Лефт.Ру |
Версия для печати |
Две трети французов считает, что их страна находится в упадке. Это, без сомнения, главная причина того, что Николя Саркози был избран президентом республики. Более того, главная роль, которую СМИ сыграли в этом триумфе, состояла в их постоянной пропаганде на тему «упадка Франции» и связанной с ним темы «безопасности».
Есть несколько основных способов отрицания этого утверждения. Один из них состоит в том, что интерпретация статистики, с помощью которой «доказывается» упадок Франции очень предвзята (например, по вопросу безработицы, см. статью директора Центра экономических и политических исследований Марка Вейсброта «Взгляд экономиста на французские выборы»).
Другой способ – спросить о том, какие решения предлагают глашатаи «упадка».
«Упадочники» умно смешивают две проблемы. Одна из них – это упадок Франции по отношению к развивающимся странам, особенно, азиатским. Вторая – это предполагаемый упадок Франции по отношению к другим индустриальным странам, в особенности, США и Великобритании. Первая форма «упадка» - это, скорее, отражение положительных изменений – того факта, что значительные части Третьего Мира догоняют индустриальный Запад. Но, поскольку бессмысленно предлагать имитировать Китай и Индию, «упадочники» предлагают имитировать англо-американскую модель, благодаря которой предполагается избежать упадка путем некоторых мер, таких, как гибкие условия труда, разрушение с трудом завоеванной системы социальной защиты и коммунальных услуг, жесткий режим безопасности и моральное «перевооружение».
Но давайте внимательнее посмотрим на их любимую модель, США. Американцы потратили миллиарды долларов на вторжение в Ирак. Тысячи их солдат убиты, десятки тысяч ранены, а все подвергаются полному порицанию. Они не могут победить, поскольку они преуспели в том, чтобы обратить против себя подавляющее большинство иракцев, и они не могут уйти, потому что это будет значить конец их империи. Так что они надолго завязли в Ираке, где они будут терять все больше людей, денег и престижа, причиняя при этом невыразимые и бессмысленные страдания иракскому народу. Но почему они в Ираке? Среди других причин, из-за манипуляций общественным мнением, связанным с оружием массового поражения. У американцев есть разведка, которая следит за всеми в мире, пресса, с огромными ресурсами, которая может писать о чем хочет, университеты со специалистами по каждому конфликту и каждой проблеме на земле. И все равно они не в состоянии понять элементарных реалий, ясных любому ребенку, который путешествовал бы по Ближнему Востоку, - что их ненавидят, прежде всего, из-за их поддержки Израиля, и что их вторжение обязательно вызовет массовое сопротивление.
Если эта смесь беспомощности, невежества и заносчивости – не символ общества в упадке, тогда сложно вообще понять, что такое упадок. Незначительные разрывы в ВНП или проценте безработных – это лишь технические характеристики для сравнения. Франция, у которой в 2003 г. была элита, описываемая как «дряхлая и устаревшая» - но все еще способная думать – не пошла по пути этого безумия.
Но и это еще не все. Остальной мир, и Францию в особенности, постоянно призывают делать то же, что и США. А теперь, давайте представим, что случится, если по мановению волшебной палочки, остальной мир действительно начнет имитировать США. Откуда они возьмут нефть и сырье, которые США так много импортируют, и от которых так зависит общество и его образ жизни? Откуда они возьмут рабочих-иммигрантов, часто нелегальных, то есть, лишенных всяких прав? Откуда взяться потоку дешевых импортируемых товаров, за которые фактически даже не платят, поскольку они финансируются растущим внешнеторговым дефицитом, но которые позволяют промышленным рабочих, потерявшим свои работы, потреблять то, что им нужно? И наконец, откуда возьмутся мозги, которые США вытягивают из всего мира, так как дешевле платить высокие зарплаты образованным людям, чем создать настоящую систему массового образования?
Факт состоит в том, что американскую модель невозможно имитировать, потому что ее выживание основывается на существовании совсем другого мира за пределами США. Правда, ситуация в Европе в целом похожая, но именно то, насколько мы близки к «американской модели» и является мерой нашего упадка. Более того, без военной мощи США ни Франция, ни вся Европа даже не могут и попытаться продлить это обреченное положение вещей.
Довольно забавно видеть, что Саркози, пообещавший воплотить в жизнь свой лозунг «Франция усердно работает и побеждает», получил наибольшую поддержку на выборах от рабочих-пенсионеров. Его программа, как и программа Джорджа У. Буша, не реалистически смотрит в будущее, а наоборот, привлекает людей, скучающих за старыми добрыми деньками, когда Европа и США были сильнее, чем сейчас. Фантазии власти – еще один знак упадка.
Президентство Саркози – безусловная победа для США и для Израиля. Но она может стать пирровой победой, так как решающие битвы нашего времени происходят за пределам Европы – в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. И там США проигрывают по всем фронтам. Мы живем в мире, над которым мы (т.е. империалистические страны – прим.пер.) больше не можем господствовать, и к которому мы должны приспосабливаться, и совсем не путем ностальгии по нашему прошлому.
Жан Брикмон преподает физику в Бельгии. Его новая книга «Гуманитарный империализм» скоро выйдет в Monthly Review Press.
Перевод с французского Дианы Джонстоун: http://www.counterpunch.org/bricmont05122007.html
Перевод с английского Юрия Дергунова
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |