Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Жильвинас Буткус
Литовские марксисты о бунтах в Прибалтике
Интервью сайту «Баста!»

- После произошедших в Риге столкновений демонстрантов с полицией, Латвия явилась миру в образе весьма неожиданном. После того, как за событиями в Риге последовал Вильнюс, появились все поводы говорить о тенденции. Насколько по-вашему связаны выступления в Литве и Латвии? Выступления в Вильнюсе это логическое следствие общеприбалтийских проблем или же они имеют сугубо литовские корни?

- Ничего сугубо литовского здесь нет. В Прибалтике имеются одни и те же проблемы с теми же причинами. Экономический бум, который недавно пережил прибалтийский капитализм, опирался в основном на средства зарубежных банков, которые владеют прибалтийским финансовым сектором. То есть, это был бум кредитования. Эти миллиарды не были заработаны и не были обеспечены реальными товарами. Естественно, начала расти инфляция. Плюс, кредиты шли, не считая потребителей, в основном на строительный сектор, за счет которого и росла экономика. В какой-то момент цены на жилье стали падать, начал рушиться строительный сектор, начала рушиться и экономика. Начался отток зарубежного капитала, без которого эта экономическая модель не может существовать. Еще влияние мирового кризиса. В общем, Прибалтика находится практически в одном и том же положении, за исключением может быть того, что в Латвии этот кризис начался чуть раньше чем в Литве. Когда в Литве инфляция только начинала расти, латыши уже приезжали в северные районы Литвы за покупкой продуктов, так как здесь они были более дешевые. Теперь правительства Прибалтики принимают почти одинаковые неолиберальные «антикризисные» меры, которые сводятся к уменьшению потребления и социальных расходов. Естественно, это раздражает всех - литовцы это или латыши.

- Поскольку массовых протестов в Литве и Латвии мало кто ожидал, появилось множество конспирологических версий происходящего. От инспирированной Западом “оранжевой революции” до провокации российских спецслужб. Какова в действительности роль “внешнего фактора” в вильнюсских выступлениях?

- Версии о западном варианте ещё не приходилось слышать. Да и какой для них толк? Прибалтийские буржуазные режимы и так страдают американофилией. Что касается российских спецслужб, то, конечно, со стороны России было бы логично сменить окружающие её враждебные режимы. Но если бы это имело отношение к российским спецслужбам, думаю, действия были бы лучше подготовлены. Были бы выдвинуты конкретные политические требования: например, отставка правительства. Появилась бы какая-нибудь новая политическая сила, претендующая на власть. В Литве ничего подобного не было. Волнения имелись и в Вильнюсе, и в Алитусе, и в Шяуляй (и в Клайпеде - Ред.). Но никакие политические силы волнений не возглавляли, а участники не выдвигали ясных политических требований. В Алитусе толпа даже заняла самоуправление. И ничего, выразили возмущение и разошлись. Палецкис, правда, в вильнюсской демонстрации говорил о преждевременных выборах, но от волнений отрекся. Это спонтанные волнения, к которым никто не был готов. Между прочим, есть ещё одна конспирологическая теория – беспорядки якобы спровоцированы какими-то скинхедами. Но видеозаписи, сделанные как корреспондентами, так и участниками, можно посмотреть хотя бы в YouTube, и никаких скинхедов вы там не увидите.

- В чем причина недовольства граждан? Как вы оцениваете экономическое положение Литвы в последнее время? Насколько вообще сильны протестные настроения?

- Все это вызвано экономическим кризисом. Цены выросли, коммунальные выплаты растут. Растет безработица. Ещё несколько месяцев назад она составляла, по-моему, около 4%. Теперь выросла до 6%. Прогнозируют, что достигнет 10%. Плюс, в Литве огромный разрыв между богатыми и бедными. Центр Вильнюса стал похожим на западноевропейский, а в провинции тяжело найти даже магазин одежды, за исключением тех, которые продают поношенную одежду. И в самом Вильнюсе уровень проживания отнюдь не одинаков. Есть районы богатых, есть районы со средним уровнем проживания. Есть бедные районы. Между прочим, в вильнюсских беспорядках было много людей из бедных районов. В некоторых местах рядом стоят новые дома, а рядом с ними старые хижины, в которых нет даже нормального туалета. В общем, обыкновенный капитализм.

Уже все это вызывает социальное напряжение, что уж говорить о начавшемся кризисе и «антикризисных» мерах нового правительства, так называемой политики «затягивания поясов». Неудивительно, что нижние социальные слои начали разбивать окна сейма. Насчет протестных настроений. Конечно, они сильны. В Литве уже давно никто никому не верит. На последние выборы сейма, которые состоялись в октябре прошлого года, явились лишь 48% избирателей, и это несмотря на пропагандистскую кампанию за участие на выборах. Было рекордное количество испорченных бюллетеней – 155 тыс., это около 6% избирателей или свыше 12% из тех, кто пришел. Да ещё второе место заняла партия – бывшего шоумена. Партия клоунов, как её называют в народе. Многие ломали голову, почему так случилось. Некоторые даже говорили, что в Валинскасе люди разглядели альтернативу. Но это маловероятно, мягко говоря. Скорее, это была своеобразная форма протеста. В Литве массовое отчаяние, большинство никому не верит, явка избирателей низка. Вот и проголосовали за комика, так как большинство к выборам серьезно не относится и ничего от них не ожидают. В Литве уже случалось подобное. Около семи лет назад на президентских выборах в первую тройку чуть не попал комик Шеренас. Словом, возмущены все, за исключением богатых. Недавно одна компания соцопросов наконец-то решилась задать людям конкретный вопрос: согласны ли вы с утверждением, что у власти находятся самозванцы и воры. 63% сказали «Да». И лишь 1,1% доверяет власти. Этот опрос в декабре провел TNS Gallup.

- А как бы вы оценили происходящее с точки зрения классового подхода?

- Идеологический характер протестных настроений и требований чисто мелкобуржуазный. Например, в волнениях в Алитусе и Шяуляй основная масса возмущалась намерениями власти поставить кассовые аппараты на рынке. То есть, там было много торговцев с рынка. Создается впечатление, что они и составили ядро протестующих. Хотя рабочие там тоже были, однако какой-то отдельной четко выраженной линии они не проводили. Что касается Вильнюса, среди лозунгов, с которыми организовался митинг, был и «Нет разрушению предпринимательства». По-видимому, имелся в виду мелкий бизнес. Так что, скорее всего, все это можно назвать мелкобуржуазными протестными настроениями. По крайней мере, их «генеральную линию». Отсюда все остальное. Они не протестуют против самого капитализма и не требуют восстановления социализма. Наоборот, часть протестующих всё ещё находится под влиянием буржуазной пропаганды и реставрацию капитализма оценивает как восстановление «свободы» и литовского государства. Хотя, те же самые люди ругают эту же самую власть так называемой «свободной Литвы» и с величайшим недоумением спрашивают, как это получилось, разве за такую Литву «боролись люди», и т.д. То есть, как и всегда мелкая буржуазия находится как бы в середине.

Другие части протестующих вообще не придерживаются никакой идеологии, лишь выражают возмущение. По всей видимости, такая ситуация сложилась из-за расклада классовых сил, так как мелкая буржуазия стала как бы ведущей силой протеста, а разоренный пролетариат лишь примыкает к ней, отсюда и расплывчатость протестных настроений. Дело в том, что пролетариат Литвы перестал существовать как единое целое после того, как многие уехали на заработки на Запад. Полмиллиона уехало. Некоторые говорят, что и больше. Но начинается возврат эмигрантов в Восточную Европу, который, может быть, опять сформирует пролетариат. Да и сами мелкие буржуа, которые терпят крах, пролетаризируются. Так что ситуация может измениться. Дело усугубляет ещё и то обстоятельство, что не имеется мощных средств воздействия на массы. Все нынешние СМИ являются чисто правыми. Коммунистические информационные ресурсы пока в состоянии действовать лишь в Интернете. Да и их самих ещё немного. Коммунистическому движению ещё предстоит возродиться. Все это тоже сказывается на характере протестных настроений.

- Опишите, пожалуйста, для белорусских читателей ваше видение внутриполитической ситуации в Литве: расклад сил, борьба между теми, кого называют “консерваторами” и “социал-демократами”. Какова поддержка населения Литвы у каждой из фракций. Чьи интересы, по-вашему, отстаивают различные политические партии в Литве?

- Это даже трудно назвать раскладом сил, так как для этого нужны какие-нибудь противоборствующие и противоположные силы. На данный момент существенных различий между партиями нет. Какая разница между нынешними «социал-демократами» и «консерваторами»? Да никакой. Может только то, что «социал-демократы» правые, а «консерваторы» ультраправые. И те, и другие осуществляли всякие приватизации, и те, и другие служат крупному капиталу. Одни из одной партии переходят в другую, из другой – ещё в другую. Это лишь борьба между группировками одной шайки, одного закрытого клуба, как кто-то назвал Сейм. В целом, в Литве есть около 40 партий. Но ведущих две – это те самые «социал-демократы» и «консерваторы». Ну, мелькают ещё между ними партии Паксаса и Успаских. Чьи интересы отстаивают? Капиталистов. В Литве все помнят историю с предприятием «Нефть Мажейкяй», которую консерваторы продали американскому «Виллиамс» и сами, конечно, получали от этого выгоду. Или историю с лидером либерал-центристов Зуокасом, который будучи мэром Вильнюса принимал выгодные решения для компании «Рубикон». Недавно социал-демократы из небольшой партии «Фронтас» обнаружили в базе правовых актов Сейма кучу законопроектов, которые, как оказалось, подготовлены представителями частных компаний. Эти законопроекты выдвигали как «консерваторы», как «социал-демократы», так и всякие там «социал-либералы» - словом, все. В Сейме нет партий, которые представляют интересы трудового народа. Поэтому и поддержки у них нет.

- Известно, что в странах Балтии за последнее время произошел отток большого числа трудоспособного населения (в страны Западной Европы). Какие еще социальные проблемы наиболее актуальны для Литвы на данном этапе (расслоение на богатых и бедных, ситуация на рынке труда, политика государства в области медицины и образования и оказания социальной помощи, ситуация со льготами и т.п.)?

- Есть проблемы во всем, что вы перечислили. Расслоение на богатых и бедных большое. Одни получают 800 литов, а средний статистический руководитель ЗАО – 25 тыс. Это данные первой половины прошлого года. Безработица растет. С медициной ещё не так плохо, как с высшим образованием, которое хотят приватизировать. Эта чертовщина, между прочим, началась при «социал-демократах». Вводят плату за учебу в вузах, которая простым трудящимся часто не по зубам. Человеку из провинции, которому придется платить и за учебу, и за проживание в городе, и т.д., может понадобиться несколько десятков тысяч литов. Выгоду из этого получат лишь банки, которые будут выдавать студентам кредиты и получать проценты. В конце концов, это приведет лишь к тому, что в вузах смогут учиться лишь дети богатых. Что касается социальной помощи, новое правительство эти программы урезает.

- Есть ли в Литве профсоюзы, способные отстаивать интересы трудящихся? Есть ли политические силы способные возглавить протест? Каковы по вашему могут быть сценарии развития ситуации?

- Ну, например, при правлении социал-демократов профсоюзам педагогов удалось вытребовать у правительства повышения зарплаты, но нынешнее правительство уже плюнуло на эти договоренности. Теперь идут разговоры о всеобщей забастовке. В общем, профсоюзы стараются действовать, но профсоюзное движение слабо по сравнению с зарубежным. Далеко не все доверяют нынешним профсоюзам и тем, кто их возглавляют.

Что касается политических сил. Когда набирают силу социальные волнения, может выдвинутся кто угодно. Совсем неожиданно. Это может быть неонацисты, которых пока нельзя назвать политической силой. Это может быть, например, «Фронтас» А. Палецкиса, который не попал в сейм во время последних выборах. Всплыть может кто угодно, даже те, которые теперь неизвестны. Но вряд ли возглавить протест сможет кто-то из нынешнего политического олимпа, так как им никто не верит. Насчет возможного развития ситуации, то не думаю, что это последние волнения. Тем более, что кризис только начался. Впереди ещё закрытие Игналинской АЭС, которое может вызвать большой скачок цен на электричество, который в свою очередь спровоцирует скачок цен на все продукты.

Учитывая уже существующее неверие в политические силы и вообще в государственные институты, и накал возмущения, примером которого служат последние волнения, я не отбрасываю возможности чего-то похожего на революцию в недалеком будущем. Но эта революция, если и произойдет, скорее всего, будет мелкобуржуазной. И закончится она не сменной общественного строя, а роспуском парламента и приходом к власти каких-нибудь новых социал-демократических сил. Но и это можно будет назвать неким шагом вперед, так как нынешняя Литва, кажется, идет по пути латиноамериканизации. Но это трудно твердо прогнозировать из-за изменчивости ситуации. Социал-демократия не раз в истории предавала трудящихся, да и теперь все эти разговоры о «шведском социализме» уже стали банальностью. Плюс, возврат эмигрантов, как я уже говорил. В прошлом году, например, рабочие «Алитусской текстили» во время протестов против приватизации стали петь интернационал. Кто знает, может после нескольких лет правления нынешнего правительства они потребуют Советской власти.

И хотя теперь многим было бы трудно в это поверить, полгода назад ещё никто бы не поверил, что в Вильнюсе после долгих лет социальной апатии возможны беспорядки. Да и эта крошечная группа коммунистической интеллигентской молодежи, которая теперь существует в Литве, может вырасти в какую-то организацию. Но если говорить о таких сдвигах как социалистическая революция, то это сложный вопрос, который невозможно решить в пределах нынешней капиталистической Литвы. Предположим, придут коммунисты, одни или в коалиции с социалистами и настоящими социал-демократами, к власти. Придется решать не только внутренние, но и внешние вопросы. Коммунисты в первую очередь объявят нейтралитет и выведут Литву из НАТО. Но это закончится, скорее всего, ещё одним натовским походом с целью «защиты демократии». Так что нам придется опираться на какую-то мощную внешнюю силу, как это делает, между прочим, и нынешний режим. И в этом отношении большое значение имеют процессы в России. Если Россия осуществит резкий поворот влево, она, несомненно, станет нашим союзником, который может отпугнуть НАТО от силовых действий или расколоть ее. А пока… Буржуазия, она везде буржуазия. Словом, такие большие вещи, как смена общественного строя и внешнеполитического курса, не могут решаться в одной отдельно взятой малой стране, да ещё в такой, которая для мировых гегемонов имеет геополитическое значение. Они могут решаться лишь в контексте общемировых процессов.

Есть и ещё некоторые возможные события, это вопрос жемайтского субэтноса. В прошлом году немало писали о возрождении жемайтской самобытности. Были некоторые политические силы, которые пытались поощрять жемайтский национализм. Добивались введения жемайтского диалекта, или языка, как кому нравится, в общественное администрирование в Жемайтии и т.п. И хотя большой поддержки они тогда не получили, недавно, например, пришла новость, что с этого времени в заседаниях самоуправления жемайтского района Скуодаса будет официально употребляться жемайтский язык. В обязательном порядке. Все это может наложиться на социальные проблемы Жемайтии, так как в Жемайтии социальное и экономическое положение хуже, чем в остальной Литве. Может, большинство жемайтов теперь и не очень волнуют все эти проблемы национальной самобытности и они криво смотрят на националистов, но если националистам удастся возглавить грядущие социальные протесты, они обязательно придадут этому национальную окраску. Тогда внутри Литвы могут возникнуть не только чисто социальные, но и национальные конфликты. В общем, трудно четко прогнозировать, но вырисовывающиеся контуры возможных событий представляются таковыми. Главный вопрос теперь в том, кому удастся возглавить социальный протест, и какие процессы будут происходить в таких гегемонах, как Россия, Западная Европа и США.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100