Лефт.Ру |
Версия для печати |
Со времени прошлого обзора левой прессы произошло много важных событий. Но почти символическими оказались две недавние смерти - Джорджа Хабаша и Сухарто. На их смерть откликнулись и буржуазные СМИ, но, разумеется, если читатель хочет понять, что к чему, следует обратиться к альтернативным источникам - в моем случае к wsws, znet и тому подобных.
Асад Абухалил, лично знавший Хабаша, написал о нем статью для "Электронной Интифады" под названием "Вклад Джорджа Хабаша в борьбу палестинцев". И не случайно он начинает с того, что "Нью-Йорк Таймс" назвала великого революционера и "доброго и мягкого человека" - "стратегом терроризма" - та самая "Нью-Йорк Таймс", которая публиковала восторженные некрологи массовых убийц вроде Ицхака Рабина, Менахема Бегина и Пиночета. Асад описывает бессеребреничество Хабаша, включая отказ от поддержки со стороны группы богатых палестинцев, которые не хотели, чтобы символ палестинской и арабской революции умер в бедности. Асад пишет о нем так "Джордж Хабаш воплощал эпоху, начавшуюся с Накбы - массового изгнания палестинцев с их родины в 1948 году (основание Израиля - пер.) до окончания первого периода гражданской войны в Ливане, когда начался упадок левых сил и восторжествовал садатизм. До этого периода, когда в арабском мире произошла глубокая идеологическая перемена, Хабаш был ведущим деятелем арабской политики. Его боялись арабские правители и любили в лагерях беженцев. Я не думаю, что когда-либо видел, как беженцы относились к кому-нибудь так, как к Хакиму (прозвище, означающее "врач" (профессия Хабаша - пер.). Они искренне любили его потому, что чувствовали его искренность". "Джордж Хабаш сформировался в результате Накбы. Он родился в аль-Лидде в Палестине в семье принадлежащей к среднему классу, и его семья, как тысячи других, были насильственно изгнаны боевиками сионистской группировки Ицхака Рабина. Хабаш в то время учился в Американском университете в Бейруте, где успел проникнуться идеями арабского национализма в студенческом клубе. Он не долго ждал, прежде чем начал мстить за основание Израиля (которое следует называть "разрушением Палестины", в то время как сионистская пропаганда на Западе сумела изобразить чаяния палестинского народа как стремление к "разрушению" - вначале он хотел мстить. Он присоединился к египетской группе, проводившей небольшие взрывы в Ливане и Сирии. Некоторое из этих актов были и впрямь террористическими, например, взрыв в синагоге. В молодости Хабаш был против евреев, но это изменилось со временем. Власти справились с его небольшой группой без труда.
Затем Хабаш понял, что требуется массовое движение и коллективные действия. Хабаш был сооснователем "движения арабских националистов", а затем Народного Фронта Освобождения Палестины, второй по значению организации после ФАТХ вплоть до подъема Хамас и исламизации палестинской и арабской политики в 80-х. Это было марксистское движение, намеревавшееся партизанской войной освободить Палестину - с участием добровольцев из разных арабских стран. НФОП утверждал, что освобождение Палестины невозможно без освобождения арабских стран от правителей, навязанных Западом и Израилем. Поскольку - Асад анархист, он сочувтсвенно пишет о том, что сначала НФОП "подавал надежду на движение независимым левым курсом", но в 1973 году стал проводить линию СССР. Вопрос, насколько так называемый "независимый левый курс" был вообще возможен, Асад не исследует.
Хабаш пережил несколько попыток покушения, в том числе Израиль угнал самолет, на котором он собирался лететь - это к вопросу об угонах самолета как террористических актах. В 1974 году он приостановил членство НФОП в ООП когда понял, что Арафат собирается согласиться с так называемым "двумя государствами", тем самым как минимум фактически признав право сионистских колонизаторов на большую часть Палестины.
Асад вспоминает о последней встрече с ним в начале 2000х. Асад был озабочен тем, что Хабаш смирился с ростом значения исламистов (Хамаса и Хизбаллы). "Мы пробовали, пусть теперь они попробуют", - сказал Хабаш. "Это их очередь". (Следует заметить, что не только Хабаш был атеистом, он происходил из христианской семьи).
Асад кончает свою статью, в которой критикует как НФОП, так и Фатх, утверждением, что любая оценка политического насилия со стороны палестинцев должна вестись в контексте насилия сионизма, десятилетиями старавшегося разрушить палестинское общество и сопротивление, и воплотить свою расистскую программу "только для евреев". К сожалению, достаточно взглянуть на позицию так называемых левых в России, чтобы увидеть, как большинство из них охотно становится на сторону "социалистического" Израиля против "арабского терроризма", в то время как в Израиле социализма не больше, чем его было в гитлеровской "национал-социалистической" Германии.
Но если российские левые в этом оказываются обезьянами западных почти на 100% просионистских СМИ, тем более важно сравнить реакцию этих СМИ на смерть Сухарто. Уж его-то даже они не решаются не признать массовым убийцей (хотя всячески это затушевывают). Уничтожение до миллиона индонезийцев в течение буквально одного года можно смело назвать мировым рекордом "уничтожения собственного народа". И если Пол Пот (поддержанный Западом, разумеется, о чем те же СМИ предпочитают не вспоминать) виновен, как считают в гибели 15% камбоджийцев, то Сухарто уничтожил ТРЕТЬ население Восточного Тимора. И каковы же его некрологи в западных СМИ?
В западных левых источниках достаточно цитат как из этих некрологов, так и из более ранних статей. Вот наиболее примечательные. "Уолл-Стрит Джоурнал" пишет, что он превратил Индонезию "из экономического полутрупа и сеятеля недовльства в регионе" в одного из азиатских "тигров". "При всех его недостатках, Сухарто заслуживает памяти как один из величайших азиатских руководителей". То есть, прошу обратить внимание - миллион с лишним убитых - это "недостатки". Вот как описывал эти "недостатки" тогдашний журнал "Тайм": "Убийства были настолько массовыми, что количество трупов вызвало серьезные санитарные проблемы на севере Суматры, где влажный воздух воняет гниющим мясом. Те, кто проезжал по этим местам, рассказывают, что мелкие реки и ручьи были буквально запружены трупами. В результате речной транспорт испытывал серьезные затруднения". Вот так.
Разумеется, "Тайм" не сообщил тогда, что списки коммунистов для убийства "один из величайших азиатских руковдителей" получил непосредственно из американцев. Впрочем, у Сухарто были и другие пособники. Вот что пишет Питер Саймондс на wsws в статье “Автралийская лейбористская партия и индонезийский диктатор Сухарто".
"Бывший премьер-министр-лейборист демонстративно поспешил в Индонезию почтить память того, кто несет ответственность за смерть как минимум полумиллиона рабочих и крестьян во время переворота 1965-66 года. В статье в газете "Остралиен" Китинг, кого из всех лейбористов связывали с Сухарто самые близкие узы, описал его как близкого друга и основного стратегического союзника, отмахнувшись от преступлений как "не имеющих значения".
Присутствие Китинга на похоронах не было личным или спонтанным решением. Делегация австралисйского правительства включала генпрокурора Роберта Мак-Клеланда (замещающего министра иностранных дел Стивена Смита) и австралийского посла в Индонезии Билла Фармера. Оправдания Китинга - необходимая часть долгосрочных отношений последовательных австралийских правительств (и лейбористов и либералов) с диктатурой Сухарто не протяжении более 30 лет.
Передовица в Сидни Монинг Херальд от 15 января, когда смерть Сухарто казалась неминуемой, настоятельно предложила премьер-министру Кэвину Радду отправится на похороны. Заметив, что присутствие Радда будет выглядеть как "выражающее своего рода прощение темной стороне прихода к власти Сухарто", газета подробно описала важнейшую роль, которую Сухарто играл в осуществлении интересов Австралии и призвала Радда поехать "в знак уважения к посту (президента) и знак наших связей с Индонезией"
Дело в том, что, например, Сухарто уничтожил треть населения Восточного Тимора не просто так, а для того, чтобы Австралия могла завладеть богатейшими месторождениями углеводородов у побережья этой бывшей португальской колонии. (Вот что пишет об этом Джон Пилджер в статье "Сухарто- обрацовый убийца и его высокопоставленные друзья".
"В моем фильме "Смерть нации" есть эпизод снятый на борту австралийского самолета, пролетающего над островом Тимор. Вечеринка в разгаре и два человека в деловых костюмах поднимают бокалы с шампанским. "Это исторический момент", - говорит один из них, "абсолютно исторический". Это Гарет Иванс - австралийский министр иностранных дел. Другой был Али Алатас, главный рекламист индонезийского диктатора Сухарто. Это было в 1989 году и их гнусно-символический полет отмечал подписание договора, позволявшего Австралии и международным компаниям эксплуатировать шельф Восточного Тимора, тогда оккупированного (незаконно и кроваво) Сухарто. Это стоило, по словам Иванса "зиллионы долларов".)
Что же касается убитых индонезийцев, то "бывший посол США в Австралии Эд Кларк хвалил Австралию за помощь США в деле "отнятия ста миллионов человек у коммунистов, делая все, что в их силах для свержения правительства Сукарно".
Став лидером оппозиции в 1967 году лейборист Г. Уитлэм немедленно одобрил бойню. Если бы Индонезийская коммунистическая партия сумела захватить власть за полтора года до этого, сказал он "у наших границ была бы страна под властью коммунистов с населением в 100 миллионов человек. Можете себе представить какие дополнительные и разорительные расходы нам пришлось бы нести на оборону".
Иными словами, чтобы сэкономить на обороне, Австралия организовала массовые убийства. Очень по-капиталистически, само собой.
Ну, были и другие выгоды.
Снова из статьи Пилджера: Ральф Мак-Гии, бывший высокопоставленным сотрудником ЦРУ в 60-х, описал ужас, творимый Сухарто как "образец" для переворота в Чили семь лет спустя. "ЦРУ сфабриковало фальшивку, якобы разоблачающую заговор левых с целью убить высшее командование армии Чили", пишет он - "то же, что было в Индонезии. Посольство США снабдило Сухарто списком членов КПИ и вычеркивало из него имена убитых и схваченных. Ролан Шали, бывший тогда корреспондентом ВВС в ЮВА, рассказал мне, что власти Англии тайно участвовали в бойне. "Английские военные суда сопровождали корабль с индонезийскими солдатами по Малаккскому проливу", - сказал он. "Я другие журналисты тогда об этом не знали... Это была сделка".
Сделка заключалась в том, что Индонезия при Сухарто отдала то, что Ричард Никсон назвал "богатейшим кладом полезных ископаемых, величайшим призом в Юго-Восточной Азии". В ноябре 1967 года величайший приз был вручен на трехдневной конференции, организованной корпорацией "Тайм-Лайф" в Женеве. Начиная с Дэвида Рокфеллера, явились все крупнейшие капиталисты: важнейшие нефтяные компании и банки, "Дженерал Моторс", "Империал Кемикал Индастриз", "Бритиш Американ Тобакко", "Сименс" и "ЮэС Стил" и многие другие. Напротив них сидели экономисты Сухарто, обученные в США, которые согласились отдать корпорациям свою страну, одну отрасль за другой. "Фрипорт" получила медную гору в Западном Папуа. США-Европейский консорциум получил никель. "Алкоа" - большую часть бокситов. Американские, французские и японские компании получили тропические леса Суматры. Когда грабеж был завершен, президент Линдон Джонсон послал поздравления по случаю "великолепных увиденных возможностей и обещаний". 30 лет спустя, когда был закончен также геноцид на Восточном Тиморе, ВБ назвал Сухарто "образцовым учеником".
Незадолго до его смерти я брал интервью у Алана Кларка, который при Тэтчер был министром, ответственным за снабжение Сухарто большей частью его оружия. Я спросил: "Не беспокоило ли вас лично, что вы были причиной стольких человеческих страданий?"
"Нет, нисколечко", - ответил он. "Это мне и в голову не приходило". "Я спросил об этом потому, что прочел, что вы - вегетарианец и озабочены способами, которыми убивают животных".
"Ну и?"
"А на людей ваша озабоченность не распространяется?"
"Как ни странно - нет"
Конечно, я не в силах перечислить тут все преступления Сухарто, включая его колоссальное воровство - он прикарманил десятки миллиардов долларов! Но и так все более-менее ясно, я надеюсь. А если спросят, какое отношение эти поучительные, но далекие смерти имеют для нас, могу ответить. Следующий раз, когда вы услышите от западной пропаганды и ее российских подголосков что такой-то коммунист, революционер или просто не-империалист "нарушал права человека", был "террористом" или "коррумпированным", просто припомните отношение этого самого Запада к двум недавно ушедшим из жизни людям - Джорджу Хабашу и генералу Сухарто.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |