Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Жильвинас Буткус
«Зеленая (не)революция» в Иране

У тех, кто в свое время наблюдал над серией цветных переворотов 2000 - 2006 гг., смотря на волнения в Иране должно возникнуть чувство дежавю. Все эти события, начиная Югославией и кончая неудачным переворотом в Белоруссии, были связаны с выборами. Во всех случаях причиной волнений и занятия госучреждений становились якобы сфальсифицированные результаты выборов. Во всех случаях роль главных «революционеров» исполняли деятели, поддерживаемые Западом. И во всех случаях за этими заранее подготовленными и оплаченными – это в свое время особенно не скрывалось, - кампаниями торчали уши западных спецслужб.

Как деятели «цветных революций» ещё до конца подсчета голосов уже знали, что они «победили», так и лидер оппозиционеров Мусави ещё до обнародования результатов выборов заявил, что он «победил», и вскоре заявил о «фальсификации» результатов.

Неизвестно, какая именно цель преследовалась при выполнении теракта у мавзолея Хомейни, но террористические акты на фоне таких событий уже не новость. 1 марта 2006 г., когда в Белоруссии приближались президентские выборы (во время которых тоже была попытка осуществить «цветную революцию»), КГБ Белоруссии заявил о разоблачении планов предстоящего переворота. По этим планам в центре Минска должна была быть собрана толпа из нескольких тысяч человек, и в разгар митинга должен был произойти взрыв. «Появление крови и жертв развязывает руки организаторам акции протеста, после чего начинается захват зданий органов власти, вокзалов, перекрываются железнодорожные пути с целью полной остановки функционирования государства», - пояснил тогда глава белорусского КГБ С. Сухоренко.

Как и в случае бывших «цветных революций», оппозиционеры, точнее, пятая колонна, активно поддерживается на Западе. После разгона несанкционированной демонстрации Обама призвал власти Ирана «прекратить насильственные действия против собственного народа» и выразил поддержку оппозиции. Недовольство иранскими властями выразило и руководство Германии. 19 июня главы государств и правительств ЕС в Брюсселе осудили силовые действия против демонстрантов. Подобные «осуждения» были слышны и когда в Узбекистане был подавлен вооруженный мятеж в Андижане в 2005 г., и когда в 2006 г. в Белоруссии была подавлена неудавшаяся «цветная революция». Стоит обратить внимание и на широкие митинги иранских эмигрантов, уехавших из Ирана после Исламской революции 1979 г., во Франции, Германии и США, которые начались одновременно и в которых выражается поддержка иранской оппозиции.

В конечном счете, глава иранского МИДа М. Мотаки заявил, что Великобритания готовила заговор против Ирана два года, а перед выборами здесь приехало множество «элементов, связанных с британской разведкой».

Стоит заметить и ещё несколько моментов, которые бросаются в глаза. Как и в тех псевдореволюциях, так и теперь главными героями становятся примитивы комиксового уровня. Недавние выходки лидера оппозиционеров Мусави, что он якобы готов стать шахидом и сам где-нибудь себя взорвать, подтвержденные даже в его штабе, несомненно, являются глупостью и втиранием очков, ибо обросший жиром правый политик меньше всего будет желать рисковать своей жизнью. Но такие «героические» выходки могут подогреть экзальтированную и мало мыслящую молодежь, которая во всех «цветных революциях» была одной из главных сил, и теперь в Иране также стала одной из основных групп протестующих. Подобные крикливые выходки были слышны и со стороны дуэта Ющенко и Тимошенко во время «оранжевой революции» в Украине в 2004 г.

Уже ставшая известной запись иранской студентки от 19 июня в её блоге, в котором она писала, что в следующий день пойдет на демонстрацию и там наверняка погибнет, и что перед этим ещё зайдет в салон красоты и сделает себе узкие брови, посмотрит несколько любимых фильмов, зайдет в библиотеку и прочитает несколько стихотворений, также наводит на размышления. С одной стороны, в беспокойные периоды меньше всего хочется быть одним и люди, вовлечены в события, идет к друзьям или просто на улицу и обсуждают или участвуют в событиях. В таких периодах бывает интересно просто выйти на улицу, а не смотреть фильмы или читать стихотворения. С другой стороны, пропаганда уже давно манипулирует образами. Не исключение и западная пропаганда. В начале 90-х она прославила Фикрета Алича – молодого человека худого телосложения – из трнопольского лагеря беженцев, который был представлен как концлагерь, а сам Фикрет Алич как заключенный концлагеря. Также и в 2008 г. во время российско-грузинской войны в мире были широко растиражированы кадры с лежащей окровавленной пожилой женщиной, которая протягивала руку в камеру, но почему-то к ней не подходил ни один (!) грузинский солдат, стоявший рядом. Эти случаи чем-то напоминает и в течение одних - двух суток во всем мире растиражированная запись иранской студентки.

Уже все это говорит, что события в Тегеране являются из серии «цветных революций», т.е. дворцовых переворотов, и с революцией не имеет ничего общего. Характер волнений определяется не по тому, какое количество дыма валится над городом, а по тому, какие силы движут эти события и в каких целях. Нет сомнений, что в случае прихода к власти Западом поддерживаемый Мусави сразу начал бы проамериканскую политику, закрыл иранскую ядерную программу и начал печально известную экономическую политику по рецептам Международного валютного фонда. И в этом нет ничего не только революционного, но и вообще прогрессивного.

Также стоит обратить внимание и на то, что волнения происходят только в Тегеране, также и во время выборов Мусави в основном получил поддержку в крупных городах. Провинции, как сообщили СМИ, поддержали Ахмединеджада. Между тем, в развивающихся странах жизненный уровень больше всего поднимается в центрах, появляются большие социально-экономические различия между центрами и провинциями. В последний период развития иранского капитализма возросшая мелкая и средняя буржуазия и другие слои «среднего класса» неизбежно концентрируются в центре, в котором прозападная правая ориентация находит себе поддержку. Также стоит заметить, что, как уже говорилось, одной из основных сил протеста в Тегеране стали студенты. И можно догадаться, что вышеупомянутые слои посылают своих детей учиться в Тегеранский университет куда более активно, чем рабочие и беднота провинций. И вообще в контрастных развивающихся странах социальное расслоение бывает очень глубоким, и образование также нередко может служить показателем социального происхождения. Все это позволяет предполагать, что эти волнения вызваны далеко не социальным неравенством и другими проблемами, с которыми сталкиваются нижние слои общества, и что не эти слои устраивают волнения. Судя по тому, что штаб сторонников Ахмединеджада находится на юге Тегерана, где жизненный уровень ниже, эти слои как раз поддерживают Ахмединеджада. Наоборот, это может быть связано с недовольством усилившейся буржуазии и близких к ней слоев по поводу господства религиозного режима, его антиамериканской политики, вследствие которой этой буржуазии тяжело поддерживать связи бизнеса с зарубежьем.

21 июня, оппозиция призвала к национальной забастовке. Если такая забастовка вообще произойдет, это окончательно и ясно покажет, какие слои кого поддерживают. Тогда и можно будет дать точную оценку процессам, происходящим в Иране. Хотя, похоже, что суть приблизительно ясна уже теперь.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100