии, рассматривали и обсуждали этот закон в течении восьми месяцев. Иракские парламентарии увидели его впервые только в этом месяце.
Этот закон позволяет добычу иракской нефти иностранными компаниями по долгосрочным контрактам, что даст им исключительные права. Скорее всего, это будут так называемые Соглашения о Разделе Продукции (СРП). Из-за того, что СРП вызывают недовольство, этот термин вычеркнули, заменив его словами "Контракты на геологоразведку и риск" (КГР), однако это те же самые СРП, только под другим именем.
Ева Яшевич, исследователь и активист PLATFORM, говорит: "Недобросовестность, непрозрачность и недемократичность этого закона отражают влияние и интересы внешних сил - а именно правительств США и Англии и иностранных нефтяных компаний. Это исторический документ, обозначающий новый этап процесса, начатого войной и оккупацией. Это - распродажа по дешевке и грабеж иракской нефти иностранными компаниями".
Хассан Джумаа Авад аль Ассади, вожак самого мощного из иракских профсоюзов нефтянников "Иракской Федерации Нефтяных Профсоюзов", говорит: "Те, кто болтают, что нефтяная отрасль не возродится без иностранного капитала и СРП - фантазеры. Пусть-ка подумают хорошенько, потому, что мы уверены - эти планы не сулят ничего хорошего сыновьям и дочерям Ирака".
Вот основные возражения:
Отказ от суверенитета: Ст.41 постановляет, что любые разногласия между иностранными компаниями и властями Ирака, которые не удалось решить путем переговоров, будут решаться "через третейский суд или уполномоченными властями". Это означает - в тайном суде заграницей, решения которого будут иметь силу выше иракских законов. И Ирак ничего не сможет с этим поделать.
Парламент не будет иметь власти над выполнением этого закона: Ни доходы (ст.11), ни сами контракты не подлежат контролю парламента. Нефтяные месторождения вроде Западной Курны или Маджнуна каждое может приносить до 10% доходов государства. В таком случае условия разработки этих месторождений должны обсуждаться в парламенте, как это принято в других странах.
Никаких гарантий государственного участия: Не установлен минимальный уровень государственного участия в сделках. В стране, имеющей такой богатый опыт и технические достижения в нефтедобыче, как Ирак, высокий уровень минимального участия представляется совершенно неоспоримым. Ст. 35 позволяет иностранным компаниям неограниченный вывоз прибыли из Ирака. Это подрывает возможности правительства по решению финансовых проблем.
Сектантский подход к принятию решений: Заново созданный Совет по Нефти и Газу будет решать, какие контракты подписывать. Премьер-министр, по согласованию с крупнейшими партиями, будет определять его состав. Все решения о добросовестности контрактов и о том, соответствуют ли они интересам иракцев, будут приниматься без всякого парламентского или общественного контроля. Как и в случае с нынешним правительством, основанном на сектантском подборе (оккупантами - пер.) Управляющего Совета в июня 2003 года, Совет по Нефти и Газу будет сектантским, что приведет к подрыву общенациональной энергетической политики региональными и сектантскими интересами. Хассан Джумаа замечает: "Мы считаем, что этот закон - скорее политический, чем экономический; он угрожает настроить провинцию против провинции и регион против региона".
Исключение иракских компаний: Иностранные компании только "поощряются" сотрудничать с иракскими и покупать товары и услуги "там, где цены конкурентоспособны" (ст.9). Иракцев следует принимать на работу только " в разумных пределах". Обычная практика - когда контракты определи минимальное число иракских закупок, работников и минимальный уровень профессиональной подготовки и технологий, передаваемых иракской стороне.
Недостаток прозрачности: Предыдущие требования публикации контрактов через 2 месяца после подписания отменены, требуется только публикация "финансово значимых" контрактов, без ограничения срока.
Ограничение пределов регулирования: Определение "надлежащих действий при нефтедобыче" (Ст. 4, опр. 4), включая требования техники безопасности, здравоохранения и охраны окружающей среды, оставляется на добрую волю нефтяных компаний. Это серьезно ограничивает влияние иракского правительства.
Оригинал опубликован на
http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=15&ItemID=12248
Перевод Аллы Никоновой
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |