Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Больные западные головы

"В западных странах лицемерие вырабатывается воспитанием, составляет, так сказать, принадлежность "хороших манер" и почти всегда имеет яркую политическую или социальную окраску. Есть лицемеры религии, лицемеры общественных основ, собственности, семейства, государственности, а в последнее время народились даже лицемеры "порядка". Ежели этого рода лицемерие и нельзя назвать убеждением, то, во всяком случае, это – знамя, кругом которого собираются люди, которые находят расчет лицемерить именно тем, а не иным способом... В понятиях западного буржуа вселенная есть ничто иное, как обширная сцена, где дается бесконечное театральное представление, в котором один лицемер подает реплику другому".

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

Эти слова были сказаны очень давно, когда публика даже измыслить не могла, сколь изощренные и, без преувеличения, цивилизованные формы примет западный образ жизни, включая отмеченное писателем свойство. Но мы, современники, на собственной шкуре испытываем это, и испытаем еще пуще, ведомые Президентом-Председателем.

Смерть пьяного бомжа

Вот какой малоизвестный случай произошел в конце истекшей недели. Поскольку его описания в прессе я не нашел, излагаю так, как узнал от знакомых. В мороз, в темноте лежал на земле человек. Кто-то вызвал "скорую". Медики приехали, обнаружили запах алкоголя, но не обнаружили документов; профессиональный диагноз, сделанный с налета, был: "пьяный бомж". Развернулись и уехали. Потом на неподвижное тело наткнулись полицейские. Стали звонить в ту же "скорую" – оттуда приехать отказались. Патруль вызвал свою машину, чтобы все-таки доставить человека в больницу. Но было уже поздно.

Так представители "силовых структур", которые предельно демонизированы в массовом сознании, проявили элементарный гуманизм, то есть просто поступили по-людски, а представители самой гуманной профессии показали себя настолько исцивилизованными и гуманизированными, что преступно не исполнили свой долг. Не сомневаюсь, что у них есть исчерпывающее оправдание: страховая медицина эпохи рыночной демократии – это вам не здравоохранение совково-тоталитарных времен. Помочь человеку в беде "скорая помощь" обязана, но только в том случае, если у него есть страховой полис или, в худшем случае, энная сумма – оплатить свое спасение. То, что у нас эта сумма была бы дана "на лапу", а на Западе ее уплатили бы абсолютно по закону, людоедской сути не меняет. Второе, по-моему, ничуть не лучше, потому что столь же омерзительно. Правда, на Западе этого не понимают, этакие несведущие там люди.

Кто равен, а кто "равнее"

Этот теперь уже нередкий случай показывает опаснейшую болезнь молдавского общества, зараженного западной демократией, западными свободами, западным лицемерным гуманизмом. Болезнь прогрессирует, дальше будет только еще круче, поскольку есть множество разносчиков этой эпидемии, возглавляет и направляет которых лично президент Воронин. Этот случай – как капля воды, в которой отражается "чудный новый мир", куда нас взашей толкает власть. Вот вам, к примеру, права. Вот вам справедливость и равенство. Вот вам, наконец, гуманизм. Товар-деньги-товар...

Возможно, не взяв в карету "скорой" лежащего без сознания человека, пусть и без полиса, врачи все-таки нарушили закон – в нашем законодательстве сегодня черт ногу сломит. Но будьте спокойны за эскулапов, они отмажутся. Если очень уж прижмут, появится адвокат. А где найдет адвоката мертвый бомж? Оправдание, купленное за деньги, законность, обусловленная кошельком, справедливость, мера которой зависит от суммы оплаты, – это всё пришедшие к нам с Запада реалии, это то, чего мы не знали, и это то, что составляет саму суть навязываемой нам "новой реальности".

Очень зоркие поводыри

Западная демократия, бесспорно, объемлет такие понятия, как свободы и права человека, но они абсолютно привязаны к деньгам. Чем меньше у вас денег, тем меньше свободы и прав. Чем больше – тем наоборот. Если у вас денег очень много, вы приобретаете право попирать права тех, у кого денег (и, соответственно, прав) меньше. А еще у вас есть, при наличии соответствующего капитала, неограниченные возможности унижать людей, заставляя их выполнять вашу злую волю, ваши прихоти, и карать их, если посмеют заявить о тех же правах. Вам об этом, конечно, не скажет ни один господин из евроструктур, ни один чиновник американского посольства и даже ни один местный правозащитник и западный агитатор из массы ими купленных. Но есть газеты, есть Интернет, есть, наконец, киноленты Голливуда, которые глубоко реалистичны. Читайте, смотрите, делайте выводы. В частности, о лицемерии наших властвующих поводырей. Ведь не надо нам туда, куда нас ведут, совершенно точно – не надо. И ведь не слепые наши поводыри. Зрячие, да очень зоркие, а еще больше – сообразительные. Поглядев, как там, в Европе, они смекнули, что если так же будет у нас, то они получат то равенство, которое еще "равнее". То есть еще больше денег. Значит, лицемеры и мошенники они все как на подбор, со всеми их западными ценностями и авторитетами.

Почему от вас тошнит, господа?

Оправдываясь в условиях не дикого, но дичайшего капитализма Молдовы, наши западники упирают на то, что мы еще, так сказать, не дозрели, что "реформы" идут недостаточно успешно, "тормозятся" или вообще не идут, что надо еще решительнее двигаться в "цивилизованный мир", "строить Европу у себя дома"... Они несут любой бред, лишь бы закрепить и упрочить свои позиции, кои позволяют им быть "равнее" – держаться во власти и (или) в бизнесе и – сосать, сосать соки из страны и народа. Пока конъюнктура, пока лафа, пока можно...

Им охотно поддакивают их западные контрагенты, реально – их паханы и порученцы паханов. Поддакивают – и поучают, как неразумных детей, неся такой же примитивный и лицемерный бред. Особенно в той части, что надо больше стараться, выслуживаясь перед ними, дрейфуя все дальше на Запад, чтобы уже не осталось возможностей одуматься, возвратиться в привычное русло жизни, обустраивать ее по своей судьбе, своим традициям и собственному разумению. Только тогда в Европе и за океаном успокоятся, потому что тогда мы будем полностью в их руках и они поступят с нами как посчитают нужным, – но, уж конечно, не ради нас.

Этих поддакиваний и поучений был полон недавний визит еврокомиссара по внешним связям и европейской политике добрососедства Бениты Ферреро-Вальднер. Мало смысла ее цитировать, ибо она не сказала ни единого слова, какое бы не было нам знакомым до тошноты. Слушая всех этих западных господ и дам, невозможно уловить хотя бы одну осмысленную фразу, и возникает вопрос: если Запад, как нам внушают, такой цивилизованный, то почему его политическая элита столь банальна как на подбор? Даже соврать весело и оригинально не умеют, беспрестанно бубнят одно и то же, заученное, как "Отче наш", но не интересное даже для слобоумных.

"Все друг друга кушают"

Означенная дама пообещала "более тесные отношения между Республикой Молдова и Европейским союзом", уверила, что "Республика Молдова добилась успехов во внедрении Плана действий", нацелила на "меры по борьбе с коррупцией и для создания благоприятного климата для развития бизнеса". Самой глубокомысленной стала ее фраза: "Республика Молдова добилась серьезного успеха и подчеркиваю заметную разницу, однако нам еще многое предстоит сделать совместно».

Последнее иносказание не требует расшифровки: Евросоюз, играя с Молдовой в кошки-мышки, делая ей грошовые уступки, шаг за шагом принуждает нас ко все более полному отказу от реального суверенитета, не обещая взамен ничего, кроме еще более тесных своих объятий. Если будем хорошими, а это уж им, европейцам, определять.

Такая евростратегия напоминает мне слова Дерсу Узала; прицеливаясь в кабана, который ел рыбу, выброшенную бурной речкой на берег, он сказал: "Все друг друга кушают". Кабан съел рыбу, потом В. К. Арсеньев с Дерсу съели убитого кабана. Рыба, сами понимаете, к тому моменту уже была съедена и не ела.

Гибрид ужа с ежом

Из детский загадки известно, что будет, если скрестить ужа с ежом, – с полметра колючей проволоки. Но, хотя и колючая проволока – полезная вещь, уж и еж ценнее. А если соединяется вовсе несоединимое? Мы хотим, чтобы наши чиновники стали цивилизованными? Но если их с 1944-го не сделал цивилизованными социализм, то как может цивилизовать всеразлагающий и всеоглупляющий капиталим?! То же – и наша "политическая элита" – ну не способна она стать по-западному лицемерно-цивилизованной! Нет-нет, да и рубит по-нашему, по-советски, правду-матку, о чем думает. Как недавно высказал свою мечту избавиться от русских домнул Тэнасе, шеф-редактор "Тимпула". Загубив то, что следовало исправлять и совершенствовать, доморошенные демократизаторы – чинодралы и проходимцы – теперь ратуют за то, что было осознано как негодное для человеческого бытия еще в 1917 году, за то, без чего мы столько десятилетий обходились и были счастливы. Вдруг оказалось, что то счастьем не было, и успехи не были успехами – ни победа в Великой Отечественной, ни прорыв в космос, ни бесспорные достижения в здравоохранении, образовании, защите материнства, детства и старости. Оказалось, что для подлинного, а в ближней перспективе и полного счастья нам не хватает строя, при котором человек человеку волк и лиса. Уже скоро 20 лет, как маленькая Молдова с великолепными природными условиями и трудолюбивым, жизнерадостным народом, все это изуродовав и измордовав, тщится угодить Западу – и что же?

А ведь за это время, если проект хорош и замысел здрав, можно горы перевернуть и новые нагромоздить! И если навязываемый строй и вправду эффективен, то, сравнивая, что сумел социализм, надо было ожидать, что за 20 лет Молдова действительно превратится в Швейцарию!

Блеф с перспективой пшика

Ан нет. Все это блеф. Если ничего, по средненормальному счету, не получается ни в одной области капиталистического развития, то вот вам исчерпывающее доказательство по крайней мере двух истин. Первая: капитализм сам по себе негож. Второе: капитализм нам, недавней социалистической и отнюдь не западной стране, не подходит. И ничего, кроме зла большинству, из этого грандиозного строительства не выйдет. Кончатся последние ресурсы советского наследия – и наступит полный пшик. Для нас с вами. Но к этому времени наши "самые равные" станут "максимально равными" и свалят за рубеж, потому что здесь их ждет суд или расправа. За то, что превратили "менее равных" в быдло, за то, что мордовали их с двойным усердием бинарной сути своей: как бывшие советские партократы-чинодралы и как новые чинодралы-демократы, западные лизоблюды и иуды.

Кстати, оттого они и спешат провернуть вестернизацию страны, что знают: капитализм спишет все их преступления, их грабеж, их приватизацию и прочее кровососание. И это – тягчайшая улика против Запада: напирая на "законность" и "правовое государство", он тотчас сворачивает эти принципы, едва речь заходит о "священной частной собственности", неважно, каким путем добытой, и защищает подельников в преступлении, коими он молча признает всех капитализаторов, включая молдавских.

Рост равенства "более равных"

Разумеется, никакими доводами и никакой публицистикой не пронять пресловутых "наиболее равных". Это элементарно, и будут они гнуть свою линию, если их не остановить. Сложнее с теми, кто "менее равен", но хотел бы "подравняться повыше". А здесь расклад у капитализма весьма четок. Во-первых, "очень уж равными" стать сегодня трудно, надо было вовремя стать мошенниками. Теперь поезд ушел, а "кто не успел, тот опоздал". Во-вторых, "наиболее равными" могут быть даже в самом цивилизованном мире не более 10% людей, да и то исключительно за счет "опускания" к черте бедности или ниже ее остальных 90%.

Как примеры "равенства" и соответствующей "справедливости" можно привести цифры роста того и другого во всем цивилизованном по волчье-лисьим законам мире. В середине XX века самые богатые (которых было 20% населения планеты) были богаче самых бедных лишь в 10-12 раз. Не забудем, что только СССР – страна социализма, где разрыв между богатыми и бедными был минимален, тогда занимал 1/6 населенной земли. А ведь еще была большая группа социалистических стран и стран, направлявшихся по некапиталистическому пути. Данные на конец XX – начало XXI века свидетельствуют о 80-кратном превосходстве "самых равных" над "самыми не совсем равными". И эта тенденция, судя по всему, усугубляется, чем, собственно, всё сказано: и о справедливости такого цивилизованного и совершенствующегося капитализма, и о его стремлении к оной.

Думаю, и ознакомившись с этими цифрами, иные жаждущие "выравнивания" останутся при надежде, что если, как пообещал товарищ господин Воронин, нас примут в Евросоюз (сначала мы, конечно, построим Европу у себя дома), то неважно, как другие, а лично он выбьется в "более-менее равные". И конечно, таких любыми доводами пронять не легче, чем уже выбившихся. Поэтому пишу на всякий случай и скорее для утешения прочих, кои "менее равны" и не столь алчны.

Бедный-богатый: все относительно

Известная истина о том, что не в деньгах счастье (то есть не в матеральном богатстве), не столь уж понятна, как кажется. Но острейшие социальные конфликты на Западе ее помогают понять. При том, что там в среднем живут, конечно, намного лучше, уровень жизни в общем намного выше, чем в постсоветской Молдове, – антагонизмов там между бедными и богатыми, слишком уж "по-разному равными", куда больше, чем у нас. У нас единичный митинг массового числа собрать сложно, а там то и дело – общенациональные забастовки. У нас никому в голову не придет из классового чувства выбить стекла в захудалом присутствии или подпалить второсортный кабак, а там громят и жгут целые кварталы, как недавно в Париже, а теперь в Амстердаме.

В чем дело? А в том, что не в деньгах дело и не в уровне жизни. Дело в социальной справедливости, которой нет и не может быть на капиталистическом Западе, не говоря уже о равенстве. И никогда эксплуатируемый, униженный и оскорбленный не простит эксплуататора и оскорбителя. Даже имея "фольксваген" или "мерседес", он ненавидит того, кто имеет самолет, яхту и что-то еще, чего у него нет. Потому что у второго все это есть за счет первого, а у первого этого нет, потому что оно есть у второго. И каким бы состоятельным и счастливым нам этот первый ни казался, главный девиз его жизни: "Век счастья не видать" – ведь он был, есть и останется бедняком по сравнению со вторым. И пока это так, будут общенациональные забастовки, погромы и поджоги, будут вражда, злоба, насилие, обман и ненависть. И подростки будут периодически расстреливать преподавателей и одноклассников просто из бесчеловечности и от тупой бессмысленности жизни.

И вы все-таки хотите жить в таком мире? Но зачем? Худо-бедно, многое из этого уже есть и у нас, господа бывшие товарищи! И не то еще будет! Не лучше ли отрешиться от алчного разглядывания чужого огорода и постараться, чтобы наш стал заведомо лучше уже тем, что он наш, он – другой; а, судя по обстановочке в разных там европах и штатах, какую я выше обрисовал, у нас жить до сих пор куда лучше, чем там, где так разведены полюса "равенства".



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100