Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Карлос Приэто
Рэмбо, вооруженная рука Рейгана

Рейганизм породил тип кинолент в стиле «экшн». Сегодня они вновь входят в моду.

Сначала вновь стала модной  «Мовида» («La Movida» - широкое т.н. «контркультурное» движение в Испании 80-х годов, прим. перев.) Потом телесериалы нашего детства, британский техно-поп, начёсы, кожаные куртки…и вот теперь возвращаются герои боевиков 80-х, объединённые Сильвестром Сталлоне в «Неудержимых», -  киноленте, выходящей на экраны сегодня. Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Дольф Лунгрен и компания возвращаются под командованием человека, царствовавшего 25 лет назад под именем Джона Рэмбо.

С той безнаказанностью, что даёт прошедшее с тех дней время, ностальгия по 80-м охватывает всё и вся. Всё - поскольку феномен переходит границы сектора популярной культуры. Венецианский Фестиваль отметил в прошлом году Сталлоне за «исследование наиболее светлых  и наиболее тёмных сторон американской мечты». Критики давно отмечают, что старые фильмы Сталлоне обладают большей кинематографической силой, чем казалось. И сегодня некоторые приветствуют новый фильм Сталлоне -  историю группы наёмников, отправляющихся в латиноамериканскую страну (по косвенным признакам, на которые указывают ряд комментаторов, как то красные армейские береты противников всей этой гоп-компании,  речь идёт о Венесуэле – прим. перев.), чтобы свергнуть диктатора просто ради приятного развлечения, без больших претензий. Всё это легко понять.

Но можем ли мы радоваться голливудским боевикам 80-х, не принимая во внимание идеологический фон, их породивший?  Да, можем, однако, делая это, мы также возрождаем политическое наследие Рейгана, не отдавая себе в этом отчёта.  А это уже отнюдь не так безобидно

«Посмотрев «Рэмбо» однажды, я знаю, что сделаю в следующий раз». Это сказал Рейган 30 июня 1985 года, после объявления об освобождении 39 американских заложников в Бейруте. То, что грозился сделать Рейган в следующий раз, было уничтожение похитителей, бесследно бежавших из Бейрута. Вторая часть саги о Рэмбо, снятая Джорджем П. Косматосом, стала идолищем для многомиллионных масс (рабочих! - ред.) еще за месяц до выхода на экран. Но способность Рейгана включать в свои речи заигрывания с поп-культурой не должны обмануть нас: не Рэмбо вдохновил Рейгана, а наоборот.

В течение второй половины семидесятых, выпавших на президентство демократа Джимми Картера, носившего титул «слабого» президента, голливудские картины отражали тревогу той эпохи, отмеченной поражением во Вьетнаме и Уотергейтским скандалом. «Возвращение» (1978, реж. Хэл Эшби), «Охотник» (1978, реж. Майкл Симино), которые напрямую обращались к психологическим травмам ветеранов Вьетнама, взяли все что можно на церемонии вручения Оскаров того года.  Тем временем, такие фильмы, как «Таксист» (1976, реж. Мартин Скорцезе) или «Сеть» (1976, реж. Сидней Люмет), жестоко высветили кризис станы, которая, казалось, разлагается. Система не заслуживала доверия.

Но появление Рейгана в 1981-м одним росчерком перечеркнуло пессимизм. Минуты спустя после своего вступления в должность он разрешил кризис с заложниками в Иране (66 американцев были похищены в ноябре 1977-го), который расшатал администрацию Картера. Рейгану сопутствовала удача, и он казался неуязвимым: через два месяца он пережил покушение. Помимо этого он вооружался до зубов: сократил все возможные социальные программы, зато увеличивал военный бюджет каждый год в течение всех своих восьми лет президентства. И щедро финансировал антикоммунистические герильи в Никарагуа, Сальвадоре или Афганистане. Коммунисты уже не могли преподать новый урок США.

Но чтобы поднять дух нации, необходимо было раз и навсегда покончить с синдромом Вьетнама. И Голливуд должен был сыграть в этом главную роль.  Статистика военных фильмов и боевиков во времена правления Картера и Рейгана точно отражает смену идеологического курса. «Постоянные нападки Рейгана на «Империю Зла» (советский блок) воспроизводились в Голливудских фильмах», - объясняет Самуэль Е. Росси, автор диссертации на данную тему. «Многие американцы видели в Рейгане того крестоносца, который никогда бы не допустил поражения США, если бы он был президентом в годы войны во Вьетнаме. Пересматривая историю, некоторые фильмы настойчиво убеждают зрителя, что если бы война продолжилась в годы Рейгана, Америка смогла бы добиться победы», - считает он.

Смена курса.

Во время своего первого срока, в речи на Арлингтонском военном кладбище Рейган заявил, что «ветераны Вьетнама никогда не были побеждены». Да ну? Если только войну проиграли бюрократы из Вашингтона со своими безмозглыми решениями. Так Рейган одним выстрелом убил двух зайцев: вернул солдатам потерянную гордость и переформулировал свою теорию, по которой «вся проблема в правительстве» (читай – что надо отдать всё на волю рынка, дабы американцы смогли стать – ха, ха, ха – более свободными). Машина неолиберализма набирала обороты. Ревизионизм в отношении Вьетнама тоже. И Голливуд принял это к сведению.

Волна фильмов, в которых ветераны едут воевать в джунгли по мотивам скорее паломническим, затопила кинотеатры Соединенных Штатов. В фильме «Больше, чем цена» (1983, реж. Тэд Котчефф) отставной полковник Кэл Родс (Джин Хэкман) возвращается во Вьетнам, чтобы спасти своего сына, произнося такие фразы, как «в этот раз никто не сможет оспорить то, что мы всё делаем правильно» (где «никто» может обозначать проклятых хиппи семидесятых). Не говоря уже о неописуемых «Пропавший в бою» (1984, реж. Джозеф Кито) и «Пропавший в бою - 2» (1985, реж. Лансе Хул), с обезумевшим Чаком Норрисом, крошащем коммунистов и «желтых», точно капусту.

«От раскаяния и психологического кризиса кинолент семидесятых мы пришли к героям, гордым за то, что они делали», - говорит Росси. «Кинематографические попытки преодолеть Вьетнамский синдром продемонстрировали неспособность США смириться с поражением и извлечь урок об ограниченности своей военной мощи», - добавляет эссеист Дуглас Келлнер.

Апофеоз пришёлся на 1985 год с выходом второй части саги о Рэмбо. Военные вытащили Рэмбо из тюрьмы для того, чтобы отправить его во Вьетнам с целью узнать о том, остались ли там живые военнопленные.

Он не будет себя вести как послушная марионетка: убив несметное множество вьетнамцев и «совков», он также найдет время, чтобы бросить вызов разным бюрократам из  Вашингтона. Некоторые трактуют это как признак бунта против Системы, однако это есть ни что иное, как перевод на язык кино ревизионистских рейгановских теорий о Вьетнаме – справедливой войне, проигранной из-за некомпетентности и коррупции отдельных функционеров проклятого правительства.

В конце киноленты, Джон Рэмбо, в противоположность солдатам из фильмов семидесятых, даёт ясно понять, что готов умереть за страну ещё раз. История переписана. «Если бы Рэмбо пришёл в кинотеатры 10 лет назад, после падения Сайгона и позора Уотергейтского скандала, то его бы грубо и насмешливо выкинули оттуда за нелепость. Тогда юмор был ядовито-антивоенным, но теперь всё изменилось», - можно прочесть в «Пипл» за 8-е июля 1985 года.

Третий Рэмбо, снятый Питером Макдональдом, вышел на экраны  1988-м. Сюжет фильма был весьма оригинален: теперь Джон Рембо жил в буддистском храме в Тайланде и больше интересовался медитацией и жизнью в союзе с природой, нежели войной. Его совершенно случайно впутали в войну в Афганистане, где он убил несметное количество русских и вооружил до зубов моджахедов (талибов, чтобы было понятнее). Такая вот геополитическая метафора последствий внешней политики Рейгана.

«Многие из этих фильмов вдохновлены речами Рейгана, приспосабливая их под кинематографический формат. Слыша, как Рейган в своих речах демонизирует русских, мы видим Рэмбо, убивающего их. Схожесть риторики Рейгана и действий Рэмбо сделали возможным их усвоение массами», - заключает Росси. Джон Рэмбо был вооруженной рукой Рейгана. Да здравствуют восьмидесятые!

 

Перевод Павла Барабанова

Газета  "Publico” (Испания)

http://www.publico.es/culturas/331972/ramb/brazo/armado/reagan

 



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100