Лефт.Ру |
Версия для печати |
Труп молдавской евроинтеграции, набальзамированный воронинскими антропологами и выданный за живой объект, разлагается, смердя на всю страну и вызывая рвотный эффект окрест. Нет ныне большей государственной безответственности, чем "стремиться в Европу". И коль скоро упорный молдавский президент и его тугая на здравую мысль обслуга еще бормочут об "абсолютном приоритете", – не пора ли им переписать махровый лозунг Владимира Николаевича? Теперь уместнее сказать: "Мы будем везде, где нам совершенно невыгодно"...
Усиленно обсуждаемые в мировых СМИ новости о глобальном экономическом кризисе своеобразно отражаются в Молдове, включая ее верхи. Власть заверяет, что кризис Молдову не затронет, а если затронет, то минимально. Между тем "коммунист N 1" вспомнил о левых идеях и даже щегольнул в одном из выступлений тем, что учение Маркса вновь востребовано в мире. При участии президента Воронина в Кишиневе с великой помпой была отмечена красная юбилейная дата – 90-летие Комсомола, причем Владимир Николаевич, говоря о задачах государственного строительства, призвал всех объединиться, как комсомольцы. В огороде бузина, конечно, но зато какой соратник в Киеве!
Кстати, о соратниках. В эти же дни Владимир Воронин встретился с генсеком НАТО и высказался за новый уровень сотрудничества с альянсом, а альянс возобновил нападки на Россию, опять требуя вывода ее войск из Приднестровья. Вот такие причинно-следственные связи.
Несколько лет назад я написал к 7 ноября статью «Минус Октябрь 1917-го». В ней я напомнил и о феномене революции ХХ века, перевернувшей мир, и о контрреволюции конца XX столетия, принесшей и приносящей столько жертв, что о "преступлениях большевиков" говорить смешно и нелепо. Были приведены данные, часть из которых вкратце напомню.
...В 1919 г. английский генерал Нокс, военный советник адмирала Колчака, писал в донесении правительству: "Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 миллионов русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым".
Великий Октябрь привел к образованию СССР. В начале 1930-х гг. английский журнал "Round Table" вывел: "Достижения пятилетнего плана представляют собой изумительное явление". Россия зажгла не только "лампочку Ильича" от торфяных электростанций, но и возвела Днепрогэс, тракторные заводы в Харькове и Сталинграде, автомобильный завод в Нижнем Новгороде, грандиозные сталелитейные – в Магнитогорске и Кузнецке, сеть машиностроительных и химических гигантов на Урале. Английский капиталист Г. Джарви писал: "Россия движется вперед, в то время как слишком много наших заводов бездействует и примерно 3 миллиона нашего народа ищут в отчаянии работу... Не пытайтесь недооценивать русских планов...". Он объяснял неведомый Западу феномен: "Быть может, самое важное в том, что вся молодежь и рабочие в России имеют одну вещь, которой... недостает сегодня в капиталистических странах, а именно – надежду".
Прогрессирующие успехи Государства Труда грозили смертным приговором капитализму. Президент США Г. Трумэн в 1947 г. бил тревогу: "Если Америка не будет ничего предпринимать, плановая экономика может стать образцом для всех в следующем столетии, и тогда свободное предпринимательство исчезнет". А конец "свободного предпринимательства", то есть грабежа финансовыми воротилами и связанными с ними политиками, означал бы гибель того единственного, чем силен Запад.
Один западный специалист года два изучал экономические дела в СССР. И вот как отозвался: "При такой-то чудовищной бесхозяйственности они еще идут вперед! Что будет, если они научатся хоть мало-мальски хозяйствовать?". Если на Западе, где царят всеобщий порядок, экономическая и управленческая грамотность, считают каждый цент и все же едва сводят концы с концами под постоянной угрозой кризиса или рецессии, а в СССР и при беспорядках добивались неведомых Западу успехов, – то в чью пользу будет вывод?
На Западе капитализм развивался несколько веков, а советский социализм едва просуществовал 70 лет. Мы ни от кого не отставали, мы просто не могли за это историческое мгновение догнать Запад! СССР первым из стран – участниц второй мировой войны отменил продуктовые карточки и начал с 1949 г. ежегодное снижение цен, включая на продукты первой необходимости. О западной же рыночной модели хорошо сказал всемирно известный экономист Дж.К.Гэлбрэйт: "Свободное предпринимательство нуждается в защите от бедствий, связанных с присущими ему неэффективностью, крайностями и заблуждениями".
В худшее время социализма – в 1989 г. – в СССР было 24.720 колхозов, которые дали 21 млрд руб. прибыли, а убыточных – 275 хозяйств (1%), и все их убытки составили 49 млн руб., то есть 0,2% от прибыли. Общая рентабельность колхозов составила 38,7% – один из самых низких показателей по годам. Общественый агросектор не висел гирей на экономике СССР, как врали экономисты и публицисты "перестройки", а давал колоссальную прибавку в госбюджет. А на Западе аграрный сектор традиционно убыточен, и фермеры получают дотации государства.
С гибелью социализма бывший советский народ вместе с колоссальными материальными благами потерял надежду, оптимизм, уверенность в будущем, стабильно спокойную жизнь, добрые социально-классовые и межнациональные отношения. Нас лишили бесплатных здравоохранения и образования, обеспечения старости, защиты материнства и детства, полной занятости при 8-часовом рабочем дне. Мы утратили достоинство и почет труда, защиту от безработицы, преступности, наркомании, проституции и прочих благ цивилизации.
В 1980 г. самые состоятельные 10% граждан СССР имели доходы в 3,2 раза крупнее, чем беднейшие 10%. К концу 1990-х это соотношение в России (думаю, и в большинстве бывших союзных республик) составило, по официальной статистике, 13,9:1, а по данным ООН – 23:1. Прогрессирующий разрыв между богатыми и бедными – общая тенденция капитализма, как внутри стран, так и в сравнении "золотого миллиарда" с остальными странами планеты. Еще показатель: данные ФАО ООН свидетельствуют, что в 1970-1980-е гг. по калорийности питания СССР занимал 5-6-е места в мире. А к 1995 г. Россия "продвинулась", по разным подсчетам, на 30-е или 40-е место, приблизившись к Бангладеш. А о Молдове и говорить нечего.
Конечно, с подачи Трумэна и иже с ним США и весь Запад "кое-что предприняли" против СССР и социализма. Но ведь даже такие малые социалистические страны, как Куба и КНДР, все же устояли? О причинах гибели социализма и СССР написано много, но ясности нет. Налицо роковое сочетание многих факторов, предопределивших разрушение незрелого и потому весьма уязвимого строя, который лишь зарождался в самых грубых и примитивных штрихах. Сегодня я бы выделил наиболее важный по актуальности: предательскую роль партийной элиты. Этот вопрос напрямую касается нынешнего жалкого состояния Молдовы и ее общества.
Разберем незначительный случай. Президента Молдовы в очередной раз не пустили в Приднестровье. В 2001 году он ехал в Кицканский монастырь, но путь загородили приднестровские пограничники. В 2008-м решил поучаствовать в церемонии открытия храма опять же в ПМР – тоже завернули. Рептильные кишиневские СМИ трубят о насилии и провокациях сепаратистов. Но можно предположить, что Владимир Николаевич, направляясь в Коржево, прекрасно знал, чем это кончится. Понятно даже, для чего это было сделано. Нет нынче резона президенту РМ встречаться с президентом ПМР! Положим, в апреле он с ним встретился, но готов к встрече не был, зато получил от Смирнова фундаментально составленный проект договора между двумя независимыми государствами – то есть крупный щелчок по носу. И теперь не знает, что делать. Посредники настаивают на встрече, а у молдавского президента ни в руках ничего, ни в голове... И надо от встречи отбояриться или хотя бы ее оттянуть. Скажем, до выборов, а там - пусть другие думают...
Положим, приднестровское руководство услужило Воронину, не пустив его на территорию ПМР. Мало того, что его там массово ненавидят, – как раз в это время в Дубоссарах отмечали одну из скорбных дат памятного братоубийства. И появляться на том берегу Владимиру Николаевичу было просто опасно. Да и в любой другой день: Воронин – одиознейшая фигура из числа "не единожды предавших", и это особенно остро чувствуют именно в Приднестровье.
Издевательства, которым все годы воронинщины кишиневский режим подвергает приднестровцев, "комсомольская" газета «Пульс» назвала "евротерапией", которая должна привести к реинтеграции мятежного региона с правобережной "матерью-родиной". Газета расписывает те блага, которые "терапия" уже принесла страдающим от сепаратизма приднестровцам, и те, которые они еще получат, когда ЕС одарит Молдову очередными благами. Но вице-президент Торгово-промышленной палаты ПМР Юрий Ганин на международной конференции в Лондоне привел цифры разорения ПМР Молдовой. Совокупные потери от всевозможных блокад и прочих одобренных евроструктурами новаций Кишинева составляют порядка $35 млн в год.
Политика удушения Приднестровья – лишь штрих к картине деятельности псевдокоммуниста Воронина, типичного представителя когорты "не единожды предавших" – номенклатурных фигур КПСС. Известно, что по итогам "перестройки", т. е. уничтожения советского социализма, более 90% партийно-правительственной элиты погибшего СССР всплыли в новом качестве – крупных собственников, финансистов, владельцев или руководящих лиц различных бизнес-структур. И конечно, все они, как заведенные, твердили о "советском тоталитаризме", в одночасье превратившись из коммунистов в антикоммунистов. Спрашивается, мог ли устоять строй, ведомый насквозь прогнившими руководящими центрами и давно переродившимся вождями?
И это еще не весь состав предательства упомянутых оборотней. Мало того, что в результате затеянной КПССовцами "перестройки" рухнула Великая страна, исчезло уникальное Государство Труда и советский народ испытал величайшую трагедию, сравнимую с потерями в Великой Отечественной. Глупо ждать от народа доверия и уважения к понятию "коммунист", стойко ассоциировашемуся с "прорабами перестройки", которые превратили миллионы людей в рабов. Отсюда – широко распространенные на постсоветском пространстве неверие в левые идеи и проекты и недоверие к компартиям.
Мало того. Невообразимым вероломством стало то, что сделал Владимир Воронин со своей командой, взяв власть в Молдове. Большей дискредитации коммунистического, а с ним всего левого движения, видимо, не бывает. И если предыдущее предательство воронинских соратников по номенклатуре КПСС предопределило затяжной кризис и жалкое состояние компартий на постсоветском пространстве, то в эпицентре очередного предательства – в Молдове – мы наблюдаем полное отсутствие левого движения и неизменные неудачи при попытках его организовать.
Собственно говоря, по изложенным причинам я вообще не верю ни в один "коммунистический проект" как в современном СНГ, так и в любой западной стране. Нынешнее коммунистическое движение безнадежно отстало от жизни, насквозь разъедено либо догматизмом, либо рыночным ревизионизмом и ни на какую победу рассчитывать не может – разве что ценой обмана и предательства, как сделали Воронин со товарищи в Молдове. Зюгановская и симоненковская партии еще пользуются относительной популярностью, поскольку ни та, ни другая не дорвалась до полной власти. У нынешних коммунистов нет добротных решений на основные вызовы времени – чем заменить всеразрушающий рынок, что предложить обществу взамен безудержного потребительства, как отстоять общественную мораль от "безумства гибельной свободы", за счет чего можно преодолеть разворачивающийся глобальный финансово-экономический кризис. И самый тяжкий грех их – полное непонимание и удручающе вялое реагирование на экологическую катастрофу планеты. Спасти положение может только органическое соединение марксизма с новейшими экологическими идеями, – условно говоря, "красно-зеленый социализм".
Как уже сообщалось, британская неправительственная организация "Форум будущего"составила пять возможных сценариев вплоть до 2030 г. Наиболее вероятными могут быть: или введение большинством ведущих стран мира жестко регулируемой экономики и новой социальной политики, что вместе взятое будет означать несомненный конец капитализма, или ряд локальных и региональных вооруженных конфликтов, что может завершиться последней в истории мировой войной. Три других сценария связаны со снижением энергопотребления, преобразованием сервиса, введением военной экономики и представляют собой смягченные и маловероятные варианты двух первых.
Итак, если прямым текстом, то: либо демонтаж капиталистического рынка и переход к социализму, либо "последний и решительный бой" и гибель всей цивилизации. Как утверждают (не впервые, но всякий раз тщетно) ведущие мировые эксперты по экологии в ежегодном докладе Всемирного фонда дикой природы (WWF), "человечеству к 2030 году потребуется вторая планета для удовлетворения своих потребностей", если оно не изменит подходов к эксплуатации природных ресурсов. Иными словами, прокормить капитализм планета уже не может. Вот на этом позвольте и закончить.
Становятся известными данные о катастрофическом сокращении рынка труда в ряде стран. Так, рецессия в ирландской экономике вынуждает польских иммигрантов в массовом порядке покидать Ирландию. 30 тысяч человек уже вернулись на родину, а в следующем число уезжающих вырастет до 35 тысяч. Возвращение домой представляется неизбежным для 300 тысяч молдавских гастарбайтеров из России. Сворачиваются строительные объекты в Израиле, Португалии, Испании, где работают десятки тысяч молдаван. Придется ехать назад и сотням тысяч горничных из Италии, Греции, Франции, Германии... «Домой вернутся даже 100 тысяч бессарабских проституток. Здесь они наконец-то встретятся со своими детьми-сиротами, потратят с трудом заработанные деньги и не найдут никакой работы. И что после этого? После этого они пойдут на выборы», – пугает кишиневская газета «Тимпул», преклоняющаяся перед Западом и зовущая в ЕС, в капитализм.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |