Лефт.Ру |
Версия для печати |
В последнее время в Египет зачастили официальные лица обамовской администрации с наказами к новому египетскому президенту по вопросу о свободе совести и египетских христианах, которых американцы требуют включить в новое правительство на определенных ролях, а не то... Впрочем, в заботе американского правительства о мусульманской терпимости к христианам нет ничего нового.
Больше ста лет назад, в марте 1910 года, Египет, оккупированный Британской империей, посетил бывший президент США Теодор Рузвельт, только что покинувший свой пост. В Каире Рузвельт выступил с речью в незадолго до того открытом Египетском университете (ныне – Каирский университет). Для пущей убедительности он уснастил свое выступление арабскими пословицами и цитатами из Корана. Повторяя империалистические и расистские взгляды лорда Кромера, грозного «генконсула» в Египте до 1907 года, Рузвельт в своей речи, подходяще названной «Закон и порядок в Египте», заявил:
Обучение народа самоуправлению – дело не десяти-двадцати лет, а поколений. Дурачки-эмпирики верят, что достаточно бумажной конституции с какой-нибудь высокопарной декларацией в преамбуле, чтобы дать народу управлять собой. Такого никогда не было. Никто не может «дать» народу «самоуправление»...Вы знакомы с арабской пословицей: «Бог помогает тому, кто сам себе помогает»... Народ, который заслуживает этого, демонстрирует не поспешность в захвате власти, которой потом так легко злоупотребить, а неспешное и настойчивое развитие таких необходимых качеств как любовь к правосудию, любовь к честной игре, дух опоры на свои силы, умеренность, которые только и дают народу возможность управлять собой... Недавно я был в Судане и слышал местную пословицу, основанную на Коране. Она так подходит здесь, что, хотя я и не ученый-арабист, попытаюсь повторить ее по-арабски: «Алла ма эль саберин, изза сабару» - Бог - на стороне терпеливых, если они знают, как ждать.
Египетская пресса, руководство университета и слушатели пришли в ярость от цитаты Рузвельта. Но его личный секретарь Лоуренс Ф. Aббот, подготовивший речь к печати, был совсем иного мнения. В единственном примечании к публикации, он сообщал, что «этот мудрый совет, восхитительно произнесенный мистером Рузвельтом на арабском, удивил и порадовал аудиторию не меньше, чем его знакомство с жизнью и трудами Ибн Батуту (чье настоящее имя было Ибн Баттутах - ДМ) удивило и порадовало шейхов в университете Мослем (аль-Азхар -ДМ) двумя днями раньше. Использование мистером Рузвельтом арабского языка и его пословица были встречены продолжительными аплодисментами».
Но Рузвельт мобилизовал не только теологический цитатник для подкрепления английского колониализма, он также привел в пример американскую терпимость, которой исламские страны должны были учиться.
Обратившись к мусульманско-христианским отношениям в Египте после политического убийства премьер-министра Бутроса Гали, лакея оккупантов, убитого египетским националистом по патриотическим, а не сектантским причинам, Рузвельт, который желал выставить убийство как акт сектанта-фанатика, велел слушателям следовать примеру американской терпимости:
В моей стране у нас есть филиппинцы-мусульмане, как и христиане. Мы не потерпим ни на минуту любого угнетения одних другими, любого различия между ними в глазах государственной власти или недостаточно беспристрастного правосудия по отношению к любым из этих групп граждан. Мы обращаемся с каждым гражданином согласно его качествам как человека и ведем себя по отношению к нему как требует и заслуживает его поведение.
Вероятно Рузвельт ссылался на продолжающуюся бойню сотен тысяч филиппинцев американской армией (большая часть этих убийств была совершена во время его президентства). В этой бойне, и вправду, убийцы не делали никаких различий по религиозному признаку. И поскольку американской оккупации Филиппин сопротивлялись как мусульмане, так и христиане, американцы уничтожали без разбора тех и других.
Наиболее позорным примером варварского насилия американской армии над филиппинскими мусульманами была «бойня в кратере Моро» в марте 1906 года, когда оккупанты перебили сотни мусульман, включая десятки женщин и детей. Командовал этим побоищем генерал Леонард Вуд, губернатор провинции Моро (впоследствии генерал-губернатор Филиппин). Вуд называл филиппинских мусульман «фанатиками» и требовал их поголовного истребления.
После «бойни в кратере Моро» Рузвельт послал Вуду письмо: «Поздравляю Вас, и офицеров, и всех Ваших подчиненных с доблестным подвигом, во время которого Вы и они высоко держали честь знамени».
Рузвельтовская проповедь терпимости египетским мусульманам не имела ничего общего с беспокойством, что египтяне были наслышаны о расизме американской внешней или внутренней политики. Это была наглая демонстрация империалистической спеси и двуличия. Впоследствие Рузвельт бахвалился перед журналистом: «Эта моя речь в Каире была ого-го! Жаль, что ты не видел рожи этих черномазых, когда я поставил их на место. Они ожидали конфетку, а я врезал им большой дубинкой. И как же они корчились, сэр, как корчились!».
Спустя столетие, в июне 2009, года президент США Барак Обама обратился уже не только к египтянам, но, как объяснили американские чиновники, ко всему «исламскому миру» из того же Каирского университета. Обама тоже цитировал Коран, и не раз, а трижды, и приветствовал слушателей на арабском: «Салям алейкум». Как и Рузвельт, Обама попытался отыскать теологическое оправдание американской политике, а именно -- установление такого «мира» между палестинцами и Израилем, который сохранил бы в целости еврейский колониализм и оккупацию палестинских земель. Для этого он говорил так: «святая земля трех великих религий – земля мира, как Бог намеревался, с Иерусалимом – безопасным и прочным домом для евреев, христиан и мусульман, и место для всех чад Авраама сосуществовать мирно, как в (коранической –ДМ) истории об Исра (именно так –ДМ), где Моисей, Иисус и Магомет –мир ему – совместно вознесли молитву». Обама, в типично сионистском духе, делал вид, что еврейским колонизаторам Палестины сопротивляются потому, что они евреи, а не колонизаторы. Отсюда и его призыв к терпимости и экуменическому миру.
Обама также объявил о нескольких совместных проектах США и стран с преимущественно мусульманским населением, в том числе о «новой глобальной инициативе по борьбе с полиомиелитом совместно с Организацией Исламской конференции». Неизвестно, говорил ли потом Обама что-то приватно своим чиновникам или американским журналистам, считал ли он своих слушателей «черномазыми», но его последующие дела говорят громче слов. От них многие мусульмане и впрямь «корчились». Его борьба с полиомиелитом была та самая, которую ЦРУ использовало спустя два года в мае 2011 года, чтобы под фальшивым предлогом прививок найти и убить Бин Ладена в Пакистане. Этот обман, с использованием пакистанского врача, поставил под угрозу жизни сотен тысяч детей мусульман в Афганистане и Пакистане, потому что в результате Талибан запретил прививки, и местные старейшины в Пакистане отказывались допустить врачей в свои селения, опасаясь, что они – агенты ЦРУ. Сомнительно, чтобы такая «вакцинация» воспринималась мусульманами как «сотрудничество» с американцами.
Как и Рузвельт, Обама говорил о необходимости религиозной терпимости в отношении египетских и ливанских христиан со стороны их мусульманских сограждан, обещая в то же время покончить с официальной дискриминацией мусульман в США, особенно усилившейся после 11 сентября 2001, и оправдывая как необходимые продолжающиеся американские бойни в Афганистане и Пакистане (он мог бы добавить и Йемен к списку). В этих странах он убивает бомбежкой как неамериканских мусульман, так и мусульман-американских граждан. Обама также объявил Индонезию – образцом терпимости в исламском мире: «Я видел это сам ребенком в Индонезии, где христиане свободно практиковали свою религию в мусульманской стране».
То же самое говорила и Клинтон, и Камерон.... Обама жил в Индонезии в 1967-1971 году, после массовой бойни почти миллиона индонезийцев в результате проамериканского переворота Сухарто. Обама хорошо помнит «терпимость» мусульман к христианам, но как-то запамятовал про-американский террор правых мусульманских групп, убивавших коммунистов, нетерпимость, которую США питали и подстрекали еще с 50-х гг., которая позднее была перенесена на Афганистан, и, в конечном