Лефт.Ру |
Версия для печати |
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру...»
Древний вавилон, III век до н.э.
Недавно, вечером, на троллейбусной остановке, стал невольным свидетелем разговора подростков. Расположившись вальяжно на скамейке, молодые люди обоего пола, пятнадцати – семнадцати лет обнимаясь и попивая пиво, беседовали о своем, о юношеском. Из-за обилия матерных слов, слов-паразитов «ваще», «короче» и прочих сленговых выражений – трудно было разобрать, о чем шла речь. В ответ на мое замечание о недопустимости использования бранных слов в общественном месте, подростки удивились и совершенно искренне сообщили, что они не ругаются, а просто разговаривают. Эта случайная встреча и побудила меня подготовить этот материал.
Сегодняшние семнадцатилетние подростки – это дети, родившиеся после распада Советского Союза.
Чем живут, чего хотят от жизни, кого и что любят молодые индивидуумы те, кто в скором будущем будут продолжать строительство независимой Украины?
Психологи Украины и России отмечают, что за последние 15 лет выпускники очень изменились. Место аккуратно подстриженных мальчиков и девочек со скромными косичками заняли «существа среднего рода», нечесаные с грязными прядями разноцветных волос, с пирсингом и татуировками на самых различных участках тела, в незашнурованных и растоптанных кроссовках, прозрачных майках и приспущенных, зачастую рваных в заплатках джинсах. Резкие, циничные, с десяти лет привыкшие к вкусу пива и запаху сигарет, знающие все об изнанке жизни, но в то же время неожиданно ранимые, несмелые и апатичные.
Скорее всего, апатия и цинизм вызваны тем, что сегодняшние юноши и девушки неоднократно могли ощущать на себе то, что в этой жизни они никому не нужны. Новая Украина, их Украина, страна в которой они родились и живут всю свою недолгую жизнь - погрязла в аморальности. О продажности политиков, депутатов, государственных чиновников говорят по радио, пишут во всех газетах, показывают по телевидению. А поскольку молодежь острее чувствует фальшь, чем старшее поколение и у неё нет жизненного опыта, - неокрепшие молодые души охватывает ужас оттого, что они совсем одни на этом страшном свете.
Молодежи никто не приготовил место в сегодняшнем обществе. То, чему их учили в школе, не годится, для того чтобы найти достойное место в этой взрослой жизни. Об этих детях забыли - и родители, и власть, они оказались на обочине жизни и вынуждены карабкаться вперед самостоятельно. Но, поскольку у них нет никаких иллюзий относительно способности и возможности общества помочь им, они научились выживать, точно зная, что в жизни важнее всего деньги, причем никого не интересует, каким образом ты их заработал. При этом они более дерзки и наглы, чем предыдущие поколения, «сдерживающие тормоза» у них напрочь отсутствуют. По сути, они – потерянное поколение, такое же, как в романах Ремарка и Хемингуэя. Вспомните «Три товарища» Ремарка и героев, которые, оставшись в живых после первой мировой войны, поняли, что они не нужны обществу.
Эти сегодняшние ребята росли в сложное время, когда рушились старые общественные отношения. Кто-то из их родителей - тогда совсем молодых и перспективных, полных надежд на стабильное будущее, оказался перед фактом, что нужно бороться за существование. Кто-то, не выдержав, спивался и сводил счеты с жизнью. Другие, наплевав на принципы, занялись незаконной деятельностью. Третьи стремились построить карьеру.
Детям передался стресс, который пережили их родители в девяностые годы. Детство нынешних юношей и девушек пришлось на годы, когда родителям (даже самым любящим и заботливым) не хватало сил заниматься семьей. Общение с родителями им заменили телевидение, видео, компьютерные игры, ранний секс, пиво и сигареты - как обязательные атрибуты любой молодежной компании. Эти, почти взрослые дети - поколение, лишенное навыков простого человеческого общения. От этого они замкнуты и недоверчивы. С разрушением прежнего государства рухнула и система преемственности, современным молодым людям приходится все начинать с нуля. Школа не дала им практических знаний и не предложила никаких рецептов, могущих помочь им в сегодняшней жизни. Поэтому они, в массе своей, - примитивные прагматики, эмоции и желания проявляют скупо и почти на животном уровне. Родившиеся в эпоху перманентных кризисов, они не верят в любовь в шалаше и, мечтая о светлом будущем, хотят получить все сразу и быстро.
Он считают себя более свободными, чем предыдущие поколения. Отсюда их вызывающий внешний вид, снисходительное отношение к старшим, которые, как они считают, знают меньше, чем они. Им кажется, что они более свободны, чем их родители. Эти дети выросли без национальных идеалов и без исторической памяти. После того как была разрушена старая система образования, оказалось, что заменить ее нечем. Программную классическую литературу это поколение изучает по краткому содержанию в конце книги, телесериалам и мультфильмам. Их идеал - «Гарри Поттер».
За годы независимости у них сформировалось т.н. «клиповое мышление». Их кумиры - всевозможные «телезвезды» и герои примитивных сериалов. Их потребности – на уровне основных рефлексов. Их ближайшие цели – «забухать на халяву» и «побалдеть с корешами и сосками». Их стратегическая цель – «сорвать побольше бабла и урыть на Канары». Почти все они имеют мобильные телефоны, и чем дороже телефон, тем «круче» его обладатель.
Недавно на одном учебном потоке Краматорской инженерной академии преподаватель, знакомясь со студентами, среди прочих задал два вопроса – курите ли Вы и пьете ли Вы спиртные напитки?
Из присутствующих сорока восьми студентов – двадцать ответили, что курят, а тридцать три написали, что пьют. В основном пьют пиво, но также пьют вино, водку и даже – самогон. Характерно, что основная масса студентов – были девочки.
Конечно, критикуя сегодняшних подростков, не следует забывать, что проблема отношения «родителей и детей» или «молодежи и взрослых» - существовала всегда.
Еще Сократ в пятом веке до нашей эры или две с половиной тысячи лет назад писал: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие...»
А на найденном археологами египетском папирусе, датируемым вторым веком до нашей эры, неизвестный египетский жрец писал: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира не очень далек...»
Но могут ли эти откровения древних быть поводом для успокоения?
Из четырех миллионов сегодняшних украинских подростков почти треть воспитывается в хороших условиях, в семьях со средним достатком. Возможно, они и сформируют будущий средний класс. Однако сейчас - это самая пассивная часть молодежи.
Еще двадцать пять процентов - дети тех, кто живет на бюджетную зарплату. Три-четыре процента составляют отпрыски состоятельных и очень богатых родителей, а оставшиеся тридцать восемь процентов делят между собой дети «заробитчан» и работников с низким уровнем доходов. При этом шестьдесят четыре процента молодых людей не удовлетворены своим социальным положением.
Учителя школ и ВУЗов жалуются, что очень способные к восприятию материала дети и юноши учатся без интереса, в основном ради того, чтобы иметь старт в будущем. Их не увлекает наука - они не видят ее практического применения.
Государство и его институты, обеспечивающие ранее молодежи социальную и материальную помощь во время учебы, затем обязательное предоставление первого рабочего места и крыши над головой - ныне заняты не менее важными делами:
- материальным обеспечением внеочередных и очередных выборов;
- передачей в частные руки остатков бюджетообразующих предприятий;
- оказанием материальной помощи «братским» кавказским республикам;
- продажей земли и т.д. и т.п.
А молодежь, предоставленная сама-себе – продолжает «колбаситься», «кайфово и прикольно тащиться», «впадать в заморочки», «очковать глюков и гнать без дуплей», «накрывать стрелы и реально плющиться с беспонтовыми челами».
Кто-то из них, возможно,и станет ученым или знатным токарем, а кто-то космонавтом или подводником. А кто-то умрет через год от цирроза печени или рака легких. Но, поскольку они наши дети и внуки, они,- это наше отражение. И мы, взрослые, должны помочь им, нахальным, на наш взгляд, несмышленышам, стать людьми.
Но когда на встречах с первокурсниками – вчерашними выпускниками наших школ, на вопрос – кто такой Олег Кошевой, студенты отвечают – атаман Запорожской сечи, гетман Украины, писатель, полководец и только очень немногие вспоминают «Молодогвардейцев» - становится страшновато за это поколение и за тех, кто его воспитывает.
И последнее.
23 июля 2007 года сотрудники ГУВД Днепропетровска задержали по подозрению в убийствах 21 жителя Днепропетровской области, - троих молодых людей - Александра Ганжу, Игоря Супрунюка и Виктора Саенко. Некоторые эпизоды нападений задержанные снимали на видеокамеры мобильных телефонов, принадлежавших жертвам. Среди жертв убийц были люди разного возраста, пола и социального положения: подростки и пенсионеры, безработные и даже бездомные. Некоторые убийства совершались спонтанно, а жертвам преступники металлическими прутьями разбивали головы до такого состояния, что их сложно было опознать. Для преодоления страха перед убийством преступники сначала тренировались на кошках. Пытки животных они также снимали на видео. Все обвиняемые когда-то учились в одном классе. Один из них работал в охранной структуре, двое других были безработными. В прессе их окрестили «выродками из благополучных семей» и «днепропетровскими мажорами».
Виктор Саенко, Игорь Супрунюк и Александр Ганжа были не «отморозками» и не подростками из неблагополучных семей. Они оказались обычными юношами, которым не хватало острых ощущений. Все трое воспитывались во вполне благополучных семьях. По городу ходили слухи, что отец одного из юношей - районный прокурор Днепропетровска (хотя в прокуратуре это предположение опровергли). Затем стали говорить, что предполагаемый убийца – племянник одного из лидеров областной организации Партии регионов. Все это так и осталось на уровне слухов.
Как пояснил следователь по особо важным делам областной прокуратуры Богдан Власенко, молодые люди совершали убийства не только из корыстных побуждений, но и ради развлечения. «Преступники снимали момент убийства людей на видеокамеру, «чтобы на старости лет было о чем вспомнить», - процитировал Власенко показания обвиняемых.
Российский психолог-криминалист доктор медицинских наук Михаил Виноградов считает, что маньяк - это больной с патологией глубинных структур головного мозга. Он получает удовлетворение от самого процесса. Как правило, маньяки, испытав один раз свое садистическое удовольствие, уже не могут остановиться. Даже зная, что их ловят, они будут убивать снова. Все маньяки – тщеславны. Как правило, это несостоявшиеся ни в одной сфере люди, тайно мечтающие о славе. Пусть даже и о славе убийц. В насилии они не только получают физическое удовольствие (вплоть до оргазмов), но и смакуют свою силу. Парадоксально, но аресты многие из них воспринимают с радостью, понимая, что теперь о них будут много писать и говорить. Замечено, что, как правило, разоблаченные маньяки – это люди во многом скрытые, которые мало поддерживали контактов со своими родственниками, «носили все в себе», не были искренними с окружающими, но часто воспитывались на кровавых фильмах и телепередачах. Некоторые даже подражали известным героям фильмов ужасов.
Сегодня фактическим воспитателем подрастающего поколения становится телевидение. А по количеству сцен насилия телеканалы просто «зашкаливает». Но, ведь известно, что в подростковом возрасте человек очень восприимчив к увиденному. Сказывается и растление детей преждевременным просвещением их на все запретные темы.
В традициях всех времен и народов было принято, что ребенка не посвящали в темы интимной жизни вообще, особенно взрослые, а лишь предостерегали. В человеке всячески приветствовались природная стыдливость и застенчивость. Особо эту тему стремились «обходить» в разговорах с ребенком его родители и воспитатели. В связи с этим все «запретные» темы вне брака у человека изначально ассоциировались либо с чем-то не подлежащим вынесению на всеобщее обозрение, либо как к греховному проявлению. Таким образом, создавались предпосылки для формирования сексуальности в нужном направлении: когда у ребенка начинал пробуждаться интерес к противоположному полу, сама «запретность» этой темы заставляла его жестко контролировать свои чувства и по возможности не выходить «за рамки». Поэтому не удивительно, что в «традиционном обществе» маньяки были редкостью.
Однако в так называемом цивилизованном обществе запретных тем не осталось. Причем, если для Англии позапрошлого столетия, символом «распущенности» были проститутки, которых убивал Джек-потрошитель, то для современных маньяков это обычные добропорядочные женщины. Они считают, что все «бабы одинаково порочны». Поэтому их можно убивать.
Кроме того, в традиционном обществе любой человек, даже патологических наклонностей связан многими родственными, кровными и другими связями с людьми нормальной ориентации и нормального мировоззрения.
Сетевые структуры извращенцев, как правило, появляются уже в информационном обществе. Ведь раньше те же гомосексуалисты или педофилы и прочие представители сексуального меньшинства не могли свободно общаться, либо им было это затруднительно. Человек, который, выявлял свои нетрадиционные сексуальные наклонности, сразу же считается изгоем, и к нему относились насторожено. Сейчас педераст может счастливо жить в обществе, не привлекая к себе особого внимания среди соседей, сослуживцев и даже родственников.
Серийные убийцы, появляются в Украине хоть и не слишком часто но, тем не менее, относительно регулярно. Вот только, как правило, они действуют в одиночку.
Так что случай с Саенко, Супрунюком и Ганжой – можно назвать не вполне обычным. Впрочем, похожее дело слушалось в Киеве лет восемь назад. Тогда двух молодых людей (тоже с виду вполне обычных и нормальных) – Владислава Волковича и Дмитрия Кондратенко - обвиняли в совершении шестнадцати убийств. Кондратенко, правда, до суда так и не дожил – покончил жизнь самоубийством в камере Лукьяновского СИЗО. Эта парочка тоже однажды решила зарабатывать на жизнь убийствами. И тоже «оттачивала свое мастерство» на подопытных кроликах, только не на кошках, а на людях. Перед тем, как выйти на «большую дорогу», они «тренировались» на бомжах – судя по материалам дела, для этой цели они убили как минимум шестерых бездомных.
«В спецвойсках это называется тренировкой на «куклах», - пояснял на следствии один из убийц, - а мы тренировались на людях». А во время проведения судебно-психиатирической экспертизы он заявил: «Убийство – как наркотик, чувствуешь себя суперменом». Возможно, Днепропетровским убийцам тоже захотелось чего-то в этом роде.
В советское время, даже представить подобное было невозможно. В сегодняшней Украине - это стало почти нормой.
Сегодня все ветви нашей государственной власти заняты одним – созданием очередной «новой демократической коалиции». И в ней обязательно должны быть учтены интересы всех – депутатов, олигархов, самых важных государственных чиновников. И только «потерянное поколение» выпадает из сферы приоритетов государства.
А в это время возможно, очередные подростки «тренируются» на кошках и собаках готовясь применить полученные навыки на окружающих…
Краматорск,17.09.08.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |