Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Владимир Зуев
«Завод заводов» - грустный праздник
Часть первая. «Завод – заводов, сын страны!»

Восемьдесят лет назад, в октябре 1929 года началось строительство Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ). А семьдесят пять лет назад, 28 сентября 1934 года завод был пущен в эксплуатацию. Всего пять лет понадобилось молодой стране Советов, находящейся во враждебном окружении, чтобы построить крупнейший в Европе завод тяжелого машиностроения. И всего через 12 лет после окончания Гражданской войны никому не известная станция Краматоровка стала машиностроительной столицей Украины (Кстати, за 18 лет существования «независимой Украины» ничего, хотя бы отдаленно сопоставимого по сложности с НКМЗ, - создано не было).

Напомню читателям, что официальной датой окончания гражданской войны считается 25 октября 1922 года – взятие Красной армией Владивостока. К этому времени Россия буквально лежала в руинах. От бывшей Российской империи отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Украины, Белоруссии, Карской области (в Армении) и Бессарабии. По подсчётам специалистов, численность населения на оставшихся территориях едва дотягивала до 135 миллионов человек. Потери на этих территориях в результате войн, эпидемий, эмиграции, сокращения рождаемости составили с 1914 годом не менее 25 миллионов человек.

Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню. В общем, уровень промышленности сократился в 5 раз. Оборудование давно не обновлялось. Металлургия производила столько металла, сколько его выплавляли при Петре I.

Но наступил год «Великого перелома» — это выражение Иосифа Виссарионовича Сталина, которым он охарактеризовал начатую в СССР, в конце 20-х годов прошлого века, политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома в области разрешения в основном проблемы накопления ресурсов для капитального строительства тяжёлой промышленности, ускоренного развития производства средств производства и создания предпосылок для «превращения нашей страны в страну металлическую».

Этот год стал судьбоносным в жизни маленькой железнодорожной станции Краматоровка (ставшей городом в 1932 году).

Еще в середине двадцатых годов обострилась проблема обеспечения металлургических заводов юга советской страны оборудованием. Её надо было решать, и уже 4 апреля 1928 года, пленум Государственного института по проектированию металлургических заводов (Гипромез) утвердил эскизный технический проект Краматорского завода тяжелого машиностроения (КЗТМ).

А в начале 1929 года, была организована контора «Краммашстрой» для строительства нового завода.

В апреле 1929 года, в Краматорск приехал нарком Рабоче-Крестьянской инспекции Серго Орджоникидзе для выбора места будущего завода.

И 8 октября 1929 года, состоялась торжественная закладка завода.

10 февраля 1931 года - запущен цех металлоконструкций.

В июле 1932 года - вступили в строй инструментальный и ремонтно-механический цехи.

Затем были построены крупнейшие в Европе чугунолитейный и модельный цехи. Сдана в эксплуатации кислородная станция. В декабре 1932 года - сдан в эксплуатацию механический цех «Б», введена в работу центральная распределительная подстанция.

В 1933 году построены сталелитейный (мартеновский), фасоннолитейный и транспортный цехи, газогенераторная станция, запущен в эксплуатацию кузнечный цех №1, вступил в строй механосборочный цех «А».

17 сентября 1934 года, нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе подписал приказ по Народному комиссариату тяжёлой промышленности о зачислении Новокраматорского машиностроительного завода в список действующих предприятий.

28 сентября 1934 года, состоялся официальный пуск завода.

Завод изначально был сориентирован на изготовление уникальных машин и оборудования, впервые производимых в стране, а зачастую и в мире. На НКМЗ были изготовлены первый в Европе мощный слябинг и гигантский, по тем временам, непрерывный тонколистовой широкополосный прокатный стан для завода «Запорожсталь». Портальные краны оригинальной конструкции для канала Москва-Волга и сталеразливочные краны для металлургических предприятий, подъемные машины для шахт Донбасса, оборудование для Московского метрополитена, ажурные пролеты Крымского моста в Москве.

За 75 лет на предприятии спроектировано и изготовлено свыше сотни прокатных станов, около двухсот миксеров для хранения и перевозки чугуна, 142 пресса различного назначения и усилия, 103 горизонтально-ковочные машины, около 2000 шагающих экскаваторов, свыше 2000 шахтных подъемных машин, около 3000 рудо - и углеразмольных мельниц, 18 роторных вскрышных и добычных комплексов и много другой сложной и металлоемкой техники. Производственный потенциал НКМЗ был ярко, продемонстрирован в ходе осуществления космических программ, при изготовлении гребных валов для атомных ледоколов, в процессе создания гидравлических штамповочных прессов усилием 75 и 65 тысяч тонн для советской и французской авиационной промышленности, гидростатов для испытания батискафов и элементов подводных лодок и многое другое.

В 1941 году, с начала Великой Отечественной войны, завод выпускает бронепоезда и тяжёлые артиллерийские орудия. 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны N019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Бронедетали для них поставлял Новокраматорский машиностроительный завод.

9 октября 1941 года - завершена эвакуация завода. Оборудование и сотрудники предприятия перевезены в города Орск (на место строящегося паровозного завода, позже назван Южноуральским машиностроительным заводом) и Юргу. В апреле 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о восстановлении НКМЗ в городе Электросталь Московской области. Завод, перевезённый с Урала, был назван НКМЗ-Э, (позже Электростальский завод тяжёлого машиностроения).

В сентябре 1943 года Краматорск был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, и уже в конце 1943 года началось восстановление завода. 28 августа 1944 года была изготовлена первая послевоенная машина. В сентябре 1944 была восстановлена первая очередь НКМЗ.

11 июля 1945 года завод награждён орденом Ленина.

В ноябре 1948 года — выпущен первый экскаватор.

В 1957году был изготовлен самый мощный в мире пресс усилием 750 МН для Самарского металлургического завода.

В 1961 году введён в эксплуатацию механосборочный цех № 14, продукция которого предназначалась для вооружённых сил.

22 января 1971 года завод награждён орденом Октябрьской революции.

12 августа 1971 года в городе Иссуар (Франция) введен в эксплуатацию гидравлический штамповочный пресс усилием 650 МН.

12 августа 1976 года завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1979-1980 годах построен электросталеплавильный цех (ЭСПЦ), занимающийся электрошлаковой переплавкой.

12 сентября 1984 года, —завод награждён орденом Дружбы народов.

Машины и оборудование с маркой «НКМЗ» работают в 49 странах мира, среди которых Япония, Германия, Франция, Италия, Канада.

Холодная война поставила завод в ряды предприятий советского военно-промышленного комплекса. НКМЗ стал головным и единственным в СССР разработчиком и производителем стартового оборудования боевых и космических ракетных комплексов, на НКМЗ спроектировали по заказам оборонного и космического ведомств около 150 типов разнообразных машин и агрегатов, не имевших аналогов ни в СССР, ни в мире. В масштабах индивидуального и серийного производства была обеспечена потребность страны в специальной военной технике по линии всех космических программ от первого искусственного спутника Земли до «Зенита», ракетных войск стратегического назначения, противоракетной и противовоздушной обороны.

Около 30% от общего объема производства составляла продукция ВПК. Это оборудование космодромов, стартовые вышки, установщики, оборудование для пусковых шахт, заряжающие машины и вышки для радиолокационного оборудования, инженерные машины разграждения. В 1986 году был создан уникальный подъёмно-установочный агрегат для корабля многоразового использования «Буран» (Запуск успешно проведён 15 ноября 1988 г.).

В 1992 году, в связи с распадом СССР и нарушением экономических связей, НКМЗ прекратил выпуск оборонной и ракетно-космической техники.

Часть вторая. «Под железной пятой»

В 1988 году трудовой коллектив Новокраматорского Машиностроительного завода (НКМЗ) избрал Генеральным директором Георгия Марковича Скударя (В Советском Союзе, во время перестройки, в течение нескольких лет, трудовые коллективы сами избирали руководителей).

12 ноября 1990 года коллектив объединения НКМЗ заключил Договор с Минтяжмашем СССР на аренду государственного имущества.

Затем были неудавшаяся попытка отстранения от власти Горбачева (ГКЧП), распад Советского Союза, образование независимого государства Украина.

В 1992 году в связи с распадом СССР и нарушением экономических связей НКМЗ прекратил выпуск оборонной и ракетно-космической техники, в кратчайшие сроки проведя диверсификацию производственных программ.

В 1993 году Кабинет Министров Украины разрешил приватизацию арендного объединения НКМЗ.

Сегодня почти все промышленные предприятия Краматорска носят название открытых акционерных обществ (ОАО), кроме НКМЗ - являющимся закрытым акционерным обществом (ЗАО). Злые языки поговаривают, что благодаря дружбе «красного директора» Георгия Скударя с бывшим «красным директором» днепропетровского Южмаша Леонидом Кучмой, ставшим вторым президентом Украины - НКМЗ получил и до сих пор имеет статус ЗАО. Председателем правления Новокраматорского машиностроительного завода в апреле 1994 года, был избран генеральный директор Георгий Скударь.

История превращения этого человека из обычного начальника цеха в олигарха и «хозяина Краматорска» очень показательна. Наверное, примерно такими же методами создавали капиталы и другие украинские мультимиллионеры и миллиардеры. «Завод заводов» и градообразующее для Краматорска предприятие строил в 30-х годах прошлого века весь Советский Союз, а сегодня он, по сути, принадлежит одному человеку.

В середине девяностых годов прошлого века - наступила «эра приватизации». Все работники завода и люди, ушедшие на заслуженный отдых, получили определенное количество акций, зависящее, в основном, от размера заработной платы получаемой тем или иным индивидуумом к моменту распада Союза, при этом значительная доля акций досталась заводскому начальству.

Через время, была проведена дополнительная эмиссия акций, в результате чего работники завода получили возможность прикупить определенное количество акций. Большое количество ценных бумаг вновь оказалось в руках администрации предприятия, в том числе и у генерального директора.

После чего наступил следующий этап личного обогащения Георгия Скударя. Над заводом пронеслась страшная весть о том, что некий донецкий делец имеет намерение скупить контрольный пакет акций, стать владельцем завода и потом распродать его по частям. Держателей акций убеждали проявить патриотичность, продать свои акции специально созданному для этой цели фонду, и тем самым спасти градообразующее предприятие. Цену за акции, по тем голодным временам, давали неплохую и громадные очереди «патриотов завода» выстраивались с вечера в кассы фонда. Точно, как поется в известной песне из известного фильма: «На дурака не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним, что хошь!»

Затем наступила очередь жесткого этапа создания условий для продвижения в высшее олигархическое общество Украины Георгия Марковича.

Добровольно, а фактически в приказном порядке, под угрозой увольнения, заводчан заставили продать остатки акций. О патриотичности разговоров уже не шло, надо – значит надо! Так без акций родного предприятия остались не только рядовые работники, но и значительная часть руководителей среднего звена.

В 2001году, предприятие выкупило 50 % + 1 акцию у физических владельцев и передало контрольный пакет дочерней фирме «Машинвест».

Все это время, (надо отдать должное Скударю), громадные денежные средства вкладывались в модернизацию НКМЗ. В итоге оказалось, что главным акционером самого современного на Украине предприятия тяжелого машиностроения является Георгий Скударь.

В 2006 году, две части структуры завода - производство серийных машин (производство военной техники) и производство товаров народного потребления преобразованы в производство валков и энергетического оборудования и производство металлоконструкций. Ющенковской Украине оборонная промышленность не нужна.

В 2007 году НКМЗ выкупил у города 328 гектаров своей территории.

И всё же можно утверждать, что для Краматорска это был знаковый момент, когда во главе Новокраматорского машзавода – гиганта тяжелого машиностроения, стал Георгий Скударь. Он сумел не только сохранить завод, уникальное оборудование и самое главное – кадры, он помог в «лихие девяностые» другим заводам Краматорска.

Здесь можно вспомнить слова губернатора Свердловской области Российской федерации Эдуарда Росселя, сказанные им в марте 2006 года об объединении «Уралмашзавода» (Российская Федерация). Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод или УЗТМ) был введен в эксплуатацию 15 июля 1933 года и являлся «побратимом» Новокраматорского завода.

Россель сказал тогда: «Мы сейчас ищем варианты и компании, которые бы взялись за объединение завода», - отметил губернатор. Он также назвал виновника в развале предприятия: «Это Каха Бендукидзе (ставший впоследствии министром экономики Грузии), он развалил завод. Сейчас там работает пять независимых компаний».

Так, из состава ОАО «Уралмашзавод» были выделены «Уралмаш - Металлургическое оборудование», «Уралмаш - Буровое оборудование» и ряд других подразделений. Численность на головном предприятии сократилась почти в четыре раза - с 14 тысяч человек до 3,7 тысяч.

В Краматорске такой трагедии не произошло, хотя за годы правления Скударя численность работающих на заводе также уменьшилась более чем в два раза, но остался костяк из самых квалифицированных инженеров и рабочих, (около 14 тысяч человек) и поэтому - «кадры – решили все!»

Поэтому и продукция, выпускаемая ЗАО «НКМЗ» уже после разрушения Советского Союза, отмечена многими наградами международных выставок, отвечает требованиям международных нормативных документов и запросам потребителей, что позволяет ей успешно конкурировать на мировом рынке. Ныне завод дает Краматорску около тридцати процентов всех поступлений в городской бюджет. Владелец завода тоже не остается внакладе.

Георгий Маркович Скударь входит в сотню самых богатых людей Украины. По данным журнала «Корреспондент» Георгий Скударь, в 2009 году занимает 26 место среди украинских богатеев и располагает капиталом в 221 миллион американских долларов (в 2008 году, до кризиса, его состояние равнялось 727 миллионам долларов).

Внезапно» нагрянувший мировой кризис отразился на доходах многих украинских олигархов, не говоря уже о простых украинцах, многие из которых просто остались без средств к существованию.

Сегодня в Краматорске упорно распространяются слухи о продаже Новокраматорского машиностроительного завода, что приводит к тяжелым раздумьям о своей дальнейшей судьбе не только работников завода, но и жителей города. Ведь каждый второй горожанин или работал на заводе, или работает сейчас или его родственники работают или работали на НКМЗ.

Георгий Скударь опровергает эти слухи, заявляя, что «ни члены правления, ни он не ставят задачу продажи завода другому собственнику - ни украинскому, ни российскому, ни из дальнего зарубежья».

Трудно усомниться в искренности Скударя, но бизнес есть бизнес и возможно ему поступит «предложение, от которого невозможно будет отказаться».

Или, учитывая то, что владелец Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Маркович Скударь - не молодой уже человек, захочет отойти от дел и уехать на родину предков в Грецию – кто тогда и как будет управлять заводом?

Но, могут возникнуть и другие варианты.

Премьер-министр Украины Юлия Владимировна Тимошенко, рвущаяся в президенты страны и испытывающая колоссальный дефицит наличных средств – обратит внимание (если еще не обратила) на успешно работающее в течение восемнадцати «независимых лет» градообразующее предприятие. Тогда возможно развитие событий, не предусмотренное правлением машиностроительного гиганта.

Об этом косвенно говорит и тот факт, что на празднование 75летия «завода заводов» не приехал никто не только из первых руководителей государства, но и из вторых и третьих…

Был только «отставной козы барабанщик» - экс министр обороны Юрий Ехануров, до конца добивший армию «независимой державы» и за коррупционные действия уволенный с поста министра Верховной Радой и уполномоченная по правам человека Верховной Рады Нина Карпачева. А ведь таких предприятий как НКМЗ, успешно работающих на Украине, особенно, в условиях кризиса, - совсем немного и публично продемонстрировать свою признательность коллективу славного завода в день празднования его юбилея, наверное, все-таки было нужно.

То, что не приедет Виктор Ющенко, было понятно и ребенку, - пан президент готовится к «дембелю» и ему не до «каких-то там заводов». Если верить газете «Итоги», с конца лета с житомирского аэродрома отправилось несколько самолетов в Канаду, под руководством первой леди вывезшей обширную коллекцию антиквариата, собранного Ющенко за многие годы. Затем по дипломатическим каналам это имущество было вывезено на родину уроженки Чикаго Екатерины Ющенко. Тонущий «корабль Украина» - готовится сменить капитана, и кое-кто уже спешит эвакуировать свои пожитки в безопасное место.

Тот же Ющенко, наверное, не забыл, как его прилюдно освистали зрители во время открытия донецкого стадиона футбольного клуба «Шахтер» - «Донбасс арена» и поэтому, наверное, не стал нарываться на очередной скандал в Краматорске.

Но то, что в Краматорск не соизволила прибыть «госпожа премьерша» - это тревожный симптом. Может быть, машиностроительному гиганту, уже сегодня готовится судьба другого гиганта, но только металлургического.

Вспомним, как в 2004 году уникальное предприятие «Криворожсталь» было продано консорциуму «Инвестиционно-металлургический союз», предложившему за 93% акций «Криворожстали» 800 миллионов американских долларов. Конкурс проходил за несколько месяцев до окончания президентских полномочий Леонида Кучмы. Его основными совладельцами являлись «System Capital Management» (компания бизнесмена Рината Ахметова) и «Интерпайп» (корпорация Виктора Пинчука, зятя Леонида Кучмы).

Затем сменилась власть на Украине – президентом стал Виктор Ющенко, премьер-министром Юлия Тимошенко. Сделка по продаже «Криворожстали» была признана незаконной, объявили новый конкурс, победителем которого стал индийский бизнесмен Лакшми Миттал - третий в списке самых богатых людей планеты. При стартовой цене 10 миллиардов гривен, пакет из 93,2% акций ушел за 24,2 миллиарда гривен, что по официальному курсу на день покупки (5,05 гривен за $1) составило $4,79 миллиарда американских долларов, т.е. больше чем в пять раз суммы полученной в 2004 году. Правда до сих пор так и нет ясности, на что были потрачены эти деньги, но это уже второй вопрос.

Кто даст гарантию, что НКМЗ застрахован от подобных попыток «восстановления справедливости». Наверное, если хорошо покопаться, то и в приватизации «завода – заводов» можно отыскать темные пятна.

Тем более что, скорее всего, после избрания нового президента или «президентши», встанет ребром вопрос расплаты с кредиторами избирательной кампании. И тогда, лакомый кусочек – НКМЗ, может постигнуть участь «Криворожстали».

Кстати, представляется странным, что на юбилее НКМЗ не присутствовал и «лидер оппозиции» Виктор Янукович. Может быть, и у него есть какие-то свои задумки в отношении гиганта тяжелого машиностроения?

То, что Скударь и множество других нуворишей, стали владельцами многотысячных государственных предприятий – это невероятность, ставшая реальностью после распада мировой социалистической системы и уничтожения Советского Союза. Ведь если говорить конкретно об американских и европейских миллиардерах, то там состояния создавались на протяжении нескольких поколений, потом и кровью, буквально из ничего. И это объяснимо и понятно.

Но то, что произошло в странах «победившей демократии», когда громадные предприятия, которые с величайшими усилиями и жертвами строила вся страна, вдруг стали принадлежать одному человеку или группе лиц – это наш постсоветский феномен или по-простому - элементарный грабеж общенародной собственности, инициированный бессовестной властью.

Если бы у нас было нормальное государство, то оно должно было бы поблагодарить Георгия Марковича за то, что он сумел сохранить завод, специалистов, город Краматорск от нищеты и вымирания, присвоить ему еще одно звание «Герой Украины» и отпустить с миром. А гигант современного украинского машиностроения принять в государственную собственность и проследить за тем, что бы он приумножал мощь государства и приносил прибыль стране, а не кучке богатеев.

Правда, все эти рассуждения, пока из области фантастики. Но есть надежда на то, что народ Украины все-таки проснется и сменит власть, которая на протяжении восемнадцати лет разоряет страну и её жителей, и тогда мы снова с гордостью будем произносить слова - «Завод заводов – сын страны!»

А для этого на предстоящих президентских выборах мы должны проголосовать за человека, который действительно не на словах, а на деле хочет видеть Украину независимой и мощной индустриальной державой, а её народ - счастливым и процветающим.

Владимир Зуев, Краматорск, 30.10.09



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100