Лефт.Ру |
Версия для печати |
Дискуссия о том, что делать с трудными подростками - вопрос не только психологии или медицины, но в первую очередь вопрос по своей сути политический, такой вопрос, который не решить таблетками и уколами, а только лишь с помощью мер по борьбе с бедностью, отсталостью и дискриминацией.
Высший Совет Здравоохранения (Бельгии) - консультативный научный орган Федеральной Службы Здравоохранения - выпустил в свет доклад экспертов, который должен на практике воплотиться в рекомендациях государству и потому имеет большое политическое значение. Этот доклад склоняется к тому, чтобы любое поведение ребенка или подростка, которое не подпадает под рамки желаемых норм и ценностей, описывать как «проблему» и «отклонение». Хуже того: «нестандартное поведение» якобы являтся предвестником правонарушений в будущем. И якобы если его вовремя обнаружить и «откорректировать»- при помощи комбинации «поведенческой терапии» и лекарств, это способно предотвратить будущие преступления. О других существующих взглядах на развитие детей и на то, как обращаться с трудными подростками, речь в этом докладе почти не идет.
Планы «проверятъ» детей на «нестандартное» или «асоциальное» поведние уже готовы не только в Бельгии. В Соединенных Штатах такие планы выработаны уже давно. Всех детей в возрасте от 3 до 6 лет предлагается подвергать проверке с помощью психологических тестов на «предрасположенность» к асоциальному поведению и те, кто покажет плохой результат будут подвергнуты «специальному обращению». Книга Луа Ваканта «Накажите бедных», изданная в Бельгии, показывает, как с 1995 года в бюджетах здравоохранения и образования США и европейских стран все больше средств урезаются в пользу юстиции и подростковой психиатрии. Во Франции тоже выступают за то, чтобы обнаруживать «отклонения в поведении» детей уже моложе 36 месяцев. Разве не Саркози высказал мысль, что подростки, которые участвуют в беспорядках во французских пригородах, проявляют «биологические отклонения»? Таким образом общественные проблемы ложно представляются как медицинские.
Несмотря на наше западное материальное благостостояние, все больше и больше людей страдают «психическими проблемами». Все возрастающее давление на людей, включая необходимость добиваться определенных достижений в школе и стресс на работе у взрослых, вся атмосфера в обществе приводят к возрастающему давлению на психику. Особенно тяжело приходится нашим детям. Как только они «выпадают из тона», дома или в школе (например, бурно эмоционально реагируют, не слушаются или ведут себя вызывающе, шалят, в какой-то момент не хотят делать уроки и т.п.), родители сразу же начинают беспокоиться, что с их ребенком что-то не в порядке.
Никто не отрицает, что подростковое хулиганство - это серьезная проблема. Но кажется, что количество исключительно серьезных преступлений намеренно раздувается для того, чтобы взять в ежовые рукавицы всю молодежь в целом - репрессивными и медицинскими мерами. В большинстве случаев, о которых идет речь, совершенно неясно, связаны ли правонарушения с какими-то «психическими отклонениями» правонарушителя или же надо искать их причины в проблемах общества (бедность, дискриминация, недостаточные возможности для развития и т.п.). В последнем случае медицинская или психологическая помощь (лекарства или терапия) вряд ли что- либо изменят, если проблемы в обществе по-прежнему останутся.. Нам пытаются внушить, что у всех людей, которые нежелательным образом себя ведут или совершают преступления, что-то не в порядке с генами, что это их «наследственность» или что у них проблемы с функционированием головного мозга. Этим ловко пользуется фармакологическая индустрия. Помимо щедрых выписываний риталина детям разрастается на глазах и выписывание сильных антипсихозных средств, даже таких, которые не зарегистрированы в качестве подходящих детям. А ведь теперь мы уже знаем, что если тебя в детстве поместили в психиатрическую лечебницу, во многих случаях это означает, что нормальной жизнью тебе уже никогда не жить.
Фактически в настоящее время к решению данной проблемы подходят с рыночных позиций. Духовные страдания населения составляют основу для различных частных инициатив с целью получения прибыли. Один продает таблетки, другой - камеры слежения, третий получает прибыль от постройки тюрем, а другие пропагандируют различные терапии, обо многих из которых уже через год ни одна собака не брешет. Конечно социальный и превентивный подход не означает, что серьезные преступления, совершенные молодыми людьми, вообще никогда нельзя предотвратить «исцеляющими методами». Но равновесие между всеми этими инициативами может быть достигнуто только такой политикой, которая не будет определяться рынком, , но будет выработана государством под общественным контролем, с упором на уничтожение питательной почвы для бедности и обнищания, которые являются основной причиной нарушения развития детей и подростков. Дискуссия о том, что делать с трудными подростками - вопрос не только психологии или медицины, но в первую очередь вопрос по своей сути политический, такой вопрос, который не решить таблетками и уколами, а только лишь с помощью мер по борьбе с бедностью, отсталостью и дискриминацией. Вопрос социальной справедливости. Короче говоря, эту проблему не решить без социалистического подхода.
Оригинал опубликован по адресу: http://www.pvda.be/nl/weekblad/artikel/article/opinie-is-kind-zijn-misschien-een-ziekte-een-stoornis.html
Перевод Ирины Маленко
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |