Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Илья Иоффе
Дилемма негодяев-2: от митинга к митингу

Эпидемия массовых протестов, бунтов и революций, начавшаяся в январе уходящего, 2011 года на Ближнем Востоке, пронесшаяся над Западной Европой и США, докатилась к декабрю и до Евразии. Длившаяся более полугода стачка нефтяников Жанаозеня (Нового Узеня) была жестоко подавлена силовыми структурами режима Назарбаева. Десятки рабочих были убиты и покалечены в ходе зверской расправы евразийского бая-упыря над поднявшимся с колен трудовым народом.

А в финансовой столице нарождающейся евразийской Империи, городе-герое Москве, из-за отсутствия суровых и решительных нефтяников в форменной одежде, восстали гладкие, мягкие и сытые офисные работники, «креативные хомячки», «средний класс». Кто бы мог подумать!

Пробудиться от комфортной спячки хомячков заставили не голод, не безработица, не алчные «работодатели», заныкавшие кровно заработанные гроши, а, всего лишь… парламентские выборы! Да, да, самые обыкновенные, «демократические» выборы, каких прежде бывало сотни и каких не счесть, сколько ещё предстоит. Выборы в ничего не решающую, учрежденную Ельциным на пепелище расстрелянного Верховного Совета Госдуму, проходящие по каким-то дурацким «партийным спискам»… В общем, зряшная и пустая формальность, очередная фикция олигархического капитализма, одна из опостылевших масок буржуазной диктатуры, на которую многие граждане, в том числе и ваш покорный слуга, уже много лет как перестали внимание обращать.

И тут вдруг забухтело, закричало, запиликало со всех сторон: «Долой нечестные выборы!», «Жулики и воры, верните мой голос!», «Чурова на нары!», «Путина в Магадан!». Первые стихийные выступления радикальной молодежи застали правящий режим врасплох. Однако власти сумели довольно быстро прийти в себя и, призвав на помощь подручных политтехнологов и «несистемную оппозицию», направить массовый протест в мирное русло, избежав покуда тунисско-египетского, не говоря уже о ливийском, сценария. Дело ограничилось рядом массовых митингов, выдвинувших размытые, умеренные требования «общедемократического» характера, часть из которых власть вполне возможно удовлетворит, без какого-либо для себя ущерба. Тем не менее, «процесс пошел» и вряд ли сегодня кто-то сомневается в том, что эпоха путинской «стабильности» подошла к концу.

О митинге на Болотной площади мы писали в предыдущей статье «Дилемма негодяев». Осветим вкратце два других подобных мероприятия, состоявшихся в минувшую субботу на проспекте Сахарова и Воробьевых горах.

 

В 1827 году будущие революционеры, юные Герцен и Огарев, дали на Воробьевых горах друг другу клятву бороться до конца жизни за свободу русского народа. 24 декабря 2011 года там же, на Воробьёвых горах, уже не совсем юные нацпатриоты и «антиоранжисты» клялись друг другу, а заодно и примерно тысяче собравшихся слушателей «не допустить Перестройку-2», «восстановить СССР-2», «покончить с ограблением народа-2» и «раздавить олигархическую гадину-2». Митинг, организованный клубом Сергея Кургиняна «Суть времени», производил впечатление тусклое и малоубедительное. А временами – просто жалкое и комичное. Он напоминал то ли гражданскую панихиду, то ли концерт художественной самодеятельности в доме ветеранов.

Заявленный как альтернатива Болотной и проспекту Сахарова («Воробьевы горы против либерального болота!»), он на самом деле оказался не слишком удачной попыткой эти мероприятия продублировать, вытравив их «оранжистскую» и «прозападную» составляющую, видоизменив их лозунги и требования в «лево-патриотическом» ключе. Получилось вторично, расплывчато, неконкретно, заумно и местами непонятно – что, впрочем, характерно для всей культурно-идеологической продукции, выходящей под брендом «Сергей Ервандович Кургинян». Вместо того чтобы представить народу свою собственную программу разрешения политического кризиса (или перевода этого кризиса в некую «правильную», по мнению кургиняновцев, «революцию»), организаторы собрания на Ленинских горах фактически поплелись в хвосте у либералов-антипутинцев, лишь слегка переиначив самые забойные слоганы «болота»:

«Ах, вы против жуликов и воров? Тогда мы против ВСЕХ жуликов и воров! Вы за расследование выборов 4 декабря? Ну а мы – за НАРОДНОЕ расследование! И за НАРОДНЫЙ контроль! Так то! И ещё мы за красных и против оранжевых, за борьбу и против смуты. Ведь вы все оранжевые и непременно желаете смуты?»

 

После вступительной речи Великого Гуру и опиньон-лидера, темпераментно проклявшего «оранжевую перестройку», врагов СССР-2, «Единую Россию», её «гламурных прихлебателей», немцовых-касьяновых-горби и прочих супостатов, а также ритуального сжигания белой ленточки-презерватива, на трибуну стали подниматься пожилые национал-патриоты, заслуженные неудачники многолетней бесплодной «борьбы с антинародным режимом». Некоторые были в военных костюмах, некоторые в штатских. Говорили они подолгу и, в целом, правильно. Вдова гкчеписта Олега Шенина, объявив, что не является оратором, достала кипу бумаг и стала по ним зачитывать, каким честным патриотом был её покойный супруг и как он до последнего отстаивал сначала СССР, а потом и Россию. Выступавших периодически сменял Великий Гуру и опиньон-лидер. Он обращался к народу эмоционально, гневно и зажигательно. Народ дружно скандировал: «Кургинян! Кургинян!». Лидер отвечал зычно, членораздельно и, следует отметить, демократично: «НА-РОД! НА-РОД!». Такой вот получался содержательный диалог.

Своеобразным гвоздем программы было выступление короля телевикторин, не от мира сего сталиниста Анатолия Вассермана. Говорил он как всегда умно и веско, НАРОД ему крепко аплодировал.

Ближе к середине мероприятия на сцене стали появляться более молодые лица патриотических блоггеров, а в конце выступили коммунисты Дмитрий Якушев и Александр Батов. Однако к тому времени многие уже покинули митинг, не выдержав холода и скуки…

Пока собравшиеся на Воробьевых горах участники «альтермитинга», тщетно пытаясь постичь ускользающую и туманную суть времени, переводили утомленно-страждущий взгляд с унылой трибуны на великолепную панораму евразийской столицы, дух времени, беспокойный, мятежный и противоречивый, витал над проспектом, носящим имя величайшего диссидента всех времен и народов Андрея Дмитриевича Сахарова.

Выглядело сахаровское мероприятие на порядки ярче, красочнее, выразительнее и убедительнее своего «альтернативного» варианта. Публики на проспекте собралось значительно больше, её счет шел на десятки тысяч, лозунги были куда конкретнее, боевитее и разнообразнее – от «Новый год без Путина!» до «Вся власть Советам!», ораторы популярнее, речистее, острее на язык, живее и ближе к народу. Никаких свадебных «честных генералов», опереточных «кандидатов в президенты», всеми забытых отставных перестройщиков, перестарков-корнетов Оболенских, лунатических эрудитов - сторонников «сильной руки», или заоблачных политологических корифеев, способных часами напролет толковать о драматическом столкновении «модерна с контрмодерном». Все выступавшие являлись личностями широко известными, успешными, они представляли настроения и веяния, господствующие среди нынешней российской буржуазной «оппозиции».

В образах харизматичных, перспективных, раскрученных всей мощью Интернета и «демократических» СМИ нацдемов Тора и Навального явственно проступали черты фюреров, гауляйтеров и кондукаторов будущей России – «свободной», «развитой», «нормальной» страны, благоустроенной в «разумных национальных границах» по «западноевропейскому образцу», переставшей кормить Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Бывшие министры-капиталисты Кудрин (закадычный друг Путина) и Касьянов символизировали т.н. «раскол элит», своим присутствием вселяя в народ надежду на то, что «прогрессивная» часть большого «национального бизнеса» готова подставить «революции» своё мощное и накачанное плечо. Каспаров, Шендерович и т.п. фигуры уже одним своим видом свидетельствовали – «заграница нам поможет». Многочисленные «деятели культуры и литературы», от Собчак до Быкова, взбадривали собравшихся веселыми, искрометными каламбурами, демонстрируя единение политического и духовного начал…

Наконец, у сахаровцев был свой настоящий мученик и борец за справедливость – Сергей Удальцов. Запись его обращения, пущенная в конце митинга, явилась очень сильным ходом. Излишне и говорить, что в распоряжении Кургиняна такого персонажа как Удальцов нет, и никогда не окажется: против «контрмодерна», «оранжизма», за «Суть игры» или даже за СССР-2 идти в тюрьму и держать сухую голодовку не станет никто…

 

Вот такие два митинга. Что дальше? Пока, видимо, ничего особенного. Приближаются новогодние каникулы, народ от души развлекся, побузил, выпустил пар и готовится к «заслуженному отдыху». Власти вроде как тоже отошли от первого испуга. Подтянув слегка отяжелевшие портки, они занялись своими обычными делами: благонамеренной болтовней, наглым и безвкусным самовосхвалением, пустопорожним прожектерством и хитрозадыми, заметно усовершенствованными с ельцинских времен «рокировочками» («И мой Сурок со мною? Сурок всегда со мною!»).

 

Тем не менее, вряд ли кто сомневается, что в самом ближайшем будущем нас ожидают весьма интересные события. Эпоха путинской «стабильности» на глазах исчезает безвозвратно. Политический и моральный капитал «национал-либеральной» клики новой русской буржуазии стремительно тает. Очевидно, что «раскол элит» вступает в качественно новую фазу и что часть режима оказывает поддержку белоленточной «революции». Прогнозируемое многими экспертами и политиками на 2012 год резкое ухудшение мировой экономической ситуации, если оно таки случится, непременно придаст нынешнему общественному кризису колоссальный импульс.

 

Что сулит день грядущий левым силам, каковым окажется их место в обостряющейся под гнетом всеобщего структурного кризиса капитализма классовой борьбе?

Декабрьские события лишний раз продемонстрировали, что то достаточно аморфное, расплывчатое и неустойчивое скопление политически активных людей, которое в современной России условно обозначают как «левые», «лево-патриоты» или ещё каким-нибудь столь же обтекаемым термином, на настоящий момент никоим образом не является самостоятельной политической силой, способной вести собственную игру и диктовать свои условия. Столь ущербное, маловыгодное положение российских «левых» на постсоветской исторической сцене создалось, разумеется, не сегодня и даже не вчера. Зародившись в условиях распада СССР и крушения советского «реального социализма», наше левое движение изначально выступало с заведомо проигрышных, не наступательных, а охранительных позиций, пытаясь сохранить обреченные остатки и ценности стремительно исчезающей «советской цивилизации». Классово-историческая сущность генезиса постсоветской левой состояла в том, что лишившийся своего государства (в котором от него почти ничего не зависело, но которое, тем не менее, в основном выражало и защищало его социально-экономические интересы), гибнущий советский народ начал отчаянно метаться между различными соперничающими группировками и кланами партноменклатуры, схватившимися друг с дружкой в борьбе за власть и за передел колоссальной собственности, доставшейся им фактически даром после убийства ими СССР. Одна из группировок взяла на вооружение лозунги национал-патриотизма, госкапитализма и госпатернализма (т.н. «забота о трудящихся»), из которых образовалась кипучая идеологическая смесь, вошедшая в анналы истории как «красно-коричневая». В ходе событий осени 1993 года фракция «государственников», сплотившихся вокруг Верховного Совета, была полностью разгромлена (в т.ч. расстреляна из танков) фракцией «либералов», во главе с Ельциным. Страна пошла по неолиберальному пути, попав, по сути, под внешнее управление, осуществлявшееся структурами евро-американского империализма. Важнейшую функцию нейтрализации широкого народного недовольства капиталистическими «реформами», заключавшимися в разгроме, разворовывании и распродаже за рубеж остатков советской промышленности и природных ресурсов, нелегкий труд по канализации этого массово-стихийного протеста в безопасное для новой буржуазной власти русло взяла на себя т.н. официальная «оппозиция» в лице зюгановской КПРФ, с самого первого дня своего создания принявшаяся активно изображать и симулировать «борьбу с антинародным режимом». КПРФ приняла на вооружение весь набор «красно-коричневых» идей: национальный социализм, державничество, православие, «имперскость», «социальную справедливость» и, конечно, «восстановление СССР в улучшенном варианте».

 

К концу 1990-х годов завершилась первая фаза консолидации российского буржуазного класса – наследника советской партийной и государственной бюрократии. Приход к власти путинской группировки силовиков, совпавший по времени с быстрым восстановлением российской экономики после дефолта и стремительным ростом мировых цен на энергоносители, вывел классовое сознание крупной отечественной буржуазии на качественно иной уровень. Безраздельному господству ультра-либеральных, прозападных идей пришел конец. На почве монополизации экономики, концентрации капитала, усиления роли госбюрократии и силовых структур, в правящем классе возник запрос на идеологию сильного государства, патриотизма, умеренного «имперского строительства». Произошла частичная «реабилитация» советского прошлого, некоторые его символы были задействованы в создании новой российской государственности.

Новый курс власти, сопровождавшийся заметным улучшением внутриэкономической ситуации и ростом благосостояния российских граждан, привел к существенному ослаблению протестных настроений и выбил почву из под ног КПРФ, не говоря уже о более мелких левых организациях. На выборах в Госдуму в 2003, а потом и в 2007 году коммунисты потерпели сокрушительное поражение, потеряв значительное число мест, а такие радикальные левые структуры, как «Трудовая Россия» и «РКРП» окончательно маргинализировались и фактически прекратили своё существование. Ослабленная и фрагментированная путинской «стабилизацией» российская левая разделилась на два направления. Часть левых, как официальных, так и «неформальных», присоединилась к либеральному, антипутинскому лагерю, пойдя на союз с той частью буржуазии, которая была отстранена победившей «силоволигархией» от главных кормушек. Свою тактику эти левые оправдывали необходимостью совершения в путинской РФ «буржуазной революции», с целью восстановления «гражданских и политических свобод», отобранных авторитарным путинским режимом.

Другая часть леваков выступила с идеей поддержки Путина «слева». Возникло довольно оригинальное и самобытное течение, получившее название «красный путинизм». Оно сочетало в себе левый патриотизм, критику западного империализма, «оранжевых революций», а также «желтой», «компрадорской», проимпериалистической левой. Сайт Лефт.ру был, пожалуй, основной площадкой, которая развивала идеи «красного путинизма». Достаточно вспомнить яркие и острые статьи Дмитрия Якушева, дилогию Антона Баумгартена «Голосую за Путина», цикл журналистских расследований Бурцев.ру и т.п. материалы.

 

Таким образом, в путинскую эпоху в левой среде выкристаллизовалось и закрепилось явление, которое я назвал «дилеммой негодяев». Не имея собственной классовой базы и, соответственно, возможности проводить самостоятельную и независимую политическую линию, левые, социалисты и коммунисты, примыкали и солидаризировались с той или иной фракцией господствующего класса. Причем примыкали не с позиции силы, как это было, например, в народных фронтах 1930-х, когда европейские коммунисты шли на союз с антифашистской буржуазией, а, к сожалению, с позиции полного, окончательного и безнадежного бессилия. Тот же Путин прекрасно обходился без «поддержки слева», особенно не нуждаясь даже в услугах сервильного Зюганова. Не сильно помог «левый поворот» и Ходорковскому…

 

Декабрьское бурление политических страстей для левых движений обернулось все той же негодяйской «дилеммой». Только теперь она приобрела уже более конкретные, я бы сказал «оперативные» очертания в форме ответа на вопрос: «Камо грядеши?». Куда пойти – на Ленинские горы к «патриоту» и «красному путинисту» Кургиняну, или к проклятым «либероидам», на Болотную и на Сахарова. По большому счету, куда идти было без разницы: ни в одном месте, ни в другом левым сказать пробудившемуся народу было особенно нечего…

 

Между тем, сказать собравшимся на массовые мероприятия людям, даже несмотря на отсутствие у них «социальных требований» и на их «мелкобуржуазные настроения» - обратиться к собравшемуся народу, возмущенному «нечестными выборами», у левых, разумеется, было с чем. Не было, к сожалению, только кому обращаться… Мы оказались совершенно не готовы к такому повороту событий, ни организационно, ни идейно.

А ведь именно коммунисты всегда являлись наиболее последовательными критиками буржуазной демократии, во всех её формах и проявлениях. Необходимо было дать решительный отпор как бестолковым словоизвержениям ангажированного мошенника Кургиняна, с его мутной конспирологией и истеричным нагнетанием «оранжевой» истерии, так и сладким басням либералов о «честных выборах» и «гражданском обществе».

Если конкретнее, то левым нужно раз и навсегда расстаться с мифом о «незаменимом Путине», без которого, якобы, Россия немедленно будет захвачена «компрадорами» и Западом, «погрузится в хаос», «сократится до 15 млн. человек, как завещала Тэтчер» и т.п. Нечто подобное мне доводилось слышать в своё время о Лужкове и о том, какой ужас и кошмар воцарятся в оставшейся без его отеческих попечений столице. Но вот Юрия Михайловича уже больше года как нет на посту мэра и, могу свидетельствовать, никакой катастрофы в Москве не случилось. Даже напротив, произошли кое-какие положительные изменения, пусть и мелкие. Например, в ЦПКиО им. Горького перестали взимать совершенно бесстыжую мзду за вход, расчистили территорию от всяких подозрительных шалманов, зловонных палаток с шаурмой и «сувенирами», да к тому же залили для простого народа бесплатный каток. Отдыхай, дорогой товарищ, на здоровье и чувствуй себя почти как в СССР-1!

Российский правящий слой все ещё не доразвился до той степени, чтобы организовать для нас «честные и прозрачные выборы, как на Западе». Однако, с божьей помощью, он уже давно дошел до той замечательной кондиции, при которой, как выражался отец народов, «незаменимых людей у нас нет». Уйдет этот Путин, придет другой – живы будем, не помрем. Не сложно заметить, что российская политическая «элита» начала тяготиться Владимиром Владимировичем. И вовсе не потому, что она спит и видит, как бы от него избавиться и тут же продать Родину англосаксам и жидомасонам. Просто затянувшаяся диктатура альфа-самца, будучи когда-то благом для нашего «политического класса», теперь превратилась в тормоз для его дальнейшего развития.

Но, в конце концов, это не наша проблема, не наша, как говорил трудный подросток Холден Колфилд, «royal pain in the ass». Пусть у буржуев и их политтехнологов болит душа и иные части тела о том, кого им сажать нам на шею в качестве национального пахана. Нам надо думать не об этом, а о том, как свергнуть власть буржуйскую и установить свою власть, свою советскую республику свободных трудящихся. Ибо, товарищи, время не ждет…



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100