Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Илан Паппе
Накба 1948 года, и как сионисты доводят ее до конца

(Сокращенный перевод статьи, основанной на лекции, прочитанной для английской коалиции «Аль-Авда» (Возвращение) 16 сентября 2002 года)

Я пришел сюда, чтобы рассказать в подробностях историю изгнания и этнических чисток палестинцев в 1948 году, и ее важности для настоящей и будущей борьбы за мир в Палестине.

Для израильтян (точнее, для израильских евреев – прим.пер.) в 1948 году произошли два противоположных события: С одной стороны, это была вершина еврейских стремлений иметь свое собственное государство, или исполнение давней мечты о возвращении на родину из того, что они считали двухтысячелетним изгнанием. Другим словами, это было чудом, которое можно изображать только самыми светлыми красками, о чем можно говорить и вспоминать как о чем-то восхитительном. С другой стороны, это был одно из худших событий в истории евреев. Евреи в 1948 году совершили в Палестине то, что евреи не делали нигде за предыдущие 2000 лет. Самые славные и самые гнусные события слились воедино. Что сделала с этим коллективная память израильтян (евреев – прим.пер.)? Они стерли одну сторону этой истории, чтобы жить только со славной ее половиной. Так они разрешили невозможную проблему примирения непримиримых воспоминаний.

Потому, что для многих жителей Израиля, кто был здесь в 1948 году, это не память о далеком прошлом. Это не геноцид индейцев в США. Люди точно знают, что они сделали, и что сделали другие. И, однако, они успешно стерли это из своей памяти, при этом изо всех сил борясь против любого, кто пытается напомнить о другой, неприятной истории 1948 года, в Израиле и за его пределами. Если вы посмотрите на израильские учебники, учебные программы, СМИ и политический дискурс, вы увидите, как эта глава еврейской истории – глава изгнания, колонизации, массовых боен, изнасилований и сожжения деревень – полностью отсутствует. Ее там нет. Вместо нее вставлена глава о героизме, славных походах и потрясающие истории о мужестве и доблестях, неслыханные ни в какой другой истории борьбы народа за освобождение в ХХ веке. Так что, когда бы я не говорил об этнических чистках в Палестине 1948 года, вы должны помнить, что сами слова «этнические чистки» абсолютно чужды тому обществу, из которого я вышел, и в котором я вырос; сама история этой главы или искажена в воспоминаниях, или отсутствует.

Стратегия сионистского руководства

Поселения и изгнание

Если вы начнете читать дневники вожаков сионизма, и исследовать их идеологию и идеологические течения, начиная с основания движения в конце XIX века, вы с самого начала увидите, что они понимали: стремление к еврейскому государству в Палестине противоречит тому факту, что местные жители жили на палестинской земле веками, и что их желания противоречат сионистским планам касательно страны и ее населения. Наличие местного общества и культуры было известно отцам-основателям сионизма даже раньше, чем первый сетлер прибыл на эту землю.

Для изменения такого положения и навязывания сионистского толкования местной реальности использовали два метода: лишения местного населения земли, и ее заселение новоприбывшими сетлерами – т.е. изгнание и поселения. Колонизация проводилась движением, которое еще не получило регионального или международного признания, и поэтому вынуждено было покупать землю, чтобы создавать анклавы внутри местного населения. Британская империя очень помогла в воплощении этого плана в жизнь. Однако с самого начала сионизма его руковдители знали, что поселения требуют долгого времени и усилий, которых может оказаться недостаточным, если вы хотите резко изменить положение на местах и навязать свою волю. Для этого нужно нечто более мощное. Давид Бен-Гурион, глава еврейской общины в 1930-е годы и будущий первый премьер-министр Израиля, упоминал не раз, что для этого (навязать свою интерпретацию происходящего) необходимо то, что он называл «революционными условиями». Он имел в виду войну – смену власти, сумерки между старой эрой и началом новой. Не удивительно, что израильская пресса сообщает (в 2002 гг. – пер.), что Шарон видит себя новым Бен-Гурионом, который собирается вести свой народ в новый революционный период – войны против Ирака – в который изгнание, а не политический договор, будут использованы для дальнейшего продвижения, точнее, для завершения процесса деарабизации Палестины и ее евреизации, который начался еще в 1882 году.

В конце периода английского мандата (в Палестине – пер.), возникла нужда перевести теоретические и абстрактные идеи изгнания в конкретный план. Я писал о 1948 годе с 1980 года, и большую часть времени занимался вопросом: существовал ли сионистский генеральный план изгнания палестинцев в 1948 году. Потом я понял (особенно из того, что узнал за последние два года), что я шел по неверному пути, как в научных, так и в более популярных исследованиях о том, что случилось. Гораздо важнее для этнической чистки было создание идеологической обстановки, в которой каждый, новичок или ветеран, отлично знал, что они обязаны служить общепризнанной цели: что единственный путь осуществить сионистскую мечту - это очистить эту землю от ее коренного населения.

Массовая идеологическая индоктринация – подготовка Накбы

Генеральные планы – не самая важная составляющая в подготовке к эпохе решительного перелома, как и для планирования на местах, как воплотить идею этнических чисток в реальность. Нужно нечто другое – атмосфера, нужны люди с промытыми мозгами, нужны командиры на всех уровнях, которые знают, что от них требуется, даже без получения подробных приказов, когда время придет. Большая часть подготовки к 1948 году не была связана с генеральным планом (хотя я считаю, что таковой был (так называемый план «Далет» - прим.пер.)).

Командиры составляли подробные досье на каждую палестинскую деревню, чтобы еврейские офицеры всех уровней знали, насколько богата и как важна каждая деревня была как боевая единица. Вооруженные такими разведданными, они также знали, чего ждут от них люди на верхушке еврейской пирамиды власти в Палестине, Давид Бен-Гурион и его коллеги. Эти руководители интересовались только тем, насколько каждая военная операция продвигает евреизацию Палестины, и они ясно дали понять, что им все равно, как это будет достигнуто. План изгнания работал без запинки именно потому, что не было нужды в постоянной проверке сверху, точно ли исполняется генеральный план. Любому, кто изучал этнические чистки во второй половине ХХ века, известно, что именно так этническая чистка и осуществляется: созданием системы образования и индоктринации, которая обеспечивает, что каждый солдат и каждый командир, любой с некоей степенью ответственности, знает точно, что делать, когда врывается в деревню, даже если они не получили прямого приказа изгнать ее население.

Недавно, когда мы начали изучать свидетельства не только палестинцев, но и израильских солдат, мне стало ясно, что генеральный план, хотя он и важен сам по себе, отходит на второй план по сравнению со всей системой индоктринации общества. В 1948 году население Йешува (сиониской общины в Палестине, буквально «поселение» - прим.пер.) было немного больше полумиллиона человека, а до 1948 года – даже меньше. Те, кто играли активную роль в вооруженных силах своей общины, знали точно, что делать, когда придет время, и ни минутой раньше.

Но следует помнить, что план был успешным не только из-за идеологической индоктринации. Все это творилось на глазах ООН, которая была обязана, с принятием Генеральной Ассамблеей резолюции 181, заботиться о безопасности и благосостоянии этих «вычищенных». ООН была обязана защищать жизнь палестинцев, которые должны были жить на территоррии, отведенной для еврейского государства (они бы составили почти половину населения этого государства). Из 900 000 палестинцев, живших как на этих территорриях, так и на территорриях, которые Израиль оккупировал, хотя они предназначались для арабских государств, осталось не более 100 000. ООН была уже ответственна за Палестину, когда там была проведена массовая операция изгнания за очень короткий срок.

Нам еще предстоит узнать самые ужасные подробности 1948 года, хотя многие из нас – профессиональных историков – давно работают над этим. Мы не рассказали про изнасилования. Мы не рассказали о 30 или 40 массовых бойнях. Мы даже еще не решили, как определить систематические убийства нескольких человек в каждой деревне, чтобы создать панику и вынудить остальных бежать. Это бойня или нет, когда это повторялось в каждой деревне?

Вполне возможно, что некоторых подробностей мы никогда не узнаем, потому, что они скрыты не в архивах, а в памяти тех, кто умирает каждый день. Не были написаны конкретные приказы, необходимо воссоздать атмосферу. Отчасти эту атмосферу можно найти на книжных полках в почти каждом израильском (еврейском – прим.пер.) доме – официальные книги, прославляющие израильскую армию в 1948 году. Если знать, как читать их, то видно, что палестинцев расчеловечили до такой степени, что можно было положиться на солдат, которые знают, что делать.

Оригинал находится на http://www.ilanpappe.org/Articles/The%20%2748%20Nakba%20&%20The%20Zionist%20Quest%20for%20its%20Completion.html

Сокращенный перевод Аллы Никоновой



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100