Лефт.Ру |
Версия для печати |
В то время как число миллиардеров в мире выросло с 793 в 2006 году до 946 в году нынешнем, крупные массовые восстания стали распространенным явлением в Китае и Индии. В Индии, обладающей самым большим числом миллиардеров в Азии (36), совокупное состояние которых равняется 191 миллиарду американских долларов, премьер-министр Сингх объявил, что самую большую угрозу «индийской безопасности» представляют армии маоистских повстанцев и массовые движения в беднейших частях страны. В Китае, с его 20-ю миллиардерами, владеющими состояниями общей сложностью в 29.4 миллиардов долларов, новые правители, столкнувшись с сотнями тысяч случаев протестных выступлений, увеличили численность специальных отрядов милиции для подавления бунтов в сто раз, и вложили 10 миллиардов долларов в программы помощи сельской бедноте, в надежде снизить колоссальное классовое неравенство, ведущее к массовым восстаниям.
Совокупное богатство этого нового глобального правящего класса прирастало год от года на 35%, достигнув 3,5 триллиона долларов, в то время как уровень доходов беднейших 55% шестимиллиардного населения планеты падал или топтался на месте. Другими словами, одна стомиллионная (1/100.000.000) часть населения Земли владеет бОльшим богатством, чем 3 миллиарда бедных людей. Более половины миллиардеров являются выходцами из трех стран – США (415) , Германии (55) и России (53). 35-процентный рост богатства стал главным образом результатом спекуляций на рынке ценных бумаг, торговли недвижимостью и готовой продукцией, а не плодом технических инноваций, инвестиций в трудоемкие отрасли промышленности или социальные службы.
Среди новых, самых молодых и быстро растущих групп миллиардеров, российские олигархи выделяются наиболее хищническим началом. Более двух третей (67%) нынешних российских олигархов-миллиардеров начали накопление богатства, будучи молодыми людьми, в возрасте двадцати с небольшим лет. В зловещее десятилетие 1990-х при квази-диктаторском режиме Бориса Ельцина и его управляемых из США экономических советников, Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, вся российская экономика была выставлена на продажу по «политической цене», которая была существенно ниже её реальной цены. Все без исключения приобретения собственности были проведены с применением гангстерской тактики – убийств, массивных краж и захвата госсобственности, незаконных спекуляций и махинаций с контрольными пакетами акций предприятий. Будущие миллиардеры ограбили Россию на более чем триллион долларов – такова примерная стоимость фабрик, транспорта, газа, нефти, железа, угля и других государственных ресурсов, попавших в их руки.
В противоположность тому, что говорят европейские и американские публицисты, как слева, так и справа, среди новых российских олигархов очень невелико число бывших коммунистических лидеров. Вопреки пропагандистским утверждениям о «коммунистической неэффективности», советские угольные шахты, заводы, энергетические предприятия были прибыльными и конкурентоспособными, до того, как оказались в руках новой олигархии. Это становится очевидным, если взглянуть на огромные частные состояния, накопленные этими бизнесменами-гангстерами менее чем за десятилетие.
Практически все изначальные источники богатства миллиардеров не имели никакого отношения к строительству, инновациям или созданию новых эффективных предприятий. Богатство не перешло к высшим чинам компартии, оно было захвачено частными вооруженными мафиями, возглавляемыми недавними выпускниками университетов, которые быстро наживались на коррупции, запугивании и уничтожении государственных чиновников, а также на безумном следовании Ельциным советам западных «свободнорыночных» консультантов.
Журнал «Форбс» публикует список самых богатых людей и семей планеты. Самое смешное в биографиях российских миллиардеров, публикуемых Форбс – это постоянное подчеркивание того, что источником их богатства якобы стали «личные способности», как будто бы кража государственной собственности, 70 лет создававшейся и защищавшейся кровью и потом советского народа, была результатом предпринимательских талантов двадцатилетних бандитов. Из восьми ведущих российских олигархов-миллиардеров все получили свой стартовый капитал путем насилия над своими конкурентами, организации жульнических финансовых пирамид, «бумажных банков» и получения контроля над алюминием, нефтью, газом, никелем, экспортом бокситов, железа и других минералов.
Нет такого сектора бывшей коммунистической экономики, который не был бы ограблен новыми миллиардерами: строительство, телекоммуникации, химия, недвижимость, сельское хозяйство, водка, СМИ, автопром, авиаперевозки… За редкими исключениями, новые богачи поднимались к вершинам в ходе ельцинской приватизации, в буквальном смысле убивая или запугивая любых оппонентов внутри бывшего советского госаппарата или конкурентов из соперничающих банд хищников.
Основной «политической» мерой, способствовавшей начальному накоплению капитала новыми миллиардерами, была массовая и немедленная приватизация почти всех общественных предприятий, проведенная командой Гайдара - Чубайса. «Шоковая терапия» получила вдохновенную поддержку со стороны гарвардских экономических советников и особенно президента Клинтона, с целью добиться необратимости капиталистической трансформации. Массовая приватизация вызвала войны между бандами новых капиталистов и разрушила российскую экономику. Результатом стало 80%-е падение жизненного уровня, обвальная девальвация рубля и распродажа обесценившейся нефти, газа и других стратегических ресурсов по бросовым ценам местным хищникам и евро-американским ТНК. Более ста миллиардов долларов в год отмывалось мафиозными олигархами в крупнейших банках Нью-Йорка, Лондона, Швейцарии, Израиля и т.д. – деньги, позднее пошедшие на приобретение дорогостоящей недвижимости в США, Англии, Испании, Франции, а также на инвестиции в английские футбольные клубы, израильские банки и совместные сырьевые проекты.
Победители гангстерских войн эпохи Ельцина расширили свои операции на новые сектора, инвестировали в существующие предприятия (особенно в недвижимость, добывающую промышленность и торговый бизнес), а также вывозили капиталы за рубеж. При президенте Путине, олигархи-гангстеры консолидировались и увеличили свои состояния – из мультимиллионеров стали миллиардерами, их миллиардеров – мультимиллиардерами и так далее. Из молодых чванливых бандитов и местных жуликов они превратились в «респектабельных» партнеров американских и европейских ТНК, по словам их западных пиар-агентов. Новые российские олигархи «вышли» на мировую финансовую сцену – согласно западной экономической прессе.
В то же время, как отметил недавно президент Путин, новые миллиардеры не смогли создать эффективное производство, несмотря на оптимальные условия. За исключением сырьевого экспорта, лишь немногие предприятия, находящиеся во владении олигархов, зарабатывают иностранную валюту, так как почти все они неконкурентоспособны на мировом рынке. Причиной этого является то, что олигархи «диверсифицировали» свои богатства, направив их в биржевые спекуляции (Сулейман Керимов, 14.4 миллиарда долларов), проституцию (Михаил Прохоров, 13.5 миллиарда долларов), банковский бизнес (Фридман, 12.6 миллиарда долларов), а также на покупку месторождений и заводов по переработке сырья.
Западные СМИ уделяли много внимания конфликту между несколькими олигархами ельцинской эпохи и президентом Владимиром Путиным и росту богатства миллиардеров путинской эпохи. Тем не менее, изучение биографических данных показывает, что не существует разрыва между подъемом миллиардеров при Ельцине и их консолидации и расширении их деятельности при Путине. Спад взаимных убийств и сдвиг в сторону государственного регулирования бизнеса являются в равной степени результатом консолидации огромных состояний и «новых правил игры», установленных президентом Путиным. В середине 19-го века, Оноре де Бальзак, наблюдая за подъемом респектабельной буржуазии во Франции, отмечал сомнительное происхождение её богатств: «За каждым великим состоянием стоит великое преступление».
Мошенничества и обман французской буржуазии 19-го века бледнеют в сравнении с колоссальным грабежом и кровопролитием, создавшими российских миллиардеров 21-го века.
Если основными средствами достижения богатства российскими миллиардерами были грабеж и убийства, то оркестрованный МВФ и Мировым банком Вашингтонский консенсус стал главной движущей силой подъёма латиноамериканских миллиардеров. Две страны с наивысшей концентрацией капитала и с самым большим числом миллиардеров в Латинской Америке – Бразилия и Мексика - приватизировали самые дорогостоящие, эффективные и крупные государственные монополии. 38 латиноамериканских миллиардера владеют богатством размером в $157 миллиардов – из них 30 являются бразильцами и мексиканцами и в их руках находится $120.3 миллиарда. Богатство 38 семей и частных лиц превосходит совокупное состояние 250 миллионов латиноамериканцев; 0.000001% населения вверху пирамиды имеет больше, чем 50% внизу. В Мексике доходы 0.000001% населения превосходят совокупный доход 40 миллионов мексиканцев.
Возвышение латиноамериканских миллиардеров совпадает по времени с падением реальных размеров минимальной оплаты труда, с сокращением социальных расходов, ухудшением трудового законодательства и усилением государственных репрессий, с ослаблением рабочих и крестьянских организаций, борьбы трудящихся за свои права. Введение регрессивного налогообложения, ухудшившего положение рабочих и крестьян, а также налоговые льготы и субсидии экспортерам сельскохозяйственной и минеральной продукции существенно подстегнули рост числа миллиардеров. Результатом стало резкое падение мобильности работников общественного сектора и рабочих, перемещение городского труда в неформальный сектор, массовые банкротства мелких фермеров, крестьян и сельских рабочих, а также миграция из деревень в городские трущобы и заграницу.
Главными причинами бедности в Латинской Америке являются те же самые условия, которые порождают миллиардеров. В случае Мексики, приватизация сектора телекоммуникаций по крайне низким ценам привела к учетверению богатства Карлоса Хелу, третьего в списке самых богатых людей в мире (сразу после Билла Гейтса и Уоррена Баффета) с 49 миллиардами долларов. Два других мексиканских миллиардера, Альфредо Хелу и Роберто Рамирез, выиграли от приватизации банков и последующей их денационализации, продав банк Бенамекс группе Ситикорп.
Приватизация, финансовая дерегуляция и денационализация были основными принципами внешней экономической политики Соединенных Штатов, примененными в Латинской Америке МВФ и Мировым Банком. Эти принципы диктовали фундаментальные условия, которые выставлялись при выдаче займов и пересмотре сроков возврата долгов в Латинской Америке.
Нынешние миллиардеры разбогатели как на старых, так и на новых деньгах. Некоторые начали свои состояния с выгодных правительственных контрактов во времена госкапитализма (1930 – 1970-е), а другие получили состояния в наследство. Половина мексиканских миллиардеров получили в наследство начальные мультимиллионные состояния, прежде чем двинуться к новым вершинам. Вторая половина воспользовалась политическим связями и последующей возможностью выкупить по дешевке общественные предприятия чтобы, продав их американским ТНК, получить баснословные барыши. Огромное большинство мексиканских иммигрантов, пересекших границу с США, убежали от тяжких условий, которые позволили традиционным и новым мексиканским богачам присоединиться к глобальному клубу миллиардеров.
Бразилия обладает наибольшим числом миллиардеров (20) среди всех латиноамериканских государств. Эти миллиардеры владеют 46.2 миллиарда долларов, что больше, чем совокупное состояние 80 миллионов городских и сельских бедняков в Бразилии. Приблизительно 40% бразильских миллиардеров начинали с уже крупных состояний и в дальнейшем их приумножили – посредством поглощений и слияний. Так называемые «миллиардеры, сделавшие себя сами» нажились на приватизации прибыльного финансового сектора (семья Сафра с 8.9 миллиарда долларов), а также сталелитейной отрасли.
Хотя некоторые знания, техника, «предпринимательские навыки» и рыночная смышленость сыграли скромную роль в успехе миллиардеров в России и Латинской Америке, гораздо более важной стороной дела было переплетение политики и экономики на каждой стадии накопления богатства.
В большинстве случаев существовало три стадии
Как в Латинской Америке, так и в России, миллиардеры присвоили прибыльные государственные активы и предприятия под эгидой ортодоксальных неолиберальных режимов (режим Салинаса-Зедило в Мексике, Кардосо в Бразилии, Ельцина в России), а консолидировали и расширили состояния при предположительно «реформистских» правительствах (Путин в России, Лула в Бразилии и Фокс в Мексике). В остальной Латинской Америке (Чили, Колумбия и Аргентина) возникновение миллиардеров стало результатом кровавых военных переворотов и режимов, которые разрушили общественно-политические движения и начали приватизационный процесс. Этот процесс стал ещё сильнее продвигаться при последующих электоральных режимах, как правых, так и «левоцентристских».
Общий признак, продемонстрированный как в России, так и в Латинской Америке – это ключевая роль широкой приватизации и денационализации прибыльных государственных предприятий в процессе превращения миллионеров в миллиардеры.
Если добавить к концентрации $157 миллиардов в руках небольшой части элиты $900 миллиардов выплат по долгам иностранным банкам и триллион долларов (тысяча миллиардов), изъятых виде прибылей, гонораров, ренты и отмывания денег за последние 15 лет, то мы получим адекватные рамки для понимания того, почему две трети населения Латинской Америки продолжают жить в условиях крайне низких жизненных стандартов и стагнирующей экономики.
Соединенные Штаты несут огромную ответственность за рост числа латиноамериканских миллиардеров и массовую бедность. Во-первых, США поддерживали военных диктаторов и неолиберальных политиков, установивших экономические модели, ориентированные на интересы миллиардеров. Президент Клинтон, ЦРУ и его экономические консультанты в союзе с российскими олигархами обеспечивали политическую и материальную поддержку власти Ельцина, таким его действиям, как расстрел парламента в 1993 году и фальсификация выборов 1996 года. Именно Вашингтон позволил отмыть сотни миллиардов долларов в американских банках в период 1990-х годов, как было признано подкомитетом Конгресса по банковской деятельности в 1998 году.
Никсон, Картер, Киссинджер и Бжезинский, Рейган и Буш, Клинтон и Олбрайт поддерживали приватизации, запущенные латиноамериканскими военными диктаторами и гражданскими реакционерами в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Их указания американским представителям в МВФ и Мировом банке были недвусмысленны: приватизировать, дерегулировать и денационализировать (ПДД) – перед тем, как начинать переговоры о предоставлении займов.
Американские академики и идеологи работали рука об руку с так называемыми многопрофильными агентствами в качестве экономических консультантов, которые обучали местные кадры, разрабатывали и проводили в жизнь принципы ПДД в странах Латинской Америки и в России.
Американские и европейские ТНК и банки покупали и создавали совместные предприятия с новыми латиноамериканскими миллиардерами, а также пожинали колоссальные прибыли от процентов по долгам, нажитых коррумпированными военными и гражданскими режимами. Миллиардеры являются в той же степени продуктом антинационалистической, антикоммунистической политики США, в какой они есть продукт грандиозной кражи общественной собственности.
Учитывая огромные классовые и имущественные различия в России, Латинской Америке и Китае (20 китайских миллиардеров приобрели менее чем за 10 лет состояния размером в $29.4 миллиарда), наиболее точным будет охарактеризовать эти страны как «порождающие миллиардеров», вместо принятого «нарождающиеся рынки», потому что это никакой не «свободный рынок», но политическая власть миллиардеров диктует политику.
Страны, «порождающие миллиардеров», воспроизводят прогрессирующую бедность и крайне низкие жизненные стандарты. Производство миллиардеров означает разрушение гражданского общества – ослабление общественной солидарности, социального законодательства, пенсий, отдыха трудящихся, программ здравоохранения и образования. Прошлые политические заслуги ничего не означают в новое время. Экс-марксист, бывший бразильский президент Кардосо и бывший тред-юнионист президент Лула да Силва приватизировали общественные предприятия и осуществляли политику, порождавшую миллиардеров с высочайшей скоростью. Бывший коммунист Путин проявляет заботу о некоторых олигархах-миллиардерах, а других призывает к инвестированию и создает для этого условия.
Период наибольшего падения жизненного уровня в латинской Америке и России совпадает с демонтажем национал популистских и коммунистических экономик. Между 1980 и 2004 годами Латинская Америка – точнее Бразилия, Аргентина и Мексика – имели стагнационный экономический рост в 0%-1% годовых. В России произошел 50%-ый спад ВВП между 1990-1996 годами, а уровень жизни населения (за исключением грабителей и их гангстерской обслуги) упал на 80%.
Недавний рост экономики (2003-2007), там, где он произошел, больше связан с беспрецедентно высокими мировыми ценами на энергоносители, чем с какими-либо позитивными сдвигами в экономической модели, построенной под интересы миллиардеров. Рост числа миллиардеров ни в коем случае не означает «всеобщего процветания», являющегося результатом действия законов свободного рынка – как считают редакторы журнала «Форбс». На самом деле этот рост является производной от захвата прибыльных общественных предприятий, созданных трудом и борьбой миллионов и миллионов рабочих, в России и Китае при коммунистическом режиме, а в Латинской Америке при популистских, националистических и социал-демократических правительствах. Многие миллиардеры унаследовали свои богатства и использовали политические связи для расширения и консолидации своих империй – их успех имел очень мало общего с предпринимательскими способностями.
Гнев и враждебность миллиардеров и Белого дома по отношения к президенту Уго Чавесу объясняются именно тем, что он пересматривает политику, которая производит миллиардеров вместе с массовой бедностью. Он ренационализирует энергетические ресурсы, общественные предприятия и экспроприирует некоторые большие земельные владения. Чавес не только бросает вызов гегемонии США в Латинской Америке, он также борется против всей системы ПДД, создавшей экономические империи миллиардеров в Латинской Америке, России, Китае и по всему миру.
Оригинал находится: http://www.axisoflogic.com/artman/publish/article_24120.shtml
Перевод Ильи Иоффе
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |