Лефт.Ру |
Версия для печати |
Можно поаплодировать знаменитым литовским борцам с «советским тоталитаризмом» и вестникам «свободы» - теперь они пожинают плоды своей победы. Убийства, пропажа людей, насилие стали нашей повседневностью. Но если в девяностые это был криминал, т.е. было обосновано междоусобицами банд, денежными интересами мафиози и т.п., то теперь это стало мало мотивированными проявлениями жестокости подростков, для которых насилие стало само собой разумеющейся частью повседневной жизни. Как сообщили в начале марта с.г., в одной из школ Клайпеды ученики смертельно избили учителя физкультуры.
Жестокость подростков уже ни для кого не секрет. СМИ об это рассказывали много. Многие ещё помнят историю в Клайпеде, когда подростки подожгли бездомного. А ещё совсем не давно в Интернете и телевидении не стихали разговоры о бушующем в Вильнюсской школе «Волунге» второкласснике с ножом, от которого директорша школы забаррикадировалась в кабинете. Или была история в Укмерге, когда 14-летняя девушка с бритвой порезала лицо младшему мальчику. Семиклассницы из Паневежиса, поссорившиеся с подругой, наняли пару друзей, чтоб те её изнасиловали. «Журналисты из L.T., наблюдавшие месяц сводки полиции, убедились: когда мы каждое утро пускаем своего ребенка в школу, мы уже не можем быть уверены, что он вернется жив и здоров» (Lietuvos Rytas «Mokyklose mustyniu epidemija»). И это ещё не все, что всплывает в поверхность. Всякие истории слышу от своих юных знакомых. Вот один рассказывал, как кому-то «чуваку» цепями исполосовали голову, после чего пришлось её сшивать. Другой рассказывал, как ему приставили пистолет к затылку, и не ясно, как все кончилось бы, если б не началась драка. Если бы у нас была такая «свобода», как в США, где приобрести пистолет может каждый, то положение, как в школах, так и в улицах было бы намного печальнее.
На сайте полиции констатируется: «Больше всего опасений вызывает не спадающее число тяжелых и очень тяжелых преступлений, совершенных детьми. В начале этого года несовершеннолетними и при их участии совершенны очень тяжелые преступления (в Каунасе убиты двое несовершеннолетних, также в Каунасе избит сторож школы и ограблена школа и др.) показывает глубокие корни латентной преступности. Среди несовершеннолетних все чаще происходят проявления агрессии и жестокости».
Отмечается, что темпы роста насильственной преступности несовершеннолетних превышает темпы роста общей насильственной преступности.
Немало сообщается и о всяких превентивных программах, направленных на борьбу с насилием. Но ни организаторы этих программ, ни кто-нибудь ещё не объясняет настоящих причин бума насилия. Та же самая статья из сайта полиции является одним из множества примеров, когда внимание обращается на последствия, а не на причину: «На вопрос, что заставляет подростков быть жестокими, однозначного ответа нет. Причин есть много. Согласитесь, что молодой человек, как и взрослые, сегодня потерял прежние категории моральных ценностей, а новых не приобрел. ...Дети совершают преступления по разным причинам (объективным и субъективным). На это влияет семьи, в которых они растут. Известно, что несогласие и нестабильность семей или полное отсутствие заботы о своих детях – это основные причины, поощряющие преступность несовершеннолетних. Но существует много юных правонарушителей, которые растут в семьях, считающихся благополучными. Здесь влияет среда, в которой растет ребенок, и то, с кем он общается, как проводит свое свободное время». Однозначный ответ есть. А потеря прежних моральных ценностей, «несогласие и нестабильность семей или полное отсутствие заботы о своих детей», пустое времяпрепровождение так же является плодами деградации общества, а не её корнями.
Эти корни находятся в капитализме. Как это происходит? Одним из условий капитализма является имущественное неравенство. В капитализме существует разрыв между богатыми и бедными, а государство совсем не заботится о людях. Нет никаких гарантий, всем на всех наплевать. Многие имеют мало имущества, зарабатывают недостаточно, каждый в любой момент может быть уволен с работы, а потерявший работу не всегда может найти приличную или подходящую. Материальные сложности, отсутствие ясного будущего порождает пессимизм, по причине которого люди начинают пить (не секрет, что алкоголизм в Литве очень распространен). Короче говоря, один из спутников капитализма – социальная дифференциация – порождает нищие асоциальные семьи.
Между тем, как известно, агрессией часто отличаются дети из асоциальных семей. Разумеется, это из-за того, что ребенок постоянно испытывает насилие. Он видит, как пьяный отец бьет мать, а не редко от родителей получает и сам. Из-за пережитого насилия в нем накапливается гнев, агрессия и т.д., которые он выливает на ровесников. Вместе с тем, восприятие мира ребенка формируется по примеру того, в какой среде он живет. В этом случае у ребенка формируется мировоззрение, что насилие является само собой разумеющиеся вещью, и он с её помощью решает все свои проблемы. Плюс, так как такие родители не заботятся о своем ребенке, ребенок начинает осознавать мир как такой, в котором ничто никого не волнует. Насилие становятся само собой разумеющиеся вещью, а о последствиях его ребенок не думает, поскольку его это не волнует, и он знает, что другим на него все равно наплевать. Осознавая мир как жестокий и враждебный, он и ведет себя жестоко и враждебно. Так что основная причина, первая точка с которой все начинается, есть неблагоприятные условия капитализма, имущественное неравенство.
Но, как известно, насилие характерно и для детей из благополучных семей. Здесь капитализм действует на них по другой линии – компьютерные игры, телевидение, музыка, которые приходят с Запада.
Например, возьмем компьютерные игры. Многие компьютерные игры, доступные детям и подросткам с несформировавшиеся психикой, имеют элементы насилия, а нередко и состоят из сплошного насилия. Ещё в 2005 г. Ассоциация Психологов Америки (АПА) пришла к выводу, что компьютерные игры с элементами насилия негативно влияет на детей и молодежь. По словам АПА, насилие в играх провоцирует «агрессивные мысли, агрессивное поведение и гнев среди молодежи». Одна из психологов АПА говорила: «Показывая насилие без последствий, игры учат молодежь, что насилие является эффективным способом разрешать конфликты». По её словам, наигравшись таких игр, подростки могут захотеть продолжать виртуальное насилие в реальности. Слова психолога подтверждаются проведенными исследованиями. Например, ещё в конце 90-х был проведен эксперимент, который установил, что студенты, игравшие видео игру «Mortal Kombat», становились более враждебные по отношению к окружающим. Другие исследования показали, что такие игры направляют мысли на агрессию – когда участникам эксперимента предложили вставить пропущенную букву в английское слово h-t, они чаще вставали i (hit – удар), чем a (hat – шапка).
Вместе с тем, постоянное проведение времени с такими играми притупляет сознание. Ученые японского университета Тохоку установили, что эти игры стимулирует только те части головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, и препятствует развитию лобной части мозга, которая отвечает за поведение, память, эмоции. Впоследствии человек становятся все агрессивнее, не может нормально жить в коллективе и не управляет своими инстинктами и импульсивными желаниями.
Кроме этого, наблюдаемая агрессия действует как наркотик. Исследования Мичиганского университета показали, что насилие в экране создает зависимость – чем больше человек видит насилия, тем больше оно ему нравится. У любителей боевиков и агрессивных компьютерных игр появляется потребность к актам насилия, и если человек некоторое время не получает посмотреть таких зрелищ, он начинает испытывать дискомфорт.
Чем это может закончиться, показала знаменитая стрельба в школах США. Например, исследование знаменитого происшествия 20 июня 1999 г. в Литлтоне, когда 18-летний и 17-летний юноша открыли огонь из автоматного оружия и убили 15 людей, 23 ранили, о сами застрелились, показал, что один из факторов, подтолкнувших учеников расстреливать всех подряд, была компьютерная игра Doom, суть которой заключается в том, что игрок идет и расстреливает на него нападающие чудовища. Оба ученика играли эту игру. А одноклассников, с которыми не заладились отношения, они называли «монстрами». Похоже, что ученики перестали чувствовать разницу между игрой и реальностью. После этого происшествия были опубликованы дневники этих юношей. «Ад в Земле – вот что мне нравится больше всего», - писал один из них год до трагедии. Рядом он нарисовал обезглавленного солдата с винтовкой и написал: «Столько людей должно умереть». Сколько – не ясно. Убийство они называли «хорошим развлечением». Роковой день они составили по минутам: «6.00 – встреча. 10.10 подготовка. 11.12 начинаем. 11.16 ха-ха-ха».
А что компании, создающие такие игры? Это им приносит прибыли, и ничто другое их не интересует. Они знают, что подростку интересно посмотреть, как разбрызгиваются мозги, пострелять на монстры, вчувствоваться, получить дозу адреналина и т.п. Поэтому в свои игры они вкладывают все большую дозу насилия. И даже соблазняют подростков таким образом. Рекламы игр уже давно полны фразами о реках крови, наступающую смерть, вывернутых внутренностях и т.п. Подростки идут и покупают такие игры. И компании получают прибыли. Последствие – подросток, психика которого ещё не крепка, не чувствует грани между виртуальностью и реальностью, и начинает насильничать в реальности. Количество таких случаев умножается, это становятся явлением. Его никто не останавливает, поскольку компании таким образом получают прибыли. А интересы прибыли в капитализме это святая святых. Вот, например, когда в 2005 г. АПА обнародовала свой вывод о том, что компьютерные игры с насилием обусловливает рост агрессии, она обратилась к разработчикам компьютерных игр с просьбой уменьшить количество насильственных сцен в играх. Но это только рекомендация. Никакой другой силы АПА не имеет. И до сих пор не было слышно, чтоб кто-нибудь принял меры, чтоб как-нибудь ограничить насилие в играх. И вряд ли кто-нибудь их принят (тем более в капиталистической Литве, которая является всего-навсего вассалом западных гегемонов). На компактов можно увидеть только рекомендации: «Не рекомендовано лицам младше 16 лет» или «Не рекомендовано лицам младше 18 лет». Но это не останавливает подростков, а родители не могут круглые сутки присматривать за своими детьми. Так капитализм способствует вырождению молодежи.
Так что и здесь основной точкой, с которой всё начинается, являются особенности самого капитализма: прибыль – святая святых. Именно он является одним из источников этого вырождения и бума жестокости. И пока он будет существовать, это не будет устранено, жестокость молодежи в Литве не исчезнет.
Так же, кстати, действует и телевидение в капиталистических странах, в которой неизбежно показывается насилие, поскольку это может притянуть зрителей. Замечено, что в капиталистических странах возрастал уровень преступности 10-15 лет после того, как у них появлялось телевидение. Связь между этим четко показывают результаты более детальных исследований. Среди подростков, которые смотрели телевидение меньше часа в день, только 5,7% совершили акты насилия. Среди тех, которые смотрели 1-3 часа в день, акты насилия совершили 18,4%. А среди тех, которые смотрели более 3 часов, таких было 25,2%.
Как одна из причин бума насилия, указывается моральная деградация общества, потеря моральных ценностей. Но эта деградация тоже является только последствием, а не причиной. Главные причины и опять экономические. Капитализм не способен создавать и удерживать моральные ценности, потому что он не способен создавать цели и интересы. Единственная цель, которая зарождается в нем, это деньги. В капиталистическом мире из-за неблагополучных условий люди заставлены постоянно думать о своем материальном благополучии, вследствие чего деньги становятся главной целью, в обществе создается культ денег. Так как все остальное является второстепенным, моральные ценности, любовь к книгам, высокие цели, интересы и т.д. отпадают как не нужные. Подростки растут без больших идеалов и соответствующих целей (единственная цель в капитализме, как я говорил, есть деньги, а первые сотни литов можно заработать и ночью, избив прохожего и отобрав от него мобильник), не знающие куда девать свои силы и т.п. Конечный результат: подростки хотят денег и развлечений, поскольку надо куда-то девать энергию, скучать не хочется. Прибавьте к этой атмосфере насилие, пропагандируемое по телевидению, в музыке и компьютерных игр, социальную дифференциацию и получите то, что теперь наблюдается в Литве. Если подросток из асоциальной семьи, он каждый день видит насилие, вынужден думать о деньгах и не имеет никаких других интересов, поскольку живет в капитализме. Он будет продавать «траву», красть мобильники, и все свои проблемы с ровесниками будет решать посредством насилия. Если подросток из благополучной семьи, он смотрит разные фильмы, играет компьютерные игры. Но он хочет как-то показать себя, реализовать себя. Но не знает как, поскольку из-за атмосферы, создаваемой капитализмом, не имеет интересов, целей. Здесь ему в помощь приходят герои американских боевиков, которые разметают всех своих врагов. Они становятся примером для него. Подросток хочет быть таким же крутым, как и они. В конечном счете, он находит самореализацию в демонстрации силы. Он жестоко изобьет какого-нибудь ровесника, и будет знать, что теперь в глазах своих друзей он такой же крутой, как и тот тип из экрана. Это ему и развлечение, и самореализация. Позже он захочет поджечь какого-нибудь бездомного, посмотреть, горит ли человек в реальности так же, как и в экране телевизора. Здесь имеет место как желание подрожать, так и особенности человеческого сознания, поскольку, как я писал, играя насильственные компьютерные игры подростки становятся агрессивнее, а само насилие, показываемая по телевидению и в компьютерных играх, рано или поздно начинает действовать как наркотик. Итак, основные корни опять в капитализме.
Победить это может социализм. Социализм является совершенно иным строем с совершенно иными условиями, которые порождают совершенно иные явления. В отличии от капитализма, он способен строить цели и создавать интересы. Как это происходит? Дело в том, что социализм не создает культа денег. Материальному благосостоянию человека в нем ничто не грозит, он не вынужден деньги считать своей основной целью. Он имеет все гарантии для будущего. Развивающийся социализм приносит много нового, что поощряет интерес, который не связан с денежным голодом. Создается условия развивать этот интерес. Вот пример. Советский Союз первым создал искусственный спутник Земли, первым вывел человека в космос (между тем существуют сомнения, что мы проиграли лунную гонку, поскольку уже тридцать лет всё идут разговоры, что американский полет на Луну был мистификацией, но это отдельная тема). Это произвело большое впечатление, вся советское общественность радовалось достижениями своей страны. Эти достижения отражались в общей психологии общества. Вспомните, кем многие дети и подростки хотели быть в советские времена. Космонавтами, как Гагарин, астрономами и т.д. Им был дан пример. Вместе с тем, было издано много книг и книжек про космос, звезды, полеты ракет и т.д., которые поощряли подростков интересоваться всем этим. Подростки приобретали интерес. И они могли его свободно развивать, поскольку никто не находился под гнетом угрозы материального неблагополучия. А можно ли представить себе подростка, который интересовался бы астрономией или космонавтикой, и тем самым хотел бы реализовать себя методами насилия? Нет. Ему это не нужно. Он реализовывает себя в своих интересах, он отдает им свои силы. Поэтому молодежь в советские времена была здоровой, не было проявлений насилия, и поэтому нынешняя молодежь, проживающая в условиях капитализма, вырождается (ради объективности надо сказать, что обижали и в советские времена, но масштаб «насилия» того времени по сравнению с нынешним является смешным, никто никого смертельно не избивал).
Кстати, по той же причине молодежь в нынешние времена в отличие от советских всё меньше читает – нет интересов. Для того, что заработать денег, не обязательно надо много читать. Для того, чтоб подражать Рембо, читать тоже не надо. А ведь Советский Союз, как известно, был самой читающей страной в мире.
Весь этот комплекс, который появляется благодаря экономическим особенностям социализма – присутствие интересов, начитанность, отсутствие культа денег и т.п. – сам собой не дает появиться культу силы, он поощряет культурный прогресс, а не регресс, который наблюдается теперь. Общественность остается здоровой. А в здоровой общественности будет и моральные ценности.
Итак, один вопрос социализм уже решает – у юных представителей общества создается почва для приобретения интересов и целей, в которых они смогут себя реализовать.
Вместе с тем, социализм решает и другую проблему – социальную дифференциацию. В этом строе социальной дифференциации нет, а это значит, что устраняется ещё один источник насилия подростков – асоциальные семьи. А те подростки, которые растут в семьях, в которых родители пьют, совсем не обязательно вынуждены думать о нелегальной торговле, воровстве и т.п., поскольку они, как и все остальные, имеют гарантии будущего и не чувствуют себя одинокими в жестоком мире. Только учись, никто тебя на улицу не выбросит. Не хочешь быть астрономом, иди в техникум. Закончив техникум будешь послан в завод и сможешь спокойно работать. Короче говоря, все дети имели будущее.
Вместе с тем в социализме не создается культ насилия, обуславливаемый финансовыми интересами частных компаний, поскольку в социализме нет частной собственности.
Итак, социализм по своей природе, из-за своих экономических особенностей, не дает развиться насилию (как из-за присутствия целей, так из-за отсутствия социальной дифференциации и отсутствия частных компаний). Так что теперь растущее насилие можно победить только возродив социализм. Почему только? Потому, что капитализм, как я говорил, порождает насилие. При условиях капитализма можно сорганизовать хоть и десять тысяч превентивных программ, в которых подросткам будут объяснять, что насилие – плохо, будут пытаться воспитывать мораль, это ничего не изменит, поскольку экономические причины остаются. От мира развлечений часть подростков получают инъекцию агрессии и насилия, другие, растущие в асоциальных семьях, насилия видят достаточно в реальности, и, что очень важно, из-за экономических причин подростки растут без целей и интересов. И здесь ничего не изменят программы занятости (летние лагеря и т.п.), поскольку они временные, затрагивают меньшую часть подростков, и не стимулирует массовой занятости. Все эти программы - Сизифов труд. Освободить подростков от тяготы к насилию и действительно сильный и массовый импульс занятости может дать только экономические условия, а точнее – экономические условия социализма. Пока их не будет, не будет ничего.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |