Лефт.Ру |
Версия для печати |
Однажды поутру Владимир Николаевич, хмуро рассматривая себя в зеркало, раздраженно подумал: "Так ему, народу, и надо!", после чего вызвал своего главного антрополога и велел придумать что-нибудь еще... Впрочем, вру, подобное случалось не однажды, и выходили то экономическая блокада Приднестровья, то ультиматум в адрес России насчет того, чтобы та немедленно, к 9 мая, вывела из "восточных районов" свой оккупационный контингент, то очередная отправка саперов в Ирак, то гвоздично-апельсиново-мамалыжная коалиция с Тбилиси и Киевом, то еще какая-нибудь пакость или нелепость, вроде недавней находки в Кишиневе картин из Эрмитажа... Не хочу сказать, что мы живем в абсолютной-таки Стране Дураков, даже если кажется, что так и есть. Думаю, дурь Молдовы – она вполне терпимая и, если можно так выразиться, международно-стандартная. Просто со своей спецификой...
Человечество стремительно глупеет. Это называется глобализацией, а также наступлением западной цивилизации (с демократией наперевес). Но то, что Молдова всего лишь пытается от этого стремительного порыва не отставать, а кое в чем силится, так сказать, бежать впереди паровоза, – никак утешить не может. Молдавская трагедия безмерна – она, быть может, еще глубже и страшнее, чем та, которую описал Теодор Драйзер применительно к Соединенным Штатам первых десятилетий прошлого века. Как давно это было! И каким роковым образом повторяется сегодня в разных уголках земли...
В чем состоит американская трагедия, какой ее осознал и изобразил Драйзер в одноименном романе и других, более ранних и более поздних книгах? Если коротко, то в ускорившемся и углубившемся развитии в США буржуазного образа жизни и в соответствующей активизации его типичных представителей. Пронырливая, циничная, крайне нечистоплотная коммерческая среда. Массовая психология дельцов, приобретателей, стяжателей, словом, бизнесменов – это поначалу чисто американское понятие сложилось именно тогда. Резко суженное сознание, сосредоточенное на двух главных и исчерпывающих жизненных задачах – сделать деньги и потратить их на все шикарное и примитивное. Любые средства хороши, чтобы достигнуть власти и богатства. Мертвящая, убивающая все вокруг и в самом человеке власть денег. Формирование новой генерации, молодых людей, выращенных в пробирке индивидуализма и конкуренции, с их социальной неприспособленностью к жизни среди людей и для общества, в сочетании со стремлением во что бы то ни стало выдвинуться, сколотить состояние, занять привилегированное положение, войти в буржуазные круги, по возможности – в элиту... Это поколение без руля, ветрил и тормозов – жертвы американского псевдодемократизма, которым внушены иллюзии свободы и соблазны вседозволенности, но которые обделены духовностью, нравственностью, естественной потребностью к коллективизму и солидарности.
А в чем состоит молдавская трагедия? Об этом не то что в двух словах не скажешь – на этот вопрос, похоже, вообще ответить пока невозможно. Хотя то, что написано выше, в изрядной доле справедливо для нынешней Молдовы с ее культом денег, "тачек", "коттеджей", "евроремонтов", стяжательства и низкопоклонством перед Западом, – все же чудится какой-то секрет, который еще не раскрыт...
Да и немудрено, все-таки и эпоха другая, и география. Вроде бы у нас и люди как люди, со своими недостатками, но и с достоинствами тоже. И государство как государство – сколько на планете государств размером еще меньше, а сколько – пусть и крупнее, да не больно славных от этого. А природа страны? Ведь край наш отменно богат! Одни черноземы молдавские чего стоят – да им, воспетым еще академиком Докучаевым, цены нет! А климат? Земля наша в сочетании с климатом таковы, что, как говорится, воткни палку – пустит корни и зазеленеет, а при должном уходе и плоды даст.
Почему же тогда, что мы ни делаем, все не то что невпопад, а натурально глупо или гнусно? Почему, что мы ни слышим от власти, от всего тошнит? Откуда такая тяга к низменному при высокопарных словах на лживых устах у всех без исключения "поводырей", VIP-персон - от власти до оппозиции и артистического бомонда?
Далеко ходить за примерами не надо. Скажем, отчего, решив устроить приятный сюрприз новому российскому президенту, так позорно сел в лужу наш державный голова? Как вообще могло случиться, что картины, которые он вознамерился вернуть в Эрмитаж, оттуда будто бы украденные, оказались обе и не те, и не оттуда и вообще ничего не стоящие? Разве если ты молдавский президент, то уже и думать не надо, прежде чем брякнуть? И ведь так не только с глупым картинным трюком – вся череда воронинских слов и дел такова!
Много лет воронинская власть тщится захватить столичную примэрию, обещая сделать Кишинев "европейским городом". Чего достигла? Выдвигала кандидатов один одиознее другого. Устроила чехарду и. о. градоначальников-мздоимцев и фактически посадила в кресло мэра неумеху и униониста. Много лет в Гагаузии был самый преданный Воронину электорат – на любых выборах процент голосов за ПКРМ бывал рекордным по республике. А что теперь? Теперь там и дряхлые старики о воронинцах слышать не хотят. А долгая борьба за гагаузский парламент кончилась тем, что ныне он раскололся на два Народных собрания – одно проворонинское, другое – совсем наоборот.
Намедни правительство спохватилось, возмутилось новым скачком цен и ответило постановлением о контроле за оными. Спрашивается: почему цены зафиксированы только сейчас, когда они взмыли до небес? Чтобы, не дай бог, не упали? Ведь они росли, как тесто на дрожжах, аккурат с 2001 года, с прихода к власти "народных заступников", корчащих теперь из себя европеизаторов. К чему привела их европеизация? Зарплаты и пенсии у нас африканские, цены на товары и услуги – европейские, а то и покруче. И спрашивается: отчего в нашем УК нет статьи, карающей расстрелом через повешенье с предварительным отрубанием лживого языка за игры вокруг курсов доллара и лея? Казалось, в 2001 году пришло время собирать разбросанные камни, в которые превратили молдавские демократы-реформаторы крышу, стены и даже фундамент нашей экономики, до этого называвшейся социалистическим народным хозяйством. Воронин-оппозиционер сулил избирателям экономическое и социальное возрождение. А получив от них требуемое, то есть абсолютную по сути власть, организовал оригинальнейший "процесс продолжения реформ" – с собиранием камней себе и себе подобным за пазуху.
Спору нет, Молдове не впервой так жить – с фигами в кармане и с камнями за пазухой, с велеречивой ложью на устах и при отсутствии здравых мыслей в головах, не учась ни на чужих ошибках, ни на собственных. Но ведь не всегда так было! К 1940 г. в румынской провинции Бессарабия вся индустрия исчерпывалась гвоздильной фабрикой и шорной мастерской, все высшее образование – кишиневским филиалом бухарестской духовной семинарии. В селах не было не то что больниц или амбулаторий, а даже бань. А к 1970-м годам в самой маленькой советской республике были: несколько вузов, включая университет, развитая сеть профессионально-технического и среднего специального образования, наши заводы электронного и точного приборостроения работали на оборону, космос и широчайший экспорт. Там, где пахали на волах или на себе, где выращивали виноград на тычках, раскинулись высокомеханизированные колхозы, совхозы и межхозяйственные объединения, так что молдавская деревня стала одной из самых зажиточных в СССР.
Кто объяснит, по какой же логике все эти животворные, близкие к чуду преобразования были объявлены злом "оккупации" и "тоталитарного режима", от которых надо срочно избавляться? Как понять, что от добра очевиднейшего и обильнейшего потребовалось искать добра более чем сомнительного – в капитализме, в "ценностях" буржуазного Запада, пресмыкаясь перед давними историческими недругами, а давних исторических друзей предать?! И ведь даже дураку было видно еще с перестройки, что с Запада на нас наползает не добро, а преступность, наркомания, порнография и проституция, разрушение социальных институтов, общественных устоев и морали! Не говоря уже об экономике.
Так в чем же молдавская трагедия? Как ни странно, мне показалось, что я вот-вот найду ответ на это в занимательной книге экс-президента Петра Лучинского "Молдова и молдаване". Странное это произведение. Я был приятно удивлен тем, что в нем собран добротный исторический материал с массой малоизвестных, но важных подробностей, и множество народных речений, воистине украшающих текст. И вот что я прочел:
"...До сих пор в своих экскурсах в историю мы говорили чаще об экономике и деньгах, точнее о способах их выкачивания. Но подумайте, сколько других средств и возможностей, кроме них, использовали наши властолюбивые предки для захвата власти любой ценой! Это и зависть, и коварство, и двуличие, и вероломство. Действовать из-за угла, исподтишка, плести интриги, расставлять капканы, организовывать убийства... Вы представляете, какими скрытными и опасными должны были быть стратеги и их ватага, т. е. исполнители подобных заговоров или, говоря по-современному, "проектов". Чего только не делали претенденты ради вожделенного престола! Одни отуречивались, другие обещали Папе и королям-соседям отдать Молдову в католичество..." Здесь Петру Кирилловичу и вспомнить бы, как в бытность его президентом под диктовку МВФ, евроструктур и американских экспертов демонтировались целые системы жизнеобеспечения Молдовы – повысили пенсионный ценз до возраста, превышающего возраст смертности, начали разваливать здравоохранение, довершили развал колхозов и т. д. Как Молдова ликовала по поводу принятия ее в Совет Европы, нужный нам как собаке пятая нога. Как укоренялись в столице, градах и весях западные подрывные "фонды" со своими "пилотными "проектами" стервятников типа американской программы "Пэмынт", названной в народе "Мормынт" (могила)...
