Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Мария Синякова
Спасите наши мысли, или записки непонятливой блондинки

У известного сатирика Задорнова был монолог, который начинался словами «я не понимаю…» Я тоже не понимаю. Пусть какое-нибудь существо, более умное, чем я, объяснит мне странные и загадочные вещи, происходящие сейчас в мире.

Вот уже много лет – с тех самых пор, как зашаталось на своих глиняных ногах проклятое тоталитарное государство, ныне канувшее в Лету - всевозможные экономисты внушали и внушают нам, что государственное управление неэффективно; собственностью должен управлять только «крепкий хозяин». Ещё нам внушали, что в мире есть великий бог по имени «Рынок»: он всегда прав, его «невидимая рука» «расставляет всё по своим местам» и мешать эту божеству – великий грех и тяжкое преступление. Роль государства в мире Рынка - быть «ночным сторожем», охраняющим частную собственность (не всех), которая «священна и неприкосновенна». Национализация – преступление. И, логически завершая свои умственные построения, жрецы Рынка (имена их всем известны) поднимали на щит идеологию социал-дарвинизма: слабый должен умереть.

А слабый – это тот, кто проиграл в конкурентной борьбе.

Первый тревожный звоночек прозвучал, когда в 1992 году монетаристкие реформы обесценили многолетние сбережения граждан – но тогда нам всё объяснили. «Священная частная собственность» не была конфискована; а то, что деньги обесценились – так это не считается. Юридически всё было в порядке. И идеологически тоже – если вы, гражданин/гражданка в блаженные годы свободы, воспоследовавшие за крушением проклятого коммунистического режима, не подсуетились, не сделали свой маленький бизнес – типа приобретения за бесценок нефтяной скважины, а тупо сидели на своей работе, с ужасом глядя на скукоживающиеся вклады и тщетно дожидаясь невыплачиваемой месяцами зарплаты – так вы есть лох, совок и дурак. И поделом вору, то есть лоху, и мука.

Слова у наших отечественных «крепких хозяев» не расходились с делами. Однажды некое животноводческое хозяйство в Ленинградской области задолжало за электричество. Они слёзно умоляли подождать, обещали «заплатить чуть попозже». Но энергетики, ведомые крепкой рукой великого Чубайса, были неумолимы. И несчастные скотоводы забили всех коров, продали мясо и расплатились с энергетиками. Коров нет, молока нет, работы у местных жителей нет. Ну и что? Они проиграли в конкурентной борьбе, они слабые, а слабый должен умереть.

Но что коровы! В светлые девяностые годы за недоплату отключали больницы, и пациенты умирали прямо на операционном столе. Ну и что? Это значит, что администрация больницы плохо ведёт дела; она проиграла в конкурентной борьбе и … далее смотри выше. А больные сами дураки, лечатся у таких лохов. «А где лечиться-то? – спрашивают потенциальные пациенты, - у Чубайса с Гайдаром?» Разумеется, нет! Чубайс с Гайдаром не размениваются на аппендициты или миомы матки, они действуют глобально – лечат экономику шоковой терапией. «Вам же не придёт в голову, - говорит Чубайс, - придти в магазин, взять колбасу и за неё не заплатить. А почему же вы считаете, что электричество можно брать и не платить?»

А почему можно брать чужой труд и месяцами не выплачивать зарплату? А почему можно брать не вами построенные электростанции и заплатить за них сущий мизер, а по сути, ничего? А потому, что владельцы «заводов, газет, пароходов» - «крутые мэны», «крепкие хозяева», а вы – лохи и совки; вы проиграли в конкурентной борьбе и должны умереть.

То есть всё было хорошо. И вдруг начались странности.

Некие компании «Фанни Мэй» и «Фредди Мак» проводили заведомо рискованную экономическую политику и потерпели крах; спасая ситуацию, государство (США) берёт проигравшие компании под свою опёку. Вслед за тем начинается не вполне понятная для непосвящённых, но очевидно неприятная для торгашей паника на мировых биржах. Из каждого утюга доносятся загадочные, но тревожные слова: «снижение котировок»… «падение индексов» … «банки «Lemon Brothers» и «B&B» накануне краха»… Британское государство национализирует «B&B». Российское – выбрасывает на биржу деньги из своих закромов. То есть деньги налогоплательщиков.

И мои слабые мозги вопят: «не понимаем!»

1. Если государственное управление в принципе неэффективно, то как же можно доверять этому нехорошему глупому государству управление «священной собственностью»? Да ещё в такой ситуации, когда сами «крепкие хозяева» не справляются?

2. Если частная собственность священна, то как же можно её трогать? В СССР национализация – преступление, в Венесуэле – преступление, а в США или Соединённом королевстве – благое дело? Низ-зя! Запретить немедленно!

3. И главное. Если «крепкие хозяева» из «Фредди», «Фанни», «B&B» и прочее проиграли в конкурентной борьбе, то они, значит, слабые. А СЛАБЫЙ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ!

Ну, и зачем этих лохов спасать?

Герой анекдотов Вовочка (не примите за политический намёк) говорил в таких случаях:

- Где разум? Где логика?

Мне стыдно. Мой слабый ум не выдерживает этого испытания. Его посещают нехорошие мысли: а что, если монетаризм наших вечно правых экономистов того… не совсем прав?

О мой земляк, премудрейший Чубайс,

И с ним друзья, спасите наши думы:

Ужели Рынка Правота и Власть

Всего лишь сказка для людей неумных?



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100