Лефт.Ру |
Версия для печати |
Потрясшая молдавскую и международную публику информация из Цынцарен уже вошла в сводку идиотских новостей, публикуемых на сайте livejoke.ru; вот выдержки из нее: Кандидат в вице-президенты США Сара Пэйлин считает, что наибольшую угрозу США представляют страны, где господствует исламский экстремизм, – Россия, Иран и Северная Корея. Найденные эскизы и наброски к картине Малевича "Черный квадрат" доказывают, что на полотне изображен параллелепипед в профиль.
На конкурсе "Мисс Саудовская Аравия" опять победило что-то завернутое в тряпку. В кишиневском Доме печати не работающий со времен суверенизации лифт перестраивают в платный туалет.
На ремонт молдавских автодорог в 2008 году выделено и уже украдено... Со стола министра обороны РМ бутерброд упал черной икрой вниз – упал и отжался! Премьер-министр Зинаида Гречаная верит в значительный экономический рост в Молдове...
И – главная сенсация: На церемонии открытия самой крупной в Молдове мусорной свалки в селе Цынцарены Владимир Воронин сделал заявление...
Как Владимира Николаевича угораздило очутиться на свалке в Цынцаренах, гадать не стоит – он за свои восемь президентских лет, как Василий Иванович Чапаев, где только не побывал. Гадать приходится по другому поводу: как после воистину мусоросвалочных оскорблений Приднестровья и его руководства наш оригинальный президент рассчитывает "до конца текущего года... сесть за стол переговоров", о чем он заявил вскоре после своей цынцаренской филиппики? Это – из той же серии на сайте livejoke.ru!
Итак, на днях наш столь же мудрый, сколь мужественный глава государства совершил поступок, которого никто не ожидал даже от него. Это уже не анекдот, это какой-то запредел, это, пользуясь выражением Дмитрия Козака, за гранью добра и зла... Это, пожалуй, самая экстравагантная и одиозная импровизация за всю карьеру Владимира Воронина – хлебопека, партократа, милицейского генерала, лидера-оппозиционера и, наконец, президента демократической республики, расколотой пополам. Для ясности и во избежание кривотолков цитирую очень щедро.
"Режиму Смирнова место на мусорной свалке, считает президент Молдовы Владимир Воронин" – так озаглавлена информация агентства "Инфотаг" от 26/09/08. "Глава государства сделал такое заявление после церемонии открытия на самой крупной в республике мусорной свалке в селе Цынцэрень, станции по извлечению из мусора газа. «У меня такие ассоциации, что тот режим, с которым мы должны, как бы, искать компромисс, как раз и есть та мусорная свалка, которая долгие годы смердит на территории нашего государства», – сказал Воронин".
Далее "он признал, что, несмотря на стремление международных экспертов, друзей Молдовы в России и Украине, а также усилия руководства республики, пока решения по приднестровскому урегулированию не найдено. «Поэтому режиму Смирнова место на мусорной свалке. Причем, я бы хотел, чтобы это состоялось как можно раньше», – подчеркнул Воронин".
Каковы ассоциации, таковы образность, да и логика тоже – соответственно президентскому политесу и ораторскому мастерству. И все это вполне достойно мусорной свалки. Представляю, с каким изумлением слушали Владимира Николаевича присутствующие, но не могу представить, что они при этом думали о главе государства.
В своей речи Воронин почему-то усиленно подчеркивал, что «переговоры по приднестровскому урегулированию могут быть и будут только лишь в формате пять плюс два», ибо «иного другого формата не может быть».
В экологической науке есть такое определение «загрязнение среды»: это когда то или иное вещество оказывается не в том месте и не в то время. В речи Воронина было много лишнего, неуместного; изрядная часть его спича получилась неадекватной месту, событию и аудитории. Как говорится, ни к селу, ни к городу. Но грязь мусорного спича абсолютно соответствовала гигантской цынцаренской свалке. Здесь, право, была своя вполне определенная логика. Особый колорит речи придало то, что Владимира Николаевича обуревали гнев на тираспольских сепаратистов и дух противоречия всем, кто потворствует режиму Смирнова. А потворствует ему нынче не только Москва, но и Страсбург, и Брюссель, и даже Вашингтон. Так, во всяком случае, кажется молдавскому президенту. Вот почему он с таким нажимом сказал, что «и предстоящая его встреча с президентом России Дмитрием Медведевым, где, наверное, будет присутствовать Смирнов, – это всего лишь консультации». И, дабы, не приведи господь, кто-то что-то другое не подумал: «Никакие документы, заявления, намерения о том, что мы подпишем сепаратистские соглашения или договор по приднестровской тематике не обсуждались и рассматриваться руководством Молдовы не будут». А все эти «полномасштабные консультации ведутся с целью подготовиться к полноформатному переговорному процессу в формате пять плюс два». Не странно ли: на упомянутом формате Владимира Николаевича точно зациклило. Хотя еще недавно он много говорил о трехсторонних переговорах...
Будто оправдываясь, Воронин заверил, что «все эти семь лет ... руководство Молдовы не сидело, сложа руки, а готовилось к реинтеграции страны... Мы это делали для того, чтобы молдавское население с приднестровского региона воссоединилось в страну, так как мы исторически были вместе всегда».
Вообразив, что среди присутствующих могут быть люди "с того еще берега", мечтающие о правобережной власти, он принялся расписывать кишиневские старания во взаимодействии с евроструктурами: "все это делалось, чтобы «создать условия для граждан приднестровского региона», которые «должны чувствовать себя свободными на всей территории Молдовы. И чтобы у них были такие же права, как и у всех остальных граждан страны», все эти годы «мы готовились, чтобы вместе реализовать много ожидаемый процесс реинтеграции страны».., «это наша позиция, и с этой позицией мы будем и дальше действовать».
В конце информации выясняется, откуда такой гневный пафос: "Данное заявление Владимир Воронин сделал после несостоявшейся его встречи с лидером Приднестровья Игорем Смирновым. По противоречивой информации, встреча должна была состояться на этой неделе... По версии приднестровской стороны, встречу планировалось провести в городе Бендеры. Но молдавская сторона предложила организовать ее в городах Дубоссары или Новые Анены, что было отвергнуто властями непризнанной ПМР. В заявлении МИД Приднестровья указывалось, что на «протяжении длительного времени соответствующие службы стремятся реализовать поставленные перед ними задачи по нейтрализации высших должностных лиц Приднестровья и применению в отношении них предусмотренных законодательством Молдовы мер пресечения».
Вот такая мусорная церемония. Презентация свалки, можно сказать. Честно говоря, еще не приходилось слышать, чтобы для программной речи глава государства выбрал столь экзотическое место. Такого еще в мировой истории не было. По-моему, сие возможно только в Молдове, да не во всякое время, а лишь конкретно в воронинскую эпоху. У нас вообще очень смешные вещи случаются. Намедни, к примеру, экс-премьер Василий Тарлев, с часовым опозданием явившись на съезд Центристского союза Молдовы, умудрился не только стать членом этой партии, но и ее вождем, предварительно обозвав высокое собрание «спектаклем». После чего «спектакль», то бишь высокое собрание, избрало его своим боссом, причем единогласно. Обхохочешься. Если звезды зажигают...
А в это время министр реинтеграции РМ Василий Шова заявляет, что президент Молдовы готов встретиться с лидером Приднестровья в Тирасполе. Это, конечно, чистая риторика: не осмелится Владимир Николаевич появиться в Тирасполе, да никто его туда и не пустит. Дело в другом: босс наговорил, чего не надо, вот обслуга и суетится, "отбеливает" его. Вообще есть три версии насчет свалочной речи Владимира Воронина. Первая – простая: он все это наговорил со злости, считая, что Игорь Смирнов сорвал объявленную двустороннюю встречу. Вторая – смешная: хлебнул президент лишнего и его понесло, как товарища О. Бендера. Я же придерживаюсь третьей версии: если звезды зажигают... то есть если на мусорной свалке звенит гневный набат молдавского президента, то это кому-то нужно, и совсем не трудно назвать этого кое-кого.
Даже при самом снисходительном и покровительственном отношении иных субъектов внешней политики к Молдове "слово и дело" президента Воронина сплошь и рядом не то что оказываются неадекватными ситуации, а просто ни в какие ворота не лезут. Так что "отбеливание" крайне необходимо. И если, скажем, Василий Шова в вышеприведенном примере выставляет шефа хорошим перед Москвой, нейтрализуя то, что тот в Цынцаренах "насмердел", то у министра иностранных дел задача сложнее: Андрей Стратан уже несколько лет "отбеливает" президента перед Западом – НАТО, Евросоюзом, а главное - США. Как только Воронин дает опасные авансы Москве или начинает разглагольствовать о дружбе, исторических связях и стратегическом партнерстве Молдовы с Россией, тотчас Андрей Статан выходит на какую-нибудь высокую западную трибуну и говорит нечто противоположное.
На днях он взобрался на самую высокую трибуну мира – в ООН, заявив на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи, что Молдова «утвердила Стратегию урегулирования приднестровского конфликта, предусматривающую пакетное решение всех проблем». На всемирной говорильне и не такая тюлька проходит, но реально домнул Стратан изложил все то, что заведомо неприемлемо для ПМР, – «предоставление Приднестровскому региону специального юридического статуса на основе соблюдения принципов суверенитета и территориальной целостности Молдовы, укрепления нейтралитета государства, вывода иностранных войск с территории страны» и так далее по давно уже морально устаревшему списку. Единственным светлым пятном в этом мутном выступлении был пассаж, способный вызвать улыбку, переходящую в гомерический хохот: «А. Стратан отметил, что президент Молдовы Владимир Воронин выдвинул ряд инициатив, направленных на укрепление мер доверия и безопасности между двумя берегами Днестра...». Ничего не скажешь, мощно укрепил доверие наш Молдаванбаши на свалке в Цынцаренах!
Тираспольское информационное агентство "Ольвия", дав свой материал об одиозном спиче Владимира Воронина, снабдило его фотоснимком, на коем наш президент запечатлен среди мусора с лопатой в руке. Сюжет, достойный момента. Боюсь, в таком антураже и войдет в молдавскую историю наш герой, мнящий себя деятелем мирового масштаба и победоносцем-объединителем. А вернее сказать, ни в какую историю, кроме той, в которую вляпался в Цынцаренах, он уже не войдет, а просто выпадет в осадок инобытия и забвения. И поделом: забыть бы Герострата...
Снимок символичен: Воронин к концу второго президентского срока очутился среди руин того, что натворил, и мусора собственной несостоятельности. Итоги ужасают: он не сделал ничего ни из того, что обещал, ни из того, что было объективно необходимо сделать. Он сбил с пути свою страну и лишил ориентиров ее народ. Он покусился на многовековой опыт Молдовы, которая всегда видела "свет с Востока", и силится потушить этот свет, заменив его тьмой Запада.
Он учредил вместо обещанного социализма жлобско-полицейский капитализм с тяжкими рецидивами феодализма на селе и грубой деспотии в городе, силясь подвести под эту архаическую конструкцию либеральную подстилку вместо фундамента и увешав дыры старых стен афишами, гласящими о "евроинтеграции".
Несмотря на полное и позорное фиаско, президент одержим манией величия и ведет себя как самодержец и триумфатор, этакий Наполеон в миниатюре. А ведь на самом деле он – марионетка, которую беспрестанно дергают за веревочки все, кому не лень, – от глобальных игроков Европы и Америки до советника-антрополога и его бизнесменов-приятелей.
Удивительно, как похожи друг на друга друзья и коллеги по ГУАМу – страдающий бледной немочью оранжист Ющенко, нервно жующий галстук Саакашвили или вечно сердитый Воронин с его цынцаренскими перлами. Первый пытается растоптать прошлое и будущее Крыма, второй тщится покорить американским оружием осетин и абхазов, третий... Заметим, что "мусор" – опасный символ подлинного отношения кишиневской элиты к приднестровцам, – вовсе не изобретение Воронина, а лишь плагиат. Еще в 1989 году будущий грузинский президент Гамсахурдиа, чье дело достойно продолжил Саакашвили, назвал "мусором" осетин. Что было потом, известно.
Цынцаренская речь Воронина, в которой он выплеснул свой комплекс зависимости от чужой воли, снова отбросила переговорный процесс далеко назад – и на этот раз туда, откуда уже нет и не будет возврата. Что и отвечает интересам западной геостратегии. Выступая с лекцией в Тираспольском университете, бывший глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл откровенно заявил: «Запад никогда не допустит, чтобы решения по приднестровскому урегулированию принимались без его участия». Сорвать наметившиеся переговоры двух сторон при посредничестве России, как в 2003-м подписание "меморандума Козака", – вот все, что может нынче сделать поклонник Дж. Буша и евроинтегратор для своих западных хозяев. Быть может, последнее, что может.
Еще одна смешная информация о наших делах: «Молдова вводит наказание за попрошайничество». Наказание грозит самим попрошайкам и организаторам. Как и все законы у нас, работать он не будет; ведь привлекать к ответственности следует прежде всего президента Воронина и его команду – за позорное хождение с протянутой рукой по всему свету.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |