Лефт.Ру |
Версия для печати |
АА: С одной стороны, режим в Сирии — последний из представителей арабского национализма, в его историческом смысле. Он до сих пор называет себя социалистическим. Несмотря на проведение значительного числа неолиберальных реформ, государственный сектор все еще преобладает в экономике. В Сирии религия в политике запрещена, буквально. Там не признАют существование религиозных политических партий. Сирия по ряду причин — исторический оппонент Израиля... Если убрать Сирию, на границе с Израилем не останется врагов. Затем Иран — не часть исторически арабского мира. Иран оказывается в изоляции. И предполагается, что и Хамас и Хизбалла потерпят колоссальные потери...(Уже после этого интервью официальный глава сирийской «оппозиции» недвусмысленно заявил в УоллСтрит Джоурнал, что после победы порвет отношения с Ираном, Хизбаллой и Хамас и откажется от вооруженного пути возвращения оккупированных Израилем Голанских высот -пер.) Таково стратегическое положение Сирии. Прежде, она была близким союзником социалистического содружества, и часть связей еще остается...
Светски-демократический -ну, не слишком демократический, но светский арабский национализм, республиканизм, анти-сионизм, антимонархический национализм (в экономической политике это было прогрессивное явление — например, уничтожение пережитков феодализма в Египте), и Сирия — последняя представительница его. Так что саудовцы, Катар, монархический Совет Персидского залива, все они — их ненависть к Сирии исходит из этого, а затем связана с более поздним союзом Сирии и Ирана...
Со времен доктрины Трумэна, ислам рассматривается как противовес этим националистическим и коммунистическим силам на Ближнем Востоке. Эйзенхауэр принимал в Белом доме видных деятелей Исламского братства. Вот как давно начался союз с ИБ...Это та же тенденция, что привела муджахедов в Афганистан. Ислам как оружие против арабского национализма, против коммунизма... Так империалисты победили в одном месте за другим, и Сирия, очевидно, последняя в этом ряду.
Так что Конгресс США принял закон «Об ответственности Сирии». С тех пор, подрыв правительства Сирии с целью смены режима был целью властей США, независимо от того, кто был президентом.
Разумеется, в Сирии, как и в Ливии, были недовольные, по ряду причин. Но в Сирии их число уж точно было невелико. Исторически ИБ не имело широкой базы в Сирии. В 60-70 гг они были довольно влиятельны...Но власти сдерживали их весьма успешно. Так что в Сирии было ИБ, а за границей - куча недовольных интеллектуалов, в Париже особенно много (Франция — бывшая колониальная хозяйка Сирии -пер.)... Американцы с самого начала знали, Запад знал, что единственный шанс в Сирии — создание так называемого «освобожденного района», лучше на границе с Сирией, из которой уже можно сделать Бенгази...которая может послужить плацдармом для интервенции. Они знали, что в Сирии не будет такого восстания, как в Египте. В Сирии слишком многие опасаются ИБ. Сирия на самом деле светская страна, и не менее 25% ее населения состоит из различных меньшинств. То, что Ассад твердо настаивает на светском характере государства, дает этим 25% чувство безопасности. Так что их нельзя использовать. Все это по большей части состряпано — состряпано с самого начала. Убийства представителей государства происходили с самого начала. Всего их уже убито не меньше тысячи.
ПП: Значит, почти 30% из общего числа убитых в Сирии.
АА: Да, но вы никогда не узнаете этого из господствующих СМИ. И так было с самого начала. Насилие было с самого начала, потому, что для массового восстания, как в Тунисе, Египте, Йемене, Бахрейне — не было почвы в Сирии. Они не могли вывести на улицы сотни тысяч, и не потому, что режим Ассада более авторитарен, чем эти режимы... Я думаю, что дезинформация в случае Сирии даже сильнее, чем в случае Ливии...
Относительно предложения реформ, это тоже происходит. Очень широкие реформы, между прочим, очень широкие. Единственное, в чем они не идут на уступки — Исламское братство, и мне сказали, что именно на этом были сорваны переговоры с Турцией. Турция желала, чтобы 50-60% мест в переходном органе были выделены ИБ. Сирийские власти сказали: по конституции, мы не можем дать места религиозной партии. Так что предложение реформ было отвергнуто, потому, что целью была смена режима.
ПП: Как вы считаете, режим Башара Ассада сможет устоять? В данный момент похоже, что он справился с первоначальным кризисом, и держит ситуацию под контролем, кроме пары мест вроде Хомса. Как вы думаете, этот период уж закончился?
АА: То, что режим удерживает контроль, это не вопрос. Режим сумел помешать созданию «освобожденного» места, куда можно собрать всех этих вместе, как в Бенгази... Количество и мощности оружия, которое попало в Сирию, в руки антиправительственных сил, которые власти называют «вооруженные банды», просто колоссально. Крайне современное оружие попало в Сирию. Из Израиля, из Турции, через Ливан, оплачено саудовцами и т.д. Так что это было немалым достижением властей Сирии — не позволить создать места, недоступные армии. До сих пор это им удалось. Как долго, мы не знаем.
Перевод отрывков расшифровки звукового файла
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |