Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Александр Сивов
Маоистское восстание в Индии

Информация про то, что в засаде партизан - маоистов на востоке Индии 6 апреля погибло 75 бойцов военизированной полиции, задействованных в операции против них, обошла все мировые СМИ.

Засада партизан была организована рано утром в округе Дантевада штата Чхаттисгарх, где под их контролем находятся обширные лесистые районы. Они подорвали на пути полицейских, возвращавшихся после спецоперации, несколько бомб, после чего открыли огонь из автоматического оружия. В ходе эвакуации раненых вертолет также попал под обстрел.

Когда, путешествуя по Индии, я сказал работнику своей гостиницы, что в России почти никто не знает, что в Индии существует мощное повстанческое маоистское движение, он был изумлён – весь мир об этом знает! Восполню этот информационный пробел.

Термин Наксаль (Naxal) происходит названия деревни Наксальбари (Naxalbari), расположенной в округе Дарджилинг, на севере штата Западная Бенгалия, недалеко от непальской границы. 3 марта 1967 года, группа сторонников индийского маоиста Шару Мазумдара (CharuMazumdar) захватили запасы риса, хранившиеся у местного помещика. Мазумдар призвал индийских крестьян и низшие касты свергнуть правительство, ответственное за тяжёлую ситуацию страны. Он возглавил основанную 1-го мая 1967 г. Коммунистическую партию Индии (марксистско-ленинскую) (CPI(ML), которую часто называли партией «наксалитов». Началась долгая вооружённая борьба.

 Чару Мазумбар, революционер-коммунист (1918 – 1972)
Чару Мазумбар, революционер-коммунист (1918 – 1972)

После гибели Мазумдара 16 июля 1972 г., партия раскололось на несколько партий и групп но, в целом, движение продолжало крепнуть. Сила его заключаются в том, что Индия является очень плохо управляемой страной.  Традиций, священных коров, храмов и экзотики там слишком много, а о народе власть думает слишком мало. Для местных жителей экзотические анахронизмы зачастую являются не райским благом, каким их видят туристы, а проклятьем, которое должно быть ликвидировано.

Индия пыталась найти «третий путь» развития и социализм с собственной спецификой, что получилось там крайне плохо. Страна предельно бюрократизирована, там масса лишних чиновников, при поселении в гостинице надо заполнить подробнейшую анкету, показать визу. Полицейские и власти малооплачиваемы и предельно коррумпированы. Экономика в маразме.

«У нас в Ясалмере (областной центр в Индии) половина детей не ходит в школу, – рассказывал мне местный житель. – А в провинции вообще немногие дети туда ходят».

В свете всего этого, нет ничего удивительного в том, что часть молодой интеллигенции восприняла идеологию маоизма.

Маоисты в Индии есть как легальные, так и нелегальные. Первые даже входят в ряде индийских штатов в состав правящих левых коалиций, вторые, наксалиты, ведут «Продолжительную народную войну». В рядах последних в настоящее время насчитывается, по разным оценкам, от 9 до 20 тысяч вооружённых бойцов в индийских штатах Andhra Pradesh, Orissa, Chhatisgah, Jhakhand, Bihar, которые образуют так называемый «революционный коридор», проходящий от Индийского океана к границам Непала. На границе между штатами Andhra Pradesh и Chhatisgah, в регионе Telangana, существуют даже «освобождённые территории», полностью вышедшие из-под правительственного контроля.

Реакция властей на маоистских партизан до сих пор была достаточно спокойная. Индия – большая страна, где время от времени в разных уголках временами вспыхивали беспорядки, этнические и сепаратистские конфликты, и они иногда затихали сами по себе. Федеративное устройство страны, раздел власти между центром и штатами, а также крайняя степень бюрократизации в управлении страной привели к тому, что никто не хочет брать на себя ответственность за кровавое подавление партизанского движения и репрессии против поддерживающего его населения. Кроме того, партизаны действуют в отсталой сельской провинции и пока ещё всерьёз не угрожают центральной власти. В некоторых индийских штатах у власти находятся коммунисты, в том числе легальные маоисты, в других они выступают как влиятельная оппозиция, что тоже способствует определённой терпимости по отношению к вооружённым маоистским группам. Крупнейшая партия страны, Индийский национальный конгресс, претендует на левизну, позиционирует себя как противника глобализации и также не хочет «пачкаться». Тем временем, партизанское маоистское движение постепенно набирает силу.

В 1984 году было учреждено «Международное революционное движение», (Revolutionary Internationalist Movement,  RIM), куда входит, в частности, маоисты Бангладеш, также ведущие вооружённую борьбу, и маоистская компартия Перу (Сендеро Люминосо). Мировая пресса утверждает, что именно RIM настаивало на инициации вооружённой борьбе в Непале в связи с тем, что топография благоприятствовала партизанскому движению, и что оно помогло маоистам этой страны начать вооружённую борьбу и победить. Маоисты Непала, которые ещё недавно брали пример со своих более опытных индийских товарищей, сегодня, наоборот, вдохновляют индийских наксалитов перспективой близкой победы.

В настоящее наксалиты, в основном, представлены двумя крупнейшими и близкими по духу партиями: CPI Maoist и CPI (ML) Janashakti.  

Три года назад я брал интервью у Дэв Гурунга (Dev Gurung), члена Центрального комитета Коммунистической партии Непала (маоистской). Учитывая теснейшую связь непальских маоистов и наксалитов, можно рассматривать его мнение не как личное, и не только по отношению к Непалу, но отражающее коллективную позицию маоистов Южной Азии и Международного революционного движения:

Мы хотим социалистической революции в её новой, демократической форме. Мы рассматриваем российскую революцию 1917 г. и китайскую 1949 г. как модели, но не копируем их, а стремимся к революции нового времени, к Народной демократии. В нашей специфической ситуации мы ищем новые пути, новые решения, новые установки, стремимся к полноценной демократической системе, хотим дать права рабочим и крестьянам.

Сегодня, в условиях однополярной империалистической системы, нельзя ориентироваться на российскую или китайскую модель. Кроме того, последняя была связана с личностью Мао, с его линией.

У нас существуют общие цели и задачи: совместные действия со всеми прогрессивными силами для противостояния американскому империализму.

Наша революция нам видится не как российская, китайская, вьетнамская, камбоджийская, лаосская и иная, но как ответ на нашу ситуацию, с учётом наших условий.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100