Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Марла Дикерсон
Университет Франциско Маррокин – бастион либертарианства в Центральной Америке

 

 

Статья сама по себе весьма сдержанная, однако, она вызвала переполох в Гватемале, словно там обнаружили Викиликс. Дело в том, что в Гватемале пока еще не принято говорить правду, а после гражданской войны люди еще не определились, каким курсом пойдет страна. Как следует из статьи, американцы опять перетягивают одеяло и сферу влияния в свою сторону. Есть в этой статье и другие моменты - очень очевидные для тех, кто понимает обстановку. Обстановка такова, что непотопляемые авианосцы США - Гондурас и Гаити - уже два раза и самое главное - совсем недавно - вырывались из сферы влияния (лет шесть назад прогрессивные реформы на Гаити - и там убрали президента Аристида; три года назад попытка реформ в Гондурасе - и там убрали Мануэля Селайю). Поэтому контроль над ситуацией в Гватемале для США жизненно важен. Для этого там насаждают культ Айн Рэнд и идеологию свободного рынка. В то же время, в соседней Мексике такая политика не пройдет - Мексика имеет сильные традиции социалистической борьбы, поэтому главный центр антикоммунизма переместился на Гватемалу, а такие университеты, как описанный в статье, являются проводниками влияния США.

 

 

 

Левая идеология все более и более популярна в Латинской Америке, но она никогда не ступит на зеленые лужайки университета Маррокин, что в городе Гватемала, Гватемала.

 

Вот уже почти сорок лет, как этот частный колледж является цитаделью свободной экономики. Над университетской столовой колышутся баннеры с цитатами из «Богатства народов» Адама Смита, демонстрируя его самого в напудренном парике и с невидимым указующим перстом.

 

Каждый студент университета, независимо от курса, должен изучать рыночную экономику и философию индивидуализма, которую когда-то провозгласили отцы-основатели Соединенных Штатов, и которая гласит: «Жизнь, свобода и достижение благополучия».

 

К университетской стене примыкает скульптура, увековечившая героя Айн Рэнд - «Атланта, расправившего плечи». В минувшем году студенты университета отметили пятидесятилетие выхода этой книги конкурсом сочинений, а призовой фонд в 200 долларов вполне соответствовал духу этого произведения, где продвигается мысль о том, что общество должно поощрять свободных предпринимателей, а не наказывать их налогами и обязательствами.

 

«Бедные вовсе не потому бедны, что другие богаты» - говорит Мануэль Франциско Айяу-Кордон, старый сварливый бизнесмен и закоренелый антикоммунист, который основал этот вуз. «Это вам не игра в крестики-нолики».

 

Итак, добро пожаловать в частный либертарианский университет Гватемалы, который еще в 1972 году был основан Мануэлем Айяу в пику тому «социализму», который якобы преподавали в крупнейшем государственном вузе Гватемалы - университете Сан-Карлос. Новое учебное заведение было названо в честь Франциско Маррокина - известного миссионера колониальной эпохи, который стремился освободить коренное население Гватемалы от владычества испанцев.

 

Айяу считал, что университеты должны оставаться в стороне от политики и «быть выше конфликтов своего времени» - а это, согласитесь, маловыполнимая задача, особенно в то время, когда Гватемалу раздирал внутренний конфликт гражданской войны.

 

Началом гражданской войны в Гватемале считается организованный при помощи ЦРУ военный переворот 1954 года, когда от власти был отстранен законно избранный президент Гватемалы Хакобо Арбенс-Гусман, предложивший проект передачи крестьянам сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали крупнейшему землевладельцу Гватемалы – американской компании Юнайтед Фрут. В Вашингтоне аграрная реформа Хакобо Арбенса вызвала нешуточные опасения, что Гватемала может встать на путь социалистического развития и превратиться в союзника СССР. Насильственный переворот и смещение Арбенса послужили сигналом к развертыванию кровавого внутреннего конфликта, который длился почти четыре десятка лет.

 

Во время гражданской войны, когда университет Сан-Карлос активно поддерживал левых повстанцев, в университете Маррокин продолжали проповедовать неприкосновенность частной собственности и главенство закона. В качестве официального цвета для своего университета Айяу весьма двусмысленно избрал красный цвет, при этом подводя теорию о том, что коммунисты якобы «самовольно экспроприировали красный цвет, и мы не должны позволить им окончательно завладеть им». На церемонию открытия университета его основатель под академический плащ надел пуленепробиваемый жилет.

 

Когда в 1996 году в Гватемале были, наконец, подписаны мирные соглашения и напряженность жизни стала постепенно спадать, радикализм взглядов самого Айяу ничуть не уменьшился – теперь его в открытую стали называть «старым скрягой» и «Мусо» - так когда-то в Италии сокращенно называли Бенито Муссолини. Второразрядный вуз, который основал Айяу, теперь считается одним из лучших в Центральной Америке, а его основатель по-прежнему эпатирует обедневшую нацию своей непоколебимой верой в свободные рынки, личную свободу, невмешательство государства и «отсутствие привилегий для кого бы то ни было». 

 

Некоторые левые деятели называют Айяу лакеем правящих классов, который умело внушает неолиберальные идеи детям горстки богачей, по-прежнему заправляющих в Гватемале. С другой стороны, постоянно публикуемые в передовицах разглагольствования Айяу о засилье олигархов и вмешательстве государства в экономику не на шутку раздражают уже и консервативную элиту страны. Похоже, самому Айяу нравится делать выпады с противоположных политических полюсов – так он повышает шанс того, что его вообще услышат.

 

«Идеи всесильны. Мы развиваемся! » - заявил Айяу во время своего последнего визита в одну из аудиторий университета, которую назвали в честь почившего столпа свободного рынка – американского экономиста Мильтона Фридмана. Действительно, неугасимый пыл Айяу довольно неожиданно привлекает в Гватемалу разного рода светил капиталистической идеологии.

 

Сам Фридман, экономист чикагской школы, когда-то был одним из четырех нобелевских лауреатов в области экономики, читавших лекции в Университете Маррокин. Кроме того, университет присудил почетное докторское звание издателю-миллионеру Стиву Форбсу и Ти Джей Роджерсу, экстравагантному руководителю корпорации Cypress Semiconductor. Также, в текущем году в кампусе университета чествовали Джона Штосселя, ведущего программы ABC News' "20/20," - более за его идеологические взгляды, чем по случаю присуждения ему награды Эмми.  Убежденный либертарианец, Штоссель получил в университете самый теплый прием за свои выпады против государственного регулирования экономики. Под нарастающие аплодисменты Штоссель заявил: - «Мы здесь отмечаем главный лозунг этого университета – что экономическая свобода делает жизнь каждого человека лучше».

 

Несмотря на все это, со стороны своего заднего двора университет Маррокин выглядит вовсе не так успешно.

 

В настоящее время более половины из тринадцати миллионов населения Гватемалы проживают в бедности – даже Намибия и Ботсвана опережают Гватемалу по индексу экономической свободы от Heritage Foundation. По данным негосударственной организации Transparency International, Гватемала считается одной из самых коррумпированных стран западного полушария. Земельные угодья Гватемалы сосредоточены в руках небольшого круга владельцев, а главные отрасли промышленности – такие как сахарная – контролируются всесильными олигополиями, которые навязывают высокие цены обедневшему местному потребителю. «Они ненасытны!» - отзывается о них Айяу.

 

Сам Мануэль Айяу любит говорить о своих небольших достижениях.  Выпускники университета Франциско Маррокин стали главными архитекторами дерегулирования телекоммуникационной отрасли, которое имело место в 1996 году.  В настоящее время страна может похвалиться конкурентоспособным сектором с наиболее дешевыми тарифами по Латинской Америки, и около трех четвертей населения имеют мобильные телефоны. 

 

«Университет Францицко Маррокин – это жемчужина здешних мест», - сказал однажды Дональд Бодро, приглашенный лектор и экономист из университета Джорджа Мейсона.  «У университета безукоризненная репутация».  Этой репутацией, столь высокой в либертарианских кругах, университет всецело обязан только самому Мануэлю Айяю, одновременно несносному и обаятельному старику, который вовсе не выглядит стариком в свои 82 года.

 

Айяю родился в семье, принадлежащей среднему классу Гватемалы, и провел большую часть своей юности в Соединенных Штатах, куда его мать переехала вскоре после смерти отца. Он посещал католический университет в Бельмонте, Калифорния а затем направился в университет Торонто, где обучался по специальности химическое машиностроение. Вскоре он бросил учебу, почитав книгу Айн Рэнд «Источник», где главный герой романа, Говард Рорк, изгонялся из архитектурной школы за отказ подчиниться установленным правилам.

 

«Читая книгу Рэнд, я осознал… что начал жизнь неправильно», - сказал Айяю, и добавил: - «Я должен изучать то, что мне нравится, а иначе из меня не выйдет никакого толку». 

 

В конечном итоге, Айяу все же получил диплом по механическому машиностроению в государственном университете штата Луизиана в США, и затем вернулся в Гватемалу, чтобы работать на принадлежащей его семье компании промышленного газа. Он вошел в состав делового совета, лоббировавшего правительственные структуры по различным вопросам. В сложившейся в стране ситуации, где преимущество отдавалось лишь отдельным людям и отраслям, не было перспектив для общего роста для страны, и Айяу заинтересовался тем, какую роль может играть государство в повышении уровня благополучия каждого своего жителя.

 

Этот интерес подвиг его на изучение экономики. Первой книгой, заинтересовавшей Айяу, стал бестселлер гарвардского экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта «Общество изобилия», впервые опубликованный в 1958 году. Давний советник партии демократов, Гэлбрейт считал, что государственные отчисления на здравоохранение, образование, инфраструктуру и программы по борьбе с бедностью являлись необходимыми для общественного благополучия. По словам Гэлбрейта, «богатство – это самый непримиримый враг пониманию». Айяю вспоминает, что такая позиция автора книги его вовсе не убедила: «Я прочел две страницы этой книги и сказал себе – этот мужик явно чокнутый».

 

Вскоре Айяю прочел буклет Людвига фон Мизеса, члена австрийской экономической школы.  Фон Мизес, которого считают отцом современного либертарианства, совершенно нетерпимо относился к вмешательству государства в экономику, и полагал, что открытые рынки, индивидуальный выбор, частная собственность и главенство закона являются залогом процветающего общества.

 

Эти идеи нашли живой отклик у Мануэля Айяу. Он прочел все, что мог найти у Мизеса, Фридриха Хайека и других австрийских экономистов. Вскоре Айяу организовал небольшой дискуссионный клуб среди своих гватемальских друзей, а затем направился в Нью-Йорк, чтобы прослушать курс лекций при Фонде по экономическому образованию, который считался ведущим исследовательским центром по вопросам свободы рынка. В Нью-Йорке Айяу встретил самого фон Мизеса и других авторов, чьи работы он в свое время штудировал. По приглашению Айяу, некоторые экономисты вскоре даже посетили Гватемалу, где провели беседы с небольшим кругом местных приверженцев свободного рынка. Этот круг единомышленников вскоре стал называть себя Центром экономических и социальных исследований.

 

Центр публиковал буклеты, писал передовицы для газет и проводил семинары. Однако через некоторое время в Центре стали осознавать, что двигателем реформ всегда является молодежь. Мысль эта и привела к основанию такого университета, где обучали бы естественному праву и законам рыночной экономики. Таким образом, в 1971 году был основан университет Франциско Маррокин, где год спустя четыре десятка студентов приступили к занятиям в арендованных помещениях.

 

В настоящее время в университете обучаются 2.700 студентов по восемнадцати специальностям, включая журналистику, архитектуру и медицину. Все студенты говорят по-английски и живут в современном и красивом кампусе. Требования к поступлению очень суровы, как и методы обучения. Плата за обучение, самая дорогая в Гватемале, составляет 8.000 долларов в год, что в три раза выше, чем годовой доход на душу населения по стране. Однако президент университета Жанкарло Ибарген говорит, что высокая плата за обучение вполне оправдана - после окончания университета выпускника ждет гарантированное трудоустройство.

 

В университете нет ни спортивных команд, ни утвержденных правил найма или поступления – преподаватели могут забыть о постоянном месте в штате, ибо такового не предусмотрено. То же можно сказать о праве студентов на протесты или сидячие забастовки, столь характерные для других государственных университетов Латинской Америки. Айяю говорит по этому поводу: - «Если не нравится наше – идите в другой магазин», то есть, если студенты университета Франциско Маррокин недовольны продуктом который они получают за свои деньги, то они вольны обучатся в другом месте – там, где захотят.

 

Жесткие правила пребывания в университете, который сам себя любит называть себя

«Домом Свободы», постоянно служат мишенью для критиков. Марио Роберто Моралес, известный гватемальский интеллектуал и писатель, так отзывается об университете: «Они насаждают дисциплину… и то единообразие мысли и догмы, которое заставляет выпускников полагать, что они являются единственными носителями истины. Истина, однако, состоит в том, что данный университет существует для того, чтобы вселить определенные доктрины в сознание детей олигархов».

 

Двадцатичетырехлетняя студентка Андреа Гандара, которая специализируется в политологии, не согласна с таким утверждением. Будучи сама родом из среднего класса, она уверяет, что ее преподаватели одинаково критикуют как меркантилизм, так и социализм. Гандара говорит, что она хотела бы донести знания, полученные в университете, до более широкой аудитории, особенно до беднейших гватемальцев, которых, как она считает, элита уже давно списала со счета, и поэтому они якобы легко ведутся на социалистическую риторику. Гандара мечтает сделать карьеру, и стать президентом Гватемалы.

 

«Люди вовсе не глупы», - говорит она. – «Они хотят делать деньги. Они хотят иметь больше возможностей. Мы тут критикуем капитализм, но мы даже не знаем, что он собой представляет. Я хочу быть частью движения, которое переменит образ мысли людей».

 

Перевод Таракихи

 

Оригинал находится на: http://www.latimes.com/news/nationworld/world/latinamerica/la-fi-guatemala6-2008jun06,0,1235985,full.story

 



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100