Лефт.Ру |
Версия для печати |
11 октября 2011
После 11 сентября 2001 года я то и дело слышу от возмущенных американцев: вынь да положь им прогрессивный ислам, хотя невозможно представить их требующими тех или других перемен в иудаизме, например. Томас Фридман (обозреватель газеты Нью-Йорк Таймс, сионист -пер.) призывает к войне «внутри ислама» и написал целую кучу на эту тему. Но кому какое дело до того, что пишет Томас Фридман...
Призывающие реформировать ислам не обращают внимания на то, что прогрессивный и реформистский ислам существует уже с 50-60-х годов. Это был ислам, который поддерживала и распространяла египетская власть при Насере.
С тех времен и на протяжении почти всей холодной войны в исламе шла гражданская война: Саудовская Аравия и прочие проамериканские диктатуры Ближнего Востока поддерживали и распространяли реакционный и консервативный ислам, определяемый по образцу ваххабизма — одного из самых нетерпимых и сектантских религиозных течений ислама.
С другой стороны, Насер пропагандировал совершенно другой вид ислама. Это был ислам, поддерживающий равноправие полов, он выдвигал женщин и боролся с обскурантизмом. Насер с помощью своего союзника муллы Махмуда Шалтута использовал высший религиозный орган Египта - университет Аль-Азхар — для борьбы за реформы и просвещение в исламе.
Именно при Насере Аль-Азхар стал принимать женщин-студенток, и прекратил практику «такфира» (объявление неверными) шиитов.
Шалтут и Насер никогда не проводили различий между шиитами и суннитами (невозможно представить Насера даже использующего подобные выражения, поскольку он избегал любого сектантства, говоря о мусульманах и христианах). Но против Насера была не только Саудовская Аравия со своими нефтяными деньгами. Ему пришлось также противостоять властям США и Запада.
Служа Израилю и учитывая свои интересы в холодной войне, США поддерживали реакционные течения ислама и создание мусульманских организаций Саудовской Аравией, потому, что США куда больше опасались коммунистов и левых.
США яростно боролись против прогрессивного ислама Насера так как сами принадлежали к тому же лагерю, что и Саудовская Аравия и прочие монархии Персидского залива, которые пропагандировали консервативные ценности и доктрины.
Именно в контексте войны между этими двумя исламами появились группы боевиков. Насер лишил влияния и даже изгнал тех фанатичных мулл Мусульманского братства, которые позднее вдохновили Аль-Каиду и им подобных. Все эти религиозные фанатики, несогласные с прогрессивными взглядами и толкованиями ислама Шалтутом, бежали из Египта и нашли приют у королей Персидского залива как учителя, советники, священнослужители и телепроповедники (например, Юсуф Аль-Каррадави в Катаре).
Многие из этих реакционных мулл активно участвовали в составлении «конституций» (Хасан Тураби в нескольких странах Персидского залива), и в пропитывании исламскими законами (точнее, консервативными вариантами исламских законов) политических и общественных явлений.
Эта война продолжалась долгие годы, и Насер одержал решительные победы: ряд новых и старых республик (Ливия, Сирия и Ирак) оказались под влиянием Насера. Даже лидер «мусульманского братства» Сирии Мустафа Сибаль был вынужден перейти в оборону и сочинил книгу «Социализм ислама». «Братья» не желали, чтобы в них видели апологетов мертвечины. Насер считал — и был прав — такой сорт ислама детищем Саудовской Аравии. Этот ислам, утверждал он, служит колониализму.
Но Насер умер в 1970. Садат (заигрывая с Вашингтоном) выпустил всех исламских экстремистов из тюрем и напустил их на университеты. В результате резко усилилось влияние самых агрессивных мулл вроде Ахмада Дхавахири и Умара Абдуррахмана. Садат (и его союзники из Саудовской Аравии) желали натравить этих исламистов на левых и арабских националистов. Секуляризму был нанесен жестокий удар: его выдающийся и самый надежный защитник — Насер — был мертв. (Разумеется, Насер мог бы — и ему следовало бы — пойти дальше в защите секуляризма, но его связывали рамки религиозной борьбы , в которые его поставили враги, а также глубокая религиозность египетского общества).
После 1970-х началась саудовская эпоха, а с ней — победа реакционного ислама. Этот ислам получил новую поддержку в 80-х, когда США потратили миллиарды долларов и горы оружия на его поддержку в Афганистане. Все остальное — история, и притом перевранная.
Перевод с английского Ильи Иоффе
Оригинал: http://english.al-akhbar.com/blogs/angry-corner/progressive-versus-reactionary-islam
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |