Лефт.Ру |
Версия для печати |
По отдельности бедняки не слишком привлекательны для воров. «Гоп стоп» банкира может принести сумму, достаточную для месячной квартплаты. А у уборщицы вряд ли отберешь и на автобусный билет, чтобы сбежать с места преступления. Но даже Бизнес Уик в 2007 поместила статью о том, что группа бедняков может оказаться выгодным объектом грабежа.
Суть в том, чтобы грабить их всех вместе, а не по одиночке, и тогда почти невозможно найти преступника. Наниматели, например, могут попросту запрограммировать компьютеры так, чтобы «срезать» несколько долларов с каждой получки, или приказать рабочим приходить на полчаса раньше начала рабочего для.
Заемщики, будь то крупные фирмы или мелкие ростовщики «до получки», заняли экологическую нишу прежних местных гангстеров, требуя безумные проценты. А если добавить штраф за просрочку (на который тоже идут проценты), получается до 600% годовых, и все это вполне законно в ряде штатов.
Но не только частный сектор грабит бедных. Местные власти обнаружили, что если налоговые поступления падают, их можно частично восполнить штрафами, поборами и прочим перекладыванием расходов на обвиняемых-бедняков, и часто за преступление не более тяжкое, чем вождение с отобранными правами. А если стоимость содержания в тюрьме превышает выгоду, все большее число местных властей начали выставлять обвиняемым счета за судебные расходы, и даже за пребывание в тюрьме.
Образцом такого преследования отверженных может служить Эдвина Наулин – бездомная из Мичигана, которую посадили в тюрьму в 2009 за неуплату 104 долларов в месяц за содержание в тюрьме ее шестнадцатилетнего сына. Когда она получила какие-то деньги, то думала, что сможет заплатить за тюрьму сына. Вместо этого деньги у нее конфисковали в уплату за ее собственное заключение.
Не существует даже официальных цифр сумм украденных, выжатых угрозами или силой у бедных. Независимый исследователь Ким Боубо написал книгу «Кража зарплаты в Америке» в которой оценивает украденное нанимателями у рабочих как минимум в 100 миллиардов долларов в год, возможно, вдвое больше. О ростовщиках Гари Ривлин (в книге «США в долговой яме: От старух процентщиц к копрорации «Бедность» - как работающие бедняки стали жертвой большого бизнеса» )пишет, что бедняки переплачивают им 30 миллиардов долларов в год, не считая кредитных карточек, кредитов на автомобили и покупку жилья, за которые с них также берут больше на такую же сумму.
Эти суммы, разумеется, не мелочь. Они сравнимы с крупнейшими государственными программами помощи бедным. Правительство выдает бедным в виде возврата налогов 55 миллиардов долларов в год. И, хотя власти смотрят сквозь пальцы на грабительские проценты, которые дерут с бедняков, они скупы на помощь бедным. Единственная общеамериканская социальная программа «Временная помощь нуждающимся семьям» получает только 26 миллиардов долларов в год от государства и штатов.
А местные власти и сами присоединяются к грабителям. С 2009 года, в разгар «Большой рецессии» все больше стало жалоб на усиление строгости полиции в бедных кварталах. Бросил на улице бычок – арест за разбрасывание мусора, остановила и обыскала полиция и нашла в карманах следы марихуаны – наручники. В каждом случае – как минимум штраф на трехзначную сумму.
Список «преступлений», наказуемых тюрьмой и/или штрафом, растет как на дрожжах. От Калифорнии до Техаса до Пенсильвании всюду ужесточают законы против прогула школы, и доходят до того, что надевают наручники на детей, пойманных на улице во время школьных уроков. В Нью-Йорке теперь преступление – положить ноги на пустое сидение в метро, а в Южной Каролине женщина провела 6 дней в тюрьме за неуплату штрафа 480 долларов за преступление – «захламленный двор». Некоторые города – например, Ньюстон и Филадельфия – сделали преступлением делиться едой с бедняками в общественных местах.
Быть бедным – пока еще не преступление само по себе, но как минимум в трети штатов должники могут попасть в тюрьму. Если квартирохозяин или кредитная компания подали на тебя в суд, а ты не явился на заседание в назначенный день, на тебя могут выдать ордер на арест. А пропустить можно потому, что повестка пришла не на тот адрес, или даже была нарочно выброшена в мусор кредитором – обычный случай, для этого даже есть специальное выражение «мусорная доставка». Если тебя потом остановит транспортная полиция за разбитую фару, и увидит твое имя в списке – отправляйся прямиком в тюрьму.
Каждое из этих «новых преступлений» наказывается штрафом, а также угрозой тюрьмы, но общую сумму грабежа бедных очень трудно узнать – власти этим не озабочены.
Одна недавняя оценка Национальной ассоциации адвокатов по уголовным делам: в 2006 году было совершено 10 500 000 мелких правонарушений. Средний штраф за них невозможно выяснить, хотя обычно это «сотни долларов». Даже если взять 200 долларов, и учитывая что 80-90% процентов «преступников» - официально признанные бедняки, то местные власти с помощью полиции и суда отбирают, или пытаются отобрать у бедняков не менее 2 миллиардов долларов в год.
И все-таки это только малая доля того, что власти собирают с бедных. Задолжники по алиментам должны 105 миллиардов долларов, половину из этого – властям штатов за помощь их детям. Родители имеют моральные обязательства перед детьми, но огромное большинство этих задолжников – бедняки.
Попытки собрать деньги с бедных – жесткость, и часто также бессмысленная. Многие штаты отбирают водительские права у тех, кто задолжал алименты, тем самым практически гарантируя, что те не смогут работать. Мичиган начал отбирать права у тех, кто задолжал за парковку. В Лас Крузес в штате Нью Мехико приняли закон об отключении воды, газа и канализации за неуплату штрафов за нарушение правил вождения.
Попав в когти закона, человек оказывается совершенно беспомощным. Многие суды назначают штрафы, не задумываясь, смогут ли их заплатить, а план выплаты в рассрочку тоже стоит денег.
Из 15 штатов, по результатам исследования Brennan Center for Justice в нью-йоркском университете, в 14 местные власти требовали до 300 долларов «штрафа за бедность» с тех, кто не может платить штрафы и пени, плюс штраф за поздний платеж и «плата за сбор» с тех, кто должен платить в рассрочку. А за тюрьму ведь тоже может быть придется платить, да и расходы на условно-досрочное освобождение тоже все чаще ложатся на подсудимого.
Грабеж местных властей придает новый смысл клише «порочный круг бедности» Бедняки куда чаще, чем богатые, оказываются на мушке у правоохранительных органов, не имея денег на штраф, или на выплату квартплаты, или на оплату счетов на лечение.
И как только вы попались, все ваше имущество, считай, уже не ваше. Кроме расходов на суд, судимому и работу куда труднее найти. И чем беднее вы становитесь, тем скорее закон снова за вас возьмется, что уже похоже не столько на «круг», сколько на водоворот – прямо в преисподнюю. Чем ниже вы опускаетесь, тем быстрее падаете – пока не окажетесь на улице и вас арестуют за «преступление» вроде «мочился в общественном месте» или «спал на тротуаре»
Перевод с английского с небольшими сокращениями Кати Рахметовой
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |