Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Илья Иоффе
Государство нужды и «интеллекта»

Выступая на совещании с членами администрации президента и правительства РФ, посвященном подготовке послания Федеральному Собранию, президент Медведев заявил:

«Руководство России должно извлечь уроки из кризиса и превратить интеллектуальные преимущества страны в ее экономические достижения»

Президент задался вопросом:

«Почему наши интеллектуальные преимущества, которыми мы по праву гордимся, абсолютно не превращаются в экономические достижения?»

Эти слова российского президента являются частью «модернизационно-инновационного дискурса», критически рассмотренного мною в предыдущем номере нашего издания. В выступлениях высших госчиновников, в СМИ и среди так называемого «экспертного сообщества» постоянно звучат рассуждения, суть которых сводится к тому, что якобы наша страна обладает некими «интеллектуальными преимуществами», которые почему-то никак не превращаются в экономические, культурные, научные и прочие достижения, но которые непременно обернутся таковыми, стоит только российскому обществу встать на «инновационный путь развития», осуществить «модернизационный прорыв», создать «умную экономику» и т.д. и т.п. Излишне и говорить, что вся эта чрезвычайно назойливая и трескучая риторика старательно обходит стороной вопрос о том, в чем именно заключаются уникальные «преимущества» и перед кем они у нас имеются. Да и зачем вообще надо орать на каждом углу о своём непревзойденном «интеллекте», если ты им и в самом деле обладаешь? Человек, сообщающий всем и вся что он «самый умный» выглядит в действительности круглым кретином. «Друг должен недооценивать твои достоинства, а враг - переоценивать твои недостатки» - учил один далеко не самый глупый представитель класса буржуазии. Проще говоря – скромнее надо быть, поменьше бахвалиться и побольше делать.

Однако не будем недооценивать российский правящий класс, и объяснять его поступки вульгарным идиотизмом. Наша буржуазия хоть и молода, но отнюдь не так глупа, как может показаться. В конце концов, как радостно выразился на днях ведущий утреннего шоу на «Эхе Москвы» - «А всё-таки капитализм для нас с вами они смогли построить!».

Кто будет спорить – смогли, молодцы бывшие комсомольцы-добровольцы, чекисты-рекордсмены, подрабинеки-новодворские! Поэтому постараемся понять, зачем и почему вдруг завели сии весьма сообразительные господа разнузданный трепак «за интеллектуальные преимущества».

По большому счету, никакого секрета здесь нет. Несмотря на капиталистические «реформы», развал производства, науки и образования и вызванную этими процессами глубокую умственно-нравственную деградацию российского общества, в нём всё ещё достаточно силен миф «интеллекта» - вера в животворную, преобразующую силу науки, знания, технического прогресса.

Российский средний класс, составляющий массовую базу режима «суверенной демократии», является наследником советской научно-технической и гуманитарной интеллигенции. Из инженеров, конструкторов и научных работников вышли и многие из нынешних олигархов. Основным ресурсом советской интеллигенции, её, так сказать, «первоначальным капиталом», были образование, знания и профессиональная квалификация. В условиях социализма, общественной собственности на материальные и духовные блага, люди умственного труда могли распоряжаться своим уникальным ресурсом только в строгих рамках планового хозяйства, получая в награду за свой труд установленную сверху плату. По праву гордясь своим вкладом в экономическую и культурную жизнь общества, советские интеллигенты ощущали, с большим или меньшим на то основанием, определенную «несправедливость» при распределении общественных благ. Их возмущала «уравниловка», они полагали, что их «интеллектуальные преимущества», вытекающие из привилегированного доступа к обобществленным культурным, техническим и научным ресурсам советского народа,  должны вознаграждаться значительно выше, нежели труд рабочих или колхозников. Возникшее противоречие между практически неограниченным доступом к духовно-интеллектуальным благам и средствам их преумножения и невозможностью извлекать из этого доступа прибыль, обладать материальным благосостоянием, сравнимым по уровню с таковым у западных коллег, могло быть разрешено только на пути приватизации всей сферы культурно-интеллектуального производства. Осознание данного противоречия стало толчком к возникновению у советской интеллигенции собственных классовых интересов и к качественному изменению её статуса в советском обществе. Из общественной прослойки, из «класса в себе», она начала быстро превращаться в «класс для себя». Естественно, что, эволюционируя подобным образом, советская интеллигенция не могла не стать одной из активнейших сил горбачевской Перестройки, поставившей во главу угла идеалы «свободной личности», «предпринимательства» и рынка. На начальном этапе капиталистической реставрации интеллигенция руководствовалась убеждением, что рыночная стихия позволит ей монопольно завладеть духовно-интеллектуальной сферой и тем самым укрепить своё положение в обществе. Понятно, что в огромном большинстве эти упования оказались иллюзорными – лишь меньшинство советских интеллигентов сумело добиться успеха в новой, постсоветской жизни. Тем не менее, на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия советский образованный слой всерьёз надеялся на Его Величество Рынок. Помню, как знакомый студент-гуманитарий с приятно-тревожным придыханием делился сокровенными мыслями: «Как ты думаешь, ведь филологи будут нужны на Рынке?». Сегодня это выглядит смешно и грустно, но так было на самом деле.

Как ни дико это звучит, но после всех пережитых нашим обществом катастроф и пертурбаций, мы по-прежнему продолжаем считать себя очень умными. Да, «всё плохо», да, власть плохая, да, выборы сфальсифицированные – но мы то о-го-го какие интеллектуалы, мы то все знаем - понимаем, вот только поделать ничего не можем… Наш оторванный от настоящего дела, идущий мимо жизни и поэтому буквально лопающийся от самодовольства средний класс днями и ночами корпит над ведением высокоинтеллектуальных Интернет-дневников, наш последний оставшийся от советской эры сатирик развлекает публику рассказами о «глупых американцах», наше единственное не слямзенное с «цивилизованного Запада» отечественное телешоу позиционирует себя как «интеллектуальное казино, в котором можно заработать деньги собственным умом». И, наконец, наш образованнейший президент-правовед зовет нас на последний и решительный бой за новые высоты инноваций и модернизаций!

Гегель определял гражданское общество как «государство нужды и рассудка», подразумевая под этим понятием объединение различных людей, формально независимых индивидуумов, реализующих свои частные цели, вынужденных вступать в отношения друг с другом не по свободному выбору, а ради удовлетворения основных жизненных потребностей и максимизации личного блага. Связь частного со всеобщим в гражданском обществе вынужденная, не глубинная, не внутренняя, а внешняя, опирающаяся на рассудок, т.е. на частнособственнический «здравый смысл», а не на целостно-конкретный разум.

Нынешнее гражданское общество суверенно-демократической  РФ можно охарактеризовать как «государство нужды и «интеллекта»». «Интеллект» в нашем случае – это фрагмент расколотого, неустойчивого сознания российского среднего класса, наследника советской интеллигенции, променявшей социалистическое первородство на право открыть ларек на Черкизовском рынке и безнаказанно ругать последними словами «кровавый режим». Это рассудок, «здравый смысл» полуинтеллигента – полубюргера, тщетно пытающегося найти своё место в неустоявшейся классовой структуре молодого русского капитализма, вместе с ним мечущегося от «сырьевой державы» к «инновационной», от компрадорской «демократии» к «суверенной», от ненависти к «этой стране» к «великодержавности» и «русскому смыслу». Такое неустойчивое, межеумочное положение мелкой буржуазии на руку буржуазии крупной, на руку «элитам», так как позволяет им легко и свободно манипулировать средним классом, то бросая ему очередную «интеллектуальную» кость, то отбирая её – в зависимости от конъюнктуры и требований политического момента. Разорвать порочный круг сможет лишь та часть среднего класса, которая пойдет на создание союза с рабочим классом, на организацию движения за освобождение России от власти капитала.

Словно в подтверждение этим мыслям, наткнулся на статью, опубликованную на  сайте прокремлевских политологов, определяющих самих себя странным термином «креативный класс». Статья кратко и сжато излагает то, что подразумевают Медведев и выдвинувшая его общественная прослойка под своей «модернизацией». «Новое огораживание» (безумцы планируют ликвидировать моногорода и сгонять «инерционных дачников» с их участков), «решительный отказ от советского прошлого», «сокращение неэффективных активов» и прочие рыночно-либеральные прелести сочетаются с такими вот проблесками «державно-патриотического сознания»:

«Зависимость России от сырьевого экспорта и нарастающее технологическое отставание ведет не только к падению уровня жизни граждан в долгосрочной перспективе и упадку инфраструктуры, но и к прямой опасности потери обороноспособности страны в XXI веке. Даже при сохранении ядерного потенциала, мы будем беззащитны перед такими угрозами как война в киберпространстве, военная генная инженерия и военная робототехника (в том числе наноработотехника).»

Т.е. старая добрая ядерная феня Сталина-Берии, надежно защищающая страну вот уже 60 лет, наших креативщиков больше не удовлетворяет. Им подавай генную инженерию, кибер-солдат и нанороботов – то-то ребята вдоволь натешатся!

Окормляемая отмороженными неолибералами, фашиствующими технократами и бесстыжими попами, наша гэбэшно-уголовная люмпен-буржуазия вовсю готовится принять участие в грядущем «высокотехнологическом» империалистическом Армагеддоне. Она играет пока ещё хилыми мускулами, наращивает «интеллект» и разбойничьим посвистом сзывает «креативный класс» на мегапроект под названием «модернизация по Медведеву». Всё, что мы, простые трудящиеся, можем сделать – это противопоставить гнилому рассудку-«интеллекту» буржуазии наше классовое сознание, наш коллективный разум, наше желание коренным образом изменить этот катящийся в пропасть мир, наше стремление вырвать его из лап обезумевших хищников. Мы просто обязаны это сделать – в противном случае нас ждет незавидная участь «неэффективных активов» или пушечного нано-мяса в «войне роботов за киберпространство»…



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100