Лефт.Ру |
Версия для печати |
Избрание Дмитрия Медведева сопровождается многочисленными разговорами о наступающей «оттепели». О чем собственно речь? Что имеют ввиду под этой самой «оттепелью»? Чем политика Медведева будет отличаться от политики Путина? Трудно не увидеть, что «элиты» в предвкушении «оттепели» охвачены каким-то радостным возбуждением, в то время как народ относится ко всему происходящему с большим подозрением и, как будто чувствует что-то неладное.
Итак, какая же «оттепель» нас ждет? Уже первые шаги Дмитрия Медведева дают вполне определенный ответ на данный вопрос. Нас ждет неолиберальный поворот: новая волна приватизации, сокращение госрасходов, преференции для бизнеса и «диктатура закона» для трудящихся.
Под Медведева создан Институт современного развития, призванный стать «мозговым центром» нового президента. Руководителем института стал зампред Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс – известный лоббист интересов крупного частного капитала. Среди экспертов института числятся Владимир Мау, Руслан Гринберг, Евгений Гонтмахер, Сергей Караганов. В общем, кампания хорошо известная и не нуждающаяся в дополнительном представлении.
Если Путин считает своим достижением отстранение частного капитала (олигархов) от принятия государственных решений, то при Медведеве, похоже, все вернется на свои места. Избрание нового президента ознаменовалось переходом частного капитала в наступление по всем фронтам. РСПП выступил с целым букетом «революционных» инициатив. Прежде всего, речь идет о резком снижении налогов, особенно на нефтяные компании, у которых государство сейчас изымает сверхдоходы через экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так 14 марта Комитет РСПП по энергетической политике провел круглый стол, на котором представители нефтяных компаний дружно заявляли о необходимости радикального снижения налогового бремени. Причем застрельщиком выступила государственная «Роснефть». В РСПП готовят для правительства предложения «по повышению эффективности нефтяных компаний». Сайт РСПП сообщает:
«Секретарь Комитета РСПП Юрий Станкевич пояснил, что в минувшем году обострилась тенденция к ухудшению основных производственных и финансовых показателей, а также стоимости российских нефтегазовых компаний на фоне благоприятной макроэкономической ситуации и ценовой конъюнктуры. Одним из ключевых условий, повлиявших на формирование такой ситуации, является неэффективная система налогообложения, сформированная пять-семь лет назад. В настоящее время государством в виде налогов изымается более 90% дополнительных доходов от прироста цены нефти над уровнем $25 за баррель, и при растущих ценах на нефть российские компании не имеют возможности оперативно реагировать на благоприятную конъюнктуру и увеличивать свою долю на рынке за счет роста инвестиций, отметил он».
Планируется также резкое снижение НДС, в результате чего, по оценке министра финансов Кудрина, бюджет недосчитается средств равных финансированию национальной обороны. И все-таки, похоже, радикального снижения налогов не избежать. Инициативы РСПП в этой части уже нашли поддержку Министерства экономического развития и торговли (МЭРТа). Естественно, все это сделает неизбежным пересмотр уже принятого трехлетнего бюджета. Финансовый поток разворачивается от государственной казны в сторону частных карманов. Государству же прописывается быть скромнее и меньше тратить. Один из идеологов российской буржуазии, член правления РСПП Александр Лившиц на страницах «Известий» в статье «Шесть мелодий для балалайки» пишет:
«Одно беспокоит - стало слишком много самобытности. Ненужной и опасной. Все громче звуки балалайки. Особенно в последние годы. Хотя правительство - не фольклорный ансамбль. А симфонический оркестр. Ровно такой же, как и в других странах. Мелодия первая. Громадные траты по линии бюджета. Доля госрасходов в ВВП - 26%. В Японии - 9%. Во Франции - 16%. Даже в США - 22%. А ведь американцы воюют, содержат кучу баз и гоняют свои авианосцы по всему Мировому океану».
К «ненужной и опасной самобытности» господин Лившиц также относит и попытку государства контролировать цены на продукты питания:
«Контроль над ценами социально значимых товаров. Самое странное решение последнего времени. Так давно никто не делает. Во всяком случае в развитых странах. А кое-где подобное даже запрещено законом. Спасать народ от инфляции, безусловно, надо. Но для этого совсем необязательно совать руки в рыночный механизм и что-то там крутить. Есть и другие способы. Гораздо более эффективные».
Из выше сказанного становится ясно, что «оттепель» - это, прежде всего, для крупного капитала, с которого снимут «непосильное» налоговое бремя. Для всех остальных, особенно для бюджетников (врачей, учителей, военных, пенсионеров) речь неминуемо пойдет о необходимости «затягивать пояса», ведь бюджет недосчитается огромных сумм.
Естественно, что такая «оттепель» несовместима с развитием госкомпаний, ведь государство должно меньше тратить и «не совать руки в рыночный механизм». Так в Совете Федерации 27 марта состоялся круглый стол на тему «Государственные корпорации в современной России: пути совершенствования законодательного обеспечения». К круглому столу Комитетом Совета Федерации по промышленной политике подготовлен доклад, в котором делаются следующие выводы:
«Государственные корпорации не могут ускорить развитие высокотехнологичных отраслей российской экономики. Инвестиции, осуществленные в рамках или при содействии государственных корпораций, могут быть очень масштабными, однако крайне маловероятно, что они приведут к заметному увеличению выпуска и сбыта конкурентоспособной продукции… К числу мер государственной политики, осуществление которых следует начать незамедлительно, должны быть: разработка и реализация программы акционирования и последующей приватизации государственных корпораций».
С выводами доклада полностью солидаризировался, участвовавший в работе круглого стола, председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачесвикий. Учитывая, что практика создания госкомпаний подверглась резкой критике в программной речи нового президента, произнесенной на экономическом форуме в Красноярске, можно не сомневаться, что госкомпании ждут не легкие времена. Очевидно, что «оттепель» - это не для них. А поскольку именно на госкомпании возлагались задачи развития наиболее наукоемких отраслей (авиастроение, судостроение, нанотехнологии), то видимо «оттепель» будет означать закрепление в России сырьевой экономики.
Зато «оттепель» может коснуться заправил игорного бизнеса. Как известно в России принят закон, обязывающий к лету 2009 года освободить российские города от казино и залов игровых автоматов, которые должны быть выведены в четыре специальные зоны. Но все тот же РСПП уже обратился в правительство с предложением отсрочить срок введения закона для начала лет так на пять. Обращение сопровождалось достаточно мощной кампанией в СМИ, включая государственные телеканалы, из чего можно сделать вывод, что у лоббистов игорного бизнеса есть шансы на успех. Тем более, что лоббирует игорный бизнес лично президент РСПП Александр Шохин. Едва ли такая «оттепель» обрадует те тысячи семей, в которых есть больные игроманией.
Очевидно, что «оттепели» ждут и на Западе. И, наверное, не без оснований. Любимец РСПП Медведев, искренне уверенный, что глупые русские должны учиться «правовой культуре» у цивилизованного Запада вполне способен на второе издание 90-х годов.
А вот профсоюзам даже верноподданным и лояльным никакой «оттепели» ждать не стоит. ФНПР подготовил поправки в Трудовой кодекс, облегчающие процедуру организации забастовок (по существующим правовым нормам законная забастовка практически невозможна), но, как сообщает газета «Коммерсант», эти поправки получили «отрицательное заключение правового управления администрации президента, настаивающей на сохранении жестких норм ТК».
Любопытно также наблюдать, какая стремительная метаморфоза происходит с большинством штатных пропагандистов и идеологов путинского курса. Говорить правду легко и приятно. Так пропагандисты и идеологи двух путинских сроков получили возможность говорить пусть и урезанную, но все-таки правду о 90-х годах, о происхождении российского крупного капитала, о лжи и цинизме западной «демократии». И тут они были убедительны, красивы, а возможно даже и искренне. Сейчас эти темы все больше закрываются. И тем же людям в свете новых веяний приходится бубнить что-то неубедительное о борьбе с правовым нигилизмом, восстановлении доверия к судам, развитии частной инициативы, которая якобы сможет обеспечить нам переход к инновационной экономике. Неубедительны они от того, что сами прекрасно понимают, что все это ложь и лапша на уши сограждан.
Никакого доверия к судам не будет, потому что в несправедливом обществе невозможен справедливый суд, даже, если судьям вдруг перестанут «заносить» (к чему, кстати, нет никаких предпосылок). Ведь несправедливы и написаны в интересах богатых сами законы. Вам могут платить нищенскую зарплату, и ту задерживать и это будет законно, а объявить законную забастовку практически невозможно. Человек с деньгами всегда способен нанять хороших адвокатов, которые помогут ему выпутаться из любой ситуации, а у бедных людей, к которым по большому счету относится 85% граждан России, такой возможности нет.
Все также прекрасно понимают, что никакое снижение налогов не даст нам никаких «инноваций». У частного бизнеса и без того достаточно средств, чтобы развивать эти самые «инновации». Только ведь не развивает и не будет, снижай налоги или не снижай. Если мы хотим, чтобы в России было серьезное современное машиностроение, то здесь нужны государственные инвестиции, в государственные компании и под государственным контролем. Необходимо воссоздание отраслевых институтов и конструкторских бюро, создание единых производственных цепочек. Частный бизнес заниматься этим очевидно не будет, потому что дорого, конфликтно (придется конкурировать с крупнейшими западными корпорациями) и совершенно не гарантированно с точки зрения прибыли. И ведь эти вещи совершенно очевидны. Но сегодня о них уже предпочитают не говорить, обещая некое «стимулирование к инновационному поведению». Такая вот получается «оттепель».
И все-таки - нет худа без добра. Нынешняя «оттепель» может стать тем шагом назад, без которого невозможно движение вперед. Россиянам будет полезно увидеть, что путинская политика не избавила Россию от так называемых олигархов и не могла этого сделать в принципе, что власть «семибанкирщины», власть в интересах чрезвычайно узкой группы бизнес-мерзавцев и против интересов абсолютного большинства вполне возможна. А это значит, что абсолютно наглядным и очевидным станет противоречие между общественным характером производства и частным присвоением, являющееся основным противоречием нашего времени. Капиталистические противоречия просто не могут не закончиться тем, что «Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |