Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Была, есть и будет есть..
Бурные аплодисменты, переходящие в буфет

Одним из главных теоретических достижений правящей ПКРМ, только что проведшей свой съезд, стало объявленное на нем новое изобретение воронинской антропологической мысли – "либеральный коммунизм". Вот так, с налету, по поводу сего парадоксального словосочетания на ум не приходит ничего, кроме следующего анекдота: "– Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? – Ты прекрасна, спору нет. Но румяней и белее одновременно – это нонсенс..." Партия, ее идейная основа, ее реальная политика – это вам не яблочко наливное, с одного боку красное, а с другого белое. И это вам не лицо красавицы в волшебном зеркальце с наведенными румянами или густо покрытое пудрой в зависимости от моды и вкуса. Воронинских новаторов не смутило, по скромности их мыслей, даже то, что, европеизируя и "постмодернизируя" свое создание, они сами стали сущими "редисками" – красными снаружи и белыми изнутри, стоит только надкусить...

"Могучая кучка" наращивает мускулы

Свершилось: в субботу с большой помпой прошел очередной - VI съезд ПКРМ, вновь избравший Владимира Воронина председателем.

Не берусь по отрывкам из телепоказа судить о том, как проходил съезд и какие чувства испытывали его делегаты. Судя по изменениям в уставе, касающимся руководства партии, в формуле демократического централизма резко усилена вторая составляющая за счет первой: ликвидирован секретариат, секретарей уже не будет, за исключением исполнительного, т.е. технического (руководитель аппарата ЦК). Расширен состав ЦК, усилен состав "избранных" – в политисполкоме теперь девять человек, но зато каких! – от председателя Воронина до редактора еженедельника "Коммунист" Исаева. Бурные аплодисменты, переходящие в буфет... Если учесть, что низовые звенья в ПКРМ практически развалены, то ясно: "Партия коммунистов" отныне – это ее "верхушка", привязанная к вождю и "могучей кучке" политисполкома.

Прагматические массы

Несмотря на ажиотаж в прессе, большинство жителей Молдовы это историческое событие, что называется, "прохлопало". Пропустило, не осознало и не прониклось, увы. Да и знать-то, собственно, не хочет. И это естественно: ведь даже апологеты ПКРМ из московских гостей солидно высказывались по итогам съезда на тот счет, что надо поменьше зацикливаться на идеологии, а побольше отдаваться прагматике. Публика так и делает, чихая на идеологию, а заодно и на политику. Что, собственно, и нужно любым эксплуататорам.

Публика есть публика: для одной ее части главное – бабло и курсы валют, для другой – как теми жалкими грошами, которые они имеют от щедрот воронинской власти, оплатить коммунальные услуги и при этом не сдохнуть с голоду. Словом, прагматичные массы в очередной раз кинуты.

В контексте реставрации

Чтобы дать оценку происшедшей с ПКРМ метаморфозы, приведу формулировку, которую вывел на российском сайте "Лефт.ру" Илья Иоффе: "Как и предшествовавшие ей десятилетия строительства социализма, реставрация капиталистических отношений является уникальным, не имеющим аналогов историческим процессом. Несмотря на обилие накопленных данных, касающихся социальных, экономических, культурных, демографических и других последствий крушения мировой системы социализма, историки и обществоведы еще крайне далеки от того, чтобы сформулировать теорию, способную обобщить и адекватно интерпретировать имеющийся в наличии эмпирический материал. Не вызывает сомнения, что подлинно научное понимание происходящих у нас на глазах драматических изменений возможно лишь с позиций марксизма и классового анализа. Однако проведение подобного анализа осложняется рядом объективных и субъективных причин, главной из которых представляется общий регресс общественной, в особенности - левой и марксистской мысли, вызванный сокрушительной победой сил реакции и, как следствие, торжеством буржуазных и даже добуржуазных взглядов...".

Просвещение затемнения

Исходя из специфики Молдовы, добавлю: верное понимание происходящего многократно осложнено тем, что силы, относящие себя к левым, даже коммунистическим, – не только перешли на противоположные, антикоммунистические позиции, но и активно, изощренно обманывают массы, выдавая свое ренегатство за подлинный "еврокоммунизм" XXI века, чем окончательно дезориентирует и без того давно потерявшее ориентиры общество.

Именно этим был характерен прошедший съезд и все, что ему предшествовало и далее последовало, включая пиар-кампанию в газетах и на ТВ. Реставрация капитализма идет не только на экономическом фронте и в сфере государственного управления, но и в области, так сказать, "просвещения", и возглавляют эту идейную власовщину те, которые, бия себя в грудь, именуются "подлинными коммунистами". Именно так с трибуны съезда назвал властвующих ренегатов, включая себя, Марк Ткачук – советник президента Молдовы и иерарх ПКРМ, чье имя теперь называют сразу после Владимира Воронина. И надо было видеть выражение его лица в этот момент! Оратор испытывал неподдельную эйфорию, ибо пришел, наконец, его долгожданный "звездный час".

Капитал-социализм

В последние годы из партийного оборота воронинцев практически исчез термин "социализм". Но, вопреки предположениям, на съезде партия не только не сменила название, а и подчеркнула в новом уставе, что "продолжает борьбу... за социализм". Понятно, сделано это из страха потерять значительную часть избирателей. Близятся очередные парламентские выборы, а шансы выиграть на них у ПКРМ и без того уже снизились и продолжают снижаться. Так что уставная "борьба за социализм", практически не прослеживаемая в новой программе, – это явно "для поддержки штанов".

Но большинство избирателей, да и многие члены ПКРМ тоже, не понимают, что воронинский "социализм"– это совсем не социализм. Какой может быть социализм при полном торжестве частной собственности на средства производства?! Воронинцы демонстративно сняли вопрос о собственности (коренной в марксизме), подменив его разглагольствованиями насчет "пролетариата знаний" (сей термин из-за массовых протестов партийцев из программы был изъят), "свобод" и "достойной жизни".

Показательна, как образец респектабельной лжи, аргументация московских гостей съезда и главных адвокатов воронинского марк-сизма (не путать с марксизмом!) политологов Михаила Делягина и Владислава Иноземцева. Расхваливая на съезде и после него на ТВ программу и курс ПКРМ, эти господа восхищались соединением "либерализма" и "коммунизма", оба понятия извращая. "Свобода и справедливость – это именно тот самый коммунистический либерализм, который меня и порадовал", – сказал, например, М.Делягин.

Между тем свобода либерализма, или либеральная демократия – это когда бедные беднеют, а богатые богатеют, слабые гибнут, сильные выживают, словом - идет война всех против всех, царят неограниченная конкуренция и "свободный рынок". Отождествив либерализм со свободой, с коммунизмом, он выдал трюк еще затейливее: мол, это – "социальное государство". Но либеральная свобода рынка исключает подлинную свободу труда от эксплуатации, человека от власти эксплуататоров и общества от неравенства, – да к тому же даже "социальное государство", т. е. ревизионистский эрзац социализма, находится в резком противоречии с либеральным курсом, стремящимся "социальное государство" уничтожить и утвердить полную свободу эксплуатации и неравенства, абсолютную власть капитала, рынка и "минимум" государства". Конечно, все это Делягин с Иноземцевым говорили с расчетом на те же бурные аплодисменты, переходящие в буфет. И сорвали-таки оные.

Веревка в доме повешенного

Еще показательнее, как и почему из Устава ПКРМ было изъято понятие "оппортунизм", а вместо него появилось определение "догматизм". У воронинских постмодернизаторов фантазия буйная, но незатейливая, и ход их лукавых мыслей легко читается. Известное дело: в доме повешенного о веревке не говорят. Погрязнув в банальнейшем, старом как мир оппортунизме, в том, который обличали еще Маркс и Ленин, "еврокоммунисты" наложили табу на его упоминание. А сделав взамен вставку о догматизме, они обзавелись увесистым дышлом. И теперь могут оным давать по голове всякому, кто попытается вспомнить об основах марксизма, отступлениях от него и о том, как это называется. Таковому тотчас повесят ярлык "догматика".

Вот написал я, что вопрос собственности – коренной вопрос марксизма, и классовый анализ любых процессов в обществе – тоже. А те, кто болтает о социальной справедливости", не обобществляя средства производства, – реформисты, ренегаты и оппортунисты. А мне в ответ – бац! – ярлык "коммуняки", догматика. Все довольны, все смеются, а Делягин и Иноземцев перемигиваются с Ткачуком и Ворониным. Впрочем, Председатель-Президент их подмигиваний может и не понять – с теоретической базой у него туго и скромно.

Назад – это вперед?

А вот и еще одно саморазоблачение, на кои так богат оказался съезд. В своем выступлении небезызвестный Олег Манторов, прославившийся как разрушитель Шолданештской районной организации ПКРМ, председатель парткомиссии при ЦК, член оного и т.п., – откровенно признал: "Мы не отказываемся от построения социализма, но сознаем, что эта задача стоит в плоскости исторической перспективы... Страна идет по пути капиталистического развития, и нужно быть реалистами. Почти 90% средств производства находится в частной собственности, в том числе и земля. Именно с точки зрения этих изменений и принята новая Программа".

Что около 90% средств производства – в частных руках, включая руки воронинцев, – тоже осознаем. Непонятно другое: как можно говорить о социалистической перспективе, двигаясь в противоположном направлении? В натуре, название партии – коммунистическое, фразы – социалистические, а стратегия капиталистическая. Что-то больно уж плоская историческая перспектива...

Во Владивосток через Гибралтар

И вновь ни один воронинский теоретик не говорит о том, что капиталистический этап – это нечто вынужденное и временное, что он будет преодолен или что его надо преодолеть... Напротив, все ораторы и оракулы выглядят убежденными строителями капитализма.

Но, грубо говоря, если вам надо во Владивосток, а вы направились в сторону Гибралтара, то, возможно, когда-нибудь и попадете во Владивосток, поскольку Земля шарообразная. Но, извините за выражение, зачем левое ухо чесать правой рукой? Во имя торжества постиндустриальных и еврокоммунистических идей?

Нет, идеи ни при чем. Элементарно ясно: хотя марксизм – не догма, а руководство к действию, все же можно так доруководствоваться и так навоздействовать, что ничего от марксизма не останется. Как в новой Программе ПКРМ. Если вы готовите корабль к плаванию, вы можете его починить, сменить такелаж, обновить двигатели; но если вы у него уберете днище, то корабль затонет, и вы никуда уже не поплываете, даже во Владивосток через Гибралтар.

Все проще и подлее: рулевые ПКРМ в большинстве – крупные собственники, и естественно, что под их водительстом ПКРМ превратилась в партию крупной буржуазии, пожирающей даже мелкую, не говоря о нещадной эксплуатации пролетарских, неимущих масс. Тут они действуют вполне по Марксу (не путать с Марком!), ибо бытие определяет сознание.

Галопирующая фанаберия

Надо бы сказать что-то про те успехи Молдовы под началом воронинцев, которые назойливо выпячивались в материалах съезда и так деланно расхваливались гостями. Я не думаю, что маститые политологи Иноземцев и Делягин – жертвы молдавской статистики; при всех статистических фальсификациях, которыми обильны в отчетах власти, существуют критерии и методы выявления реальности, и этот инструментарий профессионалам вполне доступен.

Для краткости – только одна цитата из доклала В. Воронина: "Да, конечно, мы еще не богатая страна. Но страна, активно преодолевающая это свое положение, причем в галопирующем, скачкообразном темпе. К примеру..." – здесь я цитату прерву, потому что у меня будут совсем другие примеры. Так что же это у нас скачет и галопирует? Скачут у нас курсы валют, галопируют – цены и тарифы, а также ложь правителей; все остальное – в лучшем случае безнадежно стагнировано, но в основном падает и рушится. И прежде всего – реальный уровень жизни большинства населения.

Убийственный рост

Нам внушают, что ПКРМ пришла к власти в самый бедственный период, но это неверно. Самой бедственной была вторая половина 1990-х. Воронинцы же начали править на некотором подъеме, Молдова уже оправлялась от шока после российскиго дефолта 1998 г. Об этом говорят, например, показатели уровня инфляции (УИ).

В 1998 г. УИ составил 8%. В 1999-м из-за дефолта он взлетел до 39%, в 2000-м снизился до 31%. В феврале следующего, 2001-го, воронинцы побеждают. Оптимистические ожидания электората от победы ПКРМ, обещавшей социализм и процветание, могли стать надежной базой успеха в обещанном восстановлении социализма. УИ за 2001 г., вопреки безделью и безграмотной болтовне новых правителей , упал до 10%, а в 2002-м – до 5%. Экономика оживала, народ обрел "энергию созидания". Но обман избирателей и бездарные метания власти, выпускавшей весь пар в "гудок", привели к тому, что УИ в 2003 г. возрос до 12%, и тот же показатель был в 2004-2005 гг. В 2006 г. УИ приблизился к 14%, в 2007-м со "статистическим скрипом" – снижен до 13,1%. Прогнозы Кабмина и МВФ, что называется, полетели кувырком. В 2007 г. рост инфляции сопровождался беспрецедентными скачками цен на продовольствие (15,4%), промтовары – (11,6%), оплату коммунальных и прочих услуг (13%).

И еще один финансовый позор: за время правления Воронина внешний долг Молдовы вырос на $756,61 млн, или на 43,8%, достигнув к концу 2006 г. $2 млрд 482,07 млн. Эти финансовые кривые отвечают данным экомики.

Так, в промпроизводстве уже несколько лет фиксируется спад. Синхронно нарастает дисбаланс внешней торговли – а этот критерий, как и уровень производства, безошибочно указывает на растущий крах экономики. Торговый дефицит, составлявший в 2005-м $1,22 млрд, только за семь месяцев 2007 г. достиг $1,2 млрд – на 42,1% больше, чем в тот же период 2006 г., когда он вырос до $1,64 млрд. Это убийственная динамика.

А о чем говорят эти показатели? С 2000-го по 2005 гг. уровень занятости населения снизился с 54,8 до 45,4%, вопреки "открытию" массы рабочих мест. Они, выходит, больше закрывались, чем открывались. В традиционно аграрной Молдове, по данным 2006 г., сельхозпроизводство, доведенное до ручки, дает лишь 14% ВВП страны. Не думаю, что в 2007-м, по итогам "винной войны" с Россией, этот показатель мог вырасти.

Наконец, болтовня об успехах совершенно не сочетается с данными о трудовой эмиграции, которая при режиме Воронина стала массовой, т.е. год от года нарастает... Бурные аплодисменты?



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100