Ан нет, вместо этого читаем одно к одному то, в чем уверяет наши темные массы и Владимир Воронин: "Имея много общего с Европой в историческом и географическом плане, Молдова уже само собой ориентирована на европейские перспективы". Автор идет и дальше: "Республика Молдова – страна нашего происхождения, Румыния – транзитная страна, Европа – страна конечного назначения".
Но, Петр Кириллович, ведь в этой же книге вы показали нечто совершенно противоположное, причем убедительно показали! Откуда эта поголовная еврофильская истерия молдавской элиты? С какой стати вы пишете: "Что произойдет с Европой, то произойдет и с нами"? Вы зачем беду накликаете? А уверяете, что хотите добра своей стране и своему народу, разве не так?
Что такое "Европа" с точки зрения политиков, подобных Воронину и Лучинскому? Граница Европы находится на Урале, а не на Пруте. Иное дело, что, произнося слово "Европа"с почтительным придыханием холуя, имеют в виду Западную Европу и евроатлантизм, но вот к этому миру Молдова как раз не имеет никакого отношения – ни исторически, ни географически, ни геополитически. Таким образом, любой молдавский евроинтегратор ничем не лучше вышеописанных "стратегов" и "их ватаги", которые "отуречивались" или "обещали Папе и королям-соседям отдать Молдову в католичество".
Кому же в Кишиневе или в Москве не ясно, что наш курс на евроинтеграцию прямо враждебен нашему стратегическому партнеру России, которую мы таким образом предаем и, стало быть, не можем рассчитывать на ее расположение, помощь и взаимодействие – а это единственное, что может спасти Молдову как государство и молдаван как народ.
Может быть, все это и составляет если не саму суть, то львиную долю молдавской трагедии. В стране захватили власть махинаторы, которые, объявив о намерении собирать разбросанные "реформами" камни, на самом деле "гребут под себя" и держат за пазухой булыжники политической лжи, национального предательства, антиисторического курса. Имея личный интерес от прислуживания Западу, они лишают государство и нацию достойного будущего, поскольку Молдова никогда не будет для Европы ничем, кроме объекта наживы и экспансии. Другая "львиная доля" или оборотная сторона медали – в том, что молдавское общество столько лет терпит правителей-компрадоров, меняя одного на другого, как шило на мыло.
Европеизация, как видно по всему, прямо противопоказана Молдове. Европейский менталитет усваивается на молдавской почве исключительно в мунтянско-дымбовицком духе стяжательства, продажности, предательства и вероломства. Неслучайно Штефан Великий за время своего славного правления воевал с валашскими "братьями" больше, чем с поляками, венграми, турками и татарами, вместе взятыми.
Мы видим, сколь пагубные последствия европеизации уже испытывает Молдова. В минувший вторник толпа отчаявшихся пенсионеров, собравшихся на митинг протеста общественной организации Salvgardare перед Домом правительства, попыталась прорваться в здание, чтобы изложить свои нужды и требования главе Кабмина. Эти требования понятны всякому, кроме наших властей. Старики голодают. Они спрашивают, по какому праву в стране такие дикие цены, тарифы и такие нищенские зарплаты и пенсии. Полиция и люди в штатском отшвырнули взбунтовавшихся пенсионеров от "парадного подъезда" – и пошли они, как у Некрасова, "солнцем палимые", утирая разбитые в кровь лица.
При президенте Лучинском тоже были такие эксцессы, даже произошла попытка штурма президентского дворца – и в тот раз силы правопорядка действовали так же по-европейски, во всеоружии закона и дубинок. Но тогда среди борцов была и молодежь. Теперь – исключительно люди преклонного возраста. У молодой поросли, взращенной евроинтеграторами, другие заботы – в диапазоне от бара до валютной кассы, от хлопот в неправительственных организациях с их антинациональными проектами – и до дешевых распродаж (вплоть до родины). Это – еще одна грань молдавской трагедии. Самосознание народа, в котором вековечно преобладали праведность, нестяжательство и справедливость, рушат временщики при поддержке "гражданского общества", "оппозиции" и безмолвствующей общественности, внушая всем и каждому нечестивые позывы к меркантилизму, личному обогащению за счет других и прочие расчеты мошны... И все это они имеют наглость называть цивилизованностью.
Вы уж простите, г-да Воронин и Лучинский, но евроинтеграция нам прямо противопоказана, и думать надобно уже о том, как и приложением каких усилий от этой заразы избавляться.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |