Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Жо Коттенир
«Государство излечило финансовый сектор, но теперь оно само тяжело больно»

Несколько недель тому назад различные экономисты и политики заверяли нас, что видят «первые знаки оживления экономики», а сегодня рухнули курсы на биржах и на повестке дня угроза банкротства таких стран, как Португалия и Испания и падение евро. Что еще может нас ждать?

C “Капиталом» Маркса в руке Жо Коттенир смотрит на прошлое и будущее: причины, последствия и пути решения кризиса. Он приглашает нас к марксистскому взгляду на вещи (либеральный прилагается бесплатно).

- В конце 2008 года мы думали, что нынешний кризис сравним с кризисом 30-х годов. Недавно начали говорить о «зародыше восстановления экономики». А сегодня экономы ведут речь о «двойном падении» - рецессии в форме W: в которой новый обвал экономики произойдет из-за долгов государства. Что, cовсем уже потеряли ориентацию

- Это капитализм ее потерял. В сентябре 2008 года разразился банковский и кредитный кризис, и в буквальном смысле слова вся финансовая система была на грани краха. Более чем очевидно, что как и в 1929 году, это было началом глубокого и длительного кризиса реальной экономики. Экономисты и политики провозгласили в конце 2009 года, что началось экономическое восстановление; мы уже тогда предупреждали, что это может долго не продлиться. И сейчас это становится все очевиднее. Государство излечило финансовый сектор, но сегодня оно само тяжело больно. Финансовые рынки начали настоящую волну спекуляций в отношении нескольких стран, таких, как Греция, Испания, Португалия, чтобы заставить их принять далеко идущие меры в сфере бюджета. Евросоюз тоже требует сокращения ассигнований – для спасения евро, но большая волна сокращений расходов в свою очередь вызывает очень непрочное восстановление. И вот тогда на очереди будет второе падение, которого все так боятся – второе «сжатие» экономики.

В течение какого-то времени кредиты и спекуляция могут создавать искусственный спрос и таким образом спрятать кризис в сфере производства. Но когда разрыв между мечтой и реальностью становится слишком большим, финансовые пузыри лопаются. Те, кто говорит только о финансовом кризисе, не говорят о сути дела. Если посмотреть на ситуацию в течение более продолжительного отрезка времени, мы сейчас находимся в завершающей стадии длительного периода, в котором по-настоящему перепроизводство наблюдается уже со времен экономического кризиса конца 1970-х годов. И капитал сейчас развертывает период «большой чистки» с массовым уничтожением производственных мощностей.

- Весь этот шум об экономическом оживлении - это по большей части ничем не подкрепленная болтовня, нацеленная на восстановление доверия к экономике, чтобы заставить людей раскрыть свои кошельки. Легкое оживление экономики было вызвано масштабными денежными вливаниями, осуществленными государством. По всему миру правительства начали качать деньги в экономику c целью оживления спроса: 800 миллиардов в США, 500 миллиардов в Китае, 200 миллиардов в Евросоюзе. Например, немецкий государственный план вызвал рост спроса на автомобили. Но большая часть подобных кампаний сейчас подходят к концу. Другим фактором временного восстановления экономики было пополнение запасов сырья в сфере производства после целого года сокращения этих запасов.

Но это нельзя назвать подлинным оживлением экономики. Оно может наступить только в результате подлинного роста спроса на товары и услуги. А его нет. Безработица быстро растет, покупательная способность падает. Растет волна неплатежей. Люди не уверены в будущем и экономят деньги.

По всему миру мы наблюдаем, как крупные монополии используют кризис в качестве предлога для «санирования» - массовых сокращений. Увольнения производятся не только в фирмах, терпящих убытки, но и в приносящих прибыль. Наблюдается волна банкротств и переходов фирм в другие руки. Кредитный сектор зализывает раны и стремится скорее возобновить прежние уровни своей прибыли. Проблемы части промышленного сектора в свою очередь вызывают трудности для банков, так как разорившиеся предприятия не могут выплатить свои долги. Поэтому банки не спешат выдавать промышленным предприятиям кредиты. Из-за того, какого уровня достигли государственные долги, не стоит ожидать спасения и от правительств.

-Об этом сейчас много говорят. Это становится своего рода идеей фикс: “зеленая экономика” в качестве решения экологических и экономических проблем. Практически все политические партии и международные организации, включая ООН, настаивают на заключении «Зеленой Сделки»: поддержать капитал для производства долговременной и «зеленой» продукции и одним ударом позволить экономике найти новый локомотив роста. Но, конечно, все обстоит не так просто.

-Почему нет?

До настоящего времени развитие «зеленой индустрии» остается довольно ограниченным. Эко-индустрия и услуги составляют всего 2,2% ВВП 25 cтран Евросоюза. «Зеленые» рабочие места чаще всего представляют собой не новые рабочие места, а всего лишь замену рабочих мест, ликвидированных в других секторах. Европейские профсоюзы провели исследование , cчитающееся с реальностью, в котором предсказывается на основе этого рост числа рабочих мест на основе эко-индустрии на 1-2 %.

Но в экологическом отношении все это остается намного ниже уровня возможностей и нужд, ибо погоня за прибылью, которая иногда является стимулом, часто является и тормозом. Технологические достижения находятся в руках частных монополий, и патенты прячут от конкурентов. Таким образом, к проблемам экологии нет глобального и эффективного подхода.

Если капитал ищет альтернативные источники энергии, он выбирает не самые чистые в экологическом отношении, а самые рентабельные. Сегодня снова входят в моду тепловые (угольные) электростанции. При этом обещают, что углекислота будет «складываться под землей». Другой пример – разработка огромных смоляных полей в Канаде, что очень вредно для окружающей среды.

Долговременная «зеленая» экономика для частного капитала по-прежнему остается слишком рискованным вложением и менее рентабельным без поддержки государства, чем экономика, не считающаяся с окружающей средой. Если рассчитывать только на частный капитал для перехода к «зеленой» экономике, то такой переход произойдет нескоро, если он вообще произойдет.

-Тогда не должно ли государство срочно вмешаться и поощрять развитие «зеленой» экономики?

- Cамый возмутительный пример того, что происходит, когда проблемы охраны окружающей среды отдаются на откуп рынку – это торговля правом на загрязнение атмосферы. Как это действует на практике? Каждое государство получает право на загрязнение окружающей среды, которые разделены между наиболее засоряющими ее государствами. Сталелитейное предприятие, которое выпускает больше отходов, чем ему разрешено, может сделать 2 вещи: провести сокращения или выкупить права на загрязнение у предприятий, которые выпускают не так много отходов. Так возникает новый рынок – рынок прав на выпуск в атмосферу углекислого газа, цена на которые определяется спросом и предложением. В настоящее время цена очень низкая, так как во время кризиса низкий уровень производства создает избыток таких прав на рынке. Сильно засоряющие атмосферу производства становятся такими дешевыми, что они спокойно могут продолжать засорять атмосферу. Торговля эмиссией тормозит запланированное уменьшение выбросов отходов в атмосферу.

Такая торговля всего лишь перемещает проблему, ибо она ведется с развивающимися странами. Причем речь еще не идет о различных извращениях, cвойственных для отдельных рынков.

- О каких извращениях идет речь?

-Марксисты считают, что капитализм погибнет под грузом собственных противоречий. Можно ли считать все эти кризисы признаком того, что его конец близок?

-Капитализм не рухнет сам по себе. Кризис оставил тяжелые следы, и нам предстоит период большой неопределенности, так как различные кризисы усиливают друг друга: финансовый, экономический, энергетический, демографический. Если на дворе кризис, это не значит, что не может быть временного восстановления. Капитализм ищет путей выхода из кризиса, даже если для этого понадобятся войны. Баланс сил в мире изменился, превосходство США подорвано, доллар на грани краха, идет передел власти в мировом масштабе. Это было хорошо заметно во время встречи в Копенгагене, где Китай, Латинская Америка и Африка не позволили Западу навязать им свою программу. Эволюция этих перемен определит в конечном итоге и исход кризиса.

И, конечно же, будущее этой системы определит cила трудящихся . В этом смысле подает надежду то, что растет осознание людьми того факта, что эта система должна исчезнуть и быть заменена плановой экономикой. Ибо о чем бы мы ни вели речь, мы совершенно очевидно видим катастрофы, к которым приводит погоня за прибылью, лежащая в основе капиталистической системы.

Jo Cottenier, the Workers Party of Belgium

Crisisinterview met Jo Cottenier van de PVDA-studiedienst (deel 2)

Перевод Ирины Маленко



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100