Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Эмир Садер
Кризис капитализма и левое движение

Новый кризис капитализма похож на таковой 1929 года. Теории капитализма казино подтверждаются. Правительство США вновь противоречит само себе и интенсивно вмешивается в экономику, демонстрируя, что его доверие рынку совсем не так велико, как это изображает пропаганда. Неолиберальный капитализм рассыпается и критические теории Левой – кейнсианские или антикапиталистические – подтверждаются.

Наши теории об антисоциальном и, возможно, убийственном характере капитализма, оказываются верными, и мы, левые, улыбаемся, потираем руки, нетерпеливо дожидаясь социальных и политических последствий кризиса.

Но должны ли мы делать это? Или, возможно, мы должны спросить себя о том, какие левые альтернативы мы подготовили к приходу нового кризиса? Не только теории, но общественные, политические и идеологические силы, которые будут бороться за гегемонию во время кризиса. Готовы ли мы задаться вопросом, не будут ли антикризисные меры правительства означать новые страдания для бедных, не принесут ли они ещё больше отчаяния, заброшенности, безработицы – без того, что люди увидят альтернативу?

Если наша роль сводится к интеллектуальной критике капитализма, то тогда новый кризис для нас – большой праздник! Мы можем ликовать и печатать бесчисленное множество новых статей, в которых будем предсказывать, «как мы и раньше писали» - скорый конец капитализма.

Но всякий катастрофизм есть, по сути, самообман. В 1930-е годы коммунистический интернационал поддерживал теорию Евгения Варги, который подверг ревизии взгляды Ленина и провозгласил, что кризис 1929 года привел капитализм к его последней стадии. А когда «Новый курс» спас капитализм от самого себя, то была введена категория «второй фазы последней стадии капитализма». Сегодня мы должны уже быть в пятой или шестой фазе.

Джованни Арриги вспоминает, что в 1970-х спорили не о конце капитализма, но о том, где, когда и как капитализм завершится – в это верили даже прокапиталистические теоретики.

Тем не менее, как сам Ленин нам напоминает, капитализм никогда не уничтожится сам по себе, пока не потерпит поражение – что и было доказано революционным процессом, которому удалось на время покончить с капитализмом. Капитализм не разрушается сам по себе. Мало того, он даже обладает способностью к самовосстановлению. Кто мог знать, что на родине Ленина – в первом в истории государстве рабочих и крестьян – капитализм возродится в своей бандитской версии?

Кто знал, что Соединенные Штаты, «смертельно раненные» кризисом 1929 года, превратятся в мирового гегемона, и будут возглавлять самый длинный и глубокий цикл расширения капитализма за всю историю – его «золотой век», по определению Хобсбаума – после второй мировой войны, задавят СССР технологически и экономически, прежде чем взорвать его политически?

Я говорю всё это не ради пропаганды в пользу капитализма, не для того, чтобы посеять деморализацию, но для того, чтобы мы не поддавались самообману относительно реальных условий антикапиталистической борьбы, не недооценивали силы капитализма и, самое главное, не переоценивали свои собственные силы.

Каждый кризис, который Левая встречает довольным потиранием рук, лишь ослабляет её, ибо такая Левая лишь созерцает последний день капиталистической Помпеи, которая, тем не менее, всякий раз восстает из пепла из-за отсутствия теоретической и политической альтернативы. Вместо того чтобы выработать такую альтернативу и превратить теорию в реальную экономическую, социальную, политическую и идеологическую силу, левое движение продолжает верить в то, что в один прекрасный день в недалеком будущем народы мира убедятся в правильности его апокалипсической теории.

Но пока, как говорил Маркс о мелкой буржуазии, создается впечатление, что народ не созрел достаточно для понимания теории самоудовлетворенной Левой, нашей блестящей теории, провозглашающей, что рано или поздно историческая неизбежность приведет нас на социалистический путь.

По видимому, революционные и контрреволюционные повороты ХХ века ничему нас не научили. Ведь мы до сих пор ожидаем гибели нашего врага, вместо того, чтобы тщательно работать над превращением нашей мечты в реальность, как того требует ленинский революционный реализм.

Оригинал находится на: http://mrzine.monthlyreview.org/sader200908.html

Перевод Ильи Иоффе



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100