Лефт.Ру |
Версия для печати |
Правая оппозиция готовится к приближающимся сентябрьским выборам сразу на нескольких направлениях. Одно из них — экономический саботаж, другое — маневрирование правых элементов в рядах самого боливарианского движения. Все это приводит к дальнейшей радикализации левых.
Новости из Венесуэлы показывают, что контрреволюционные силы организуются для новой затяжной войны против боливарианского правительства. На фоне глубокого экономического спада недавно проявились новые подвижки на политическом поле, которые могут оказаться решающими в предвыборный период.
“Голубые чависты»
Около трех недель назад губернатор провинции Лара — Анри Фалькон- решил покинуть ряды PSUV (социалистической партии), после долгого спора с Чавесом. Тот обвинил его в близости к буржуазии Лары, и в недостаточной верности интересам рабочих и молодежи провинции. Фалькон в ответ хлопнул дверью и присоединился к PPT (Patria Para Todos), небольшой партии, поддерживающей правительство, но не вошедшей в PSUV, когда та была сформирована в 2007 году. С тех пор он пытался ставить Чавесу палки в колеса, призывая к «примирению» и «диалогу» с оппозицией.
Фалькон разводит демагогию насчет необходимости «терпимости». «Революционер обязан наводить мосты, а не жечь их, и не отрицать право людей принадлежать к политической партии по своему выбору»(1), - заявил он. Хотя он пытается собрать мелкобуржуазные элементы и средний класс под свое знамя «демократии» и «свободы партий» (странный призыв, так все это в наличии в Венесуэле), на самом деле Фалькону не по нраву недавние обвинения со стороны Чавеса о союзе с буржуазией.
14 марта Чавес упомянул Фалькона в еженедельной передача «Алло, президент». Он выражался очень резко, не только о губернаторе Лары, но о венесуэльской буржуазии как классе:
«Наша революция не собирается договариваться с буржуазией. С венесуэльской буржуазией нет никакой возможности договориться. Никакое соглашение невозможно ни сейчас, ни после, и всякий, кто считает, что это возможно, должен немедленно покинуть наши ряды.
Вот почему стоит вопрос о губернаторе Лары, о чем я вчера решительно говорил в Баркуисимето (центр провинции Лара-пер.) . Потому, что происходит множество махинаций, которым служит губернатор и служит PPT. Это печально, но факт. «О, нет, мы вместе с Чавесом». Это ложь. Это буржуазия стоит за этими играми. Разве вы не видите, что буржуазия аплодирует губернатору Лары? Почему они на него не нападают?Потому, что за нашей спиной обделываются делишки.» (2)
В этом все дело. Факт, что большинство правых газет было в восторге от дезертирства Анри Фалькона. Фалькон и PPT уверяют всех, что остаются «голубыми чавестами», что означает более терпимый вариант чавизма, в отличие от самого президента. Но все это - ширма, за которой они пытаются скрыть разрыв с Чавесом и реальную борьбу за совершенно другие цели: контрреволюцию под маской демократии.
В недавнем интервью изданию Últimas Noticias (3) генсек PPT Хосе Альборнос сказал, что жалеет о том, что люди вроде Исмаэля Гарсии и его партии PODEMOS покинули стан революции, потому, что внутри его они могли бы пользоваться куда большим влиянием. Он считает всего лишь достойной сожаления ошибкой, результатом «ярых, неконтролируемых чувств» то, что привело PODEMOS к предательству революции во время подготовки к референдуму 2007 о конституционной реформе!
Ну и логика! На самом деле Исмаэль Гарсия и его партия PODEMOS никогда не были революционерами, а только социал-демократами, которые на время цеплялись за коалицию с Чавесом, чтобы затормозить ход революции. Но даже ограниченная конституционная реформа была для них слишком крепким орешком, так что они решили присоединиться к оппозиции, то есть — открыто перейти в лагерь контрреволюции, и проводить антикоммунистическую кампанию против одобрения конституции на референдуме. Но для Альборноса это все было только «недоразумением»!
На самом деле Альборнос говорит, что его партия пытается сделать то же, что PODEMOS (а до этого — MAS) — застопорить революцию и заключить сделку с правящим классом. Другими словами, он — представитель пятой колонны в революции. Многие рядовые члены PPT поняли это. Более 200 из них решили покинуть эту партию и вступить в PSUV. Но, с другой стороны, Альборнос сообщил, что после вступления в партию Фалькона, заявления о приеме подали 20 000 человек Нет сомнения, к какому классу принадлежат эти 20 000. Это мелкобуржуазные слои и буржуазия, которая пытается избавиться от Чавеса и от революции.
За последние годы мы наблюдали длинную процессию ренегатов, переходящих на другую сторону: Ариас Карденас (которые затем «вернулся» в 2006 году), MAS, Пабло Медина, Луис Микуэлена, Бадуэль, Исмаэль Гарсия и PODEMOS, и многие другие. Но на этот раз, похоже, Фалькон сумеет организовать более широкие слои недовольных представителей среднего класса и буржуазные элементы под знаменем «голубого чавизма», «терпимости» и « примирения».
Контрреволюция организует беспорядки и насилие.
К этому следует добавить, что в последнее время оппозиция активно занимается саботажем и подстрекательством при малейшей возможности. В январе студенты-оппозиционеры из среднего класса проводили демонстрации с применением насилия под предлогом якобы закрытия RCTV (телеканала, который прекратил вещание на время потому, что его частные собственники не желали уважать конституционные правила Венесуэлы). Их деятельность привела к убийству одного студента-чависта в Мериде и нескольким раненым по всей стране.
Затем 21 марта мы наблюдали 36-ти часовую «забастовку» транспортников в Каркасе. На деле это был локаут, когда частные владельцы транспортных средств решили перекрыть движение. Но рабочие, организованные в Объединенный транспортный профсоюз Каракаса, во главе с председателем Рикардо Манбелем, отвергли локаут, и большинство водителей автобусов все равно вышли на работу. Только 5% рабочих присоединились к забастовке (4), и все шло более-менее как обычно. Так что эта хозяйская попытка позорно провалилась. Так же, как и в случае локаута в декабре 2002 года, действия рабочего класса спасли положение.
Другой ключевой аспект попыток контрреволюционеров дестабилизировать страну - продолжающиеся саботаж и спекуляция в продовольственном секторе. Недавнее расследование (5) показывает, что степень разнообразия пищевых продуктов снизилась больше всего накануне конституционного референдума 2007 года, который Чавес проиграл с небольшим перевесом в пользу оппозиции, в то время как уровень дефицита продовольствия был наивысшим.
Это, разумеется, не было простым совпадением. Капиталисты в продовольственном секторе предприняли сознательные, и успешные, действия, чтобы сбить с толку, раздражить и деморализовать массы, которые ранее голосовали за Чавеса. Они знали, что не смогут мобилизовать массы голосовать за оппозицию, так что они решили деморализовать их. Именно так и вышло — почти три миллиона боливарианцев воздержались от голосования, что дало небольшой перевес эскуалидос(«слабаки» — противники Чавеса -пер.) Дефицит продовольствия в Венесуэле — часть хорошо организованной и мощной контрреволюционной кампании.
Существует возможность повторения этого сценария накануне парламентских выборов в сентябре, так как оптовая торговля и рынки все еще в руках капиталистов. Чавес пытается расширить сеть государственной продовольственной торговли Mercal, но общий объем их оборота составляет не более 7% всего наличного продовольствия. (6) Они просто не состоянии компенсировать колоссальный ущерб от припрятывания, спекуляции и высокой инфляции во всем частном продовольственном секторе.
Главная проблема имеет две стороны: частный продовольственный сектор остается по большей части незатронутым (за небольшим исключением вроде Éxito и Cargill) , а также не существует монополии внешней торговли. С другой стороны, производство продовольствия в стране остается слабым, и земельная реформа 2001 не привела к серьезному перераспределению земли в пользу беднейшего крестьянства. Те, кто и впрямь получили участок, во многих случаях не могли добиться обещанных дешевых кредитов, и земля остается необработанной.
Логический вывод из этого — частная собственность в производстве продовольствия, его переработке и распределении прямо противоречит демократической воле большинства венесуэльцев. Единственный путь решить эту проблему (которая представляет смертельную угрозу революции) — экспроприация этого сектора и передача его под демократический контроль рабочих, потребительских и крестьянских кооперативов, чтобы они могли планировать его в соответствии с интересами большинства, и положить конец контрреволюционному и антидемократическому саботажу.
Парламентские выборы
Густаво Тарре Брисено — заядлый контрреволюционер и бывший руководитель социал-христианской партии COPEI - недавно сказал, что «правительство настолько плохо, что возможно на самом деле победить на выборах». Ясно, что это — грубое преувеличение, при котором реальность ставится на голову. Правительства четвертой республики были гнусными защитниками капитала и служили продолжению эксплуатации огромного большинства — рабочих и бедноты. Чавес первым порвал с этим.
Другое дело, и это правда, что многие реформисты и бюрократы в окружении Чавеса неспособны решить самые насущные проблемы Венесуэлы, такие как электроэнергия, жилье, дефицит продовольствия и неуверенность масс. Главная причина этого - их боязнь порвать с капитализмом и частной собственностью.
В том же самом интервью(7) Тарре Брисено разъяснил стратегию оппозиции. Он заявил, что даже в случае, если оппозиция не получит большинства в Национальной ассамблее, «парламент превратится в центр общенациональных дебатов» и это «станет значительной переменой». В этом видна перспектива контрреволюции. Даже если они сумеют победить в, скажем, 40%, они смогут использовать своих депутатов для того, чтобы остановить или замедлить действия правительства. Они отправят своих представителей по всей стране — мобилизовывать неустойчивые массы мелкой буржуазии и средних классов. Это — первая часть плана, чья цель — избавится от Чавеса и похоронить революцию.
В той же передаче «Алло, президент», в которой Чавес нападал на Фалькона и заявлял, что никакое соглашение с правящей элитой невозможно, он снова подчеркнул необходимость покончить с капиталистическим государством и критиковал тех, кто выступает за «рыночный социализм», новейшая песня реформистов в боливарианском движении. Эти идеи соответствуют критическому настроению, формирующемуся среди рядовых членов PSUV.
В этих условиях идеи Маркса оказываются востребованными. Недавно ассамблея народных движений в Каракасе приняла предложенную программу для PSUV, представленную марксистами, и в результате она была распространена для дискуссии между всеми депутатами конгресса. Те же самые идеи были с энтузиазмом встречены на собраниях Juventud Bicentenaria — нового объединенного фронта революционных молодежных организаций. Это подтверждает, что партийные массы будут продолжать борьбу за перемены в PSUV и превращение ее в орудие полной и окончательной победы революции.
Каракас, 25 марта 2010
Примечания
1)Últimas Noticias, 21 de Marzo de 2010, pag.16
2)Aló Presidente, No. 35. Reproduced in Debate Socialista, 21 de Marzo, pag. 8 www.debatesocialista.org
3)Últimas Noticias, 16 de Marzo de 2010
4)Correo de Orinoco, 23 de Marzo de 2010, pag. 2
5) Статистические данные изCorreo de Orinoco, 21 de Marzo de 2010, pag. 6
6)Venezuelanalysis, http://venezuelanalysis.com/news/5204
7)Últimas Noticias, 21 de Marzo de 2010, supplemento dominco, pag. 6-7
8)Venezuelanalysis: http://venezuelanalysis.com/analysis/5116
Перевод с английского Аллы Никоновой
Оригинал на http://www.marxist.com/venezuela-counter-revolution-throws-down-new-challenge.htm
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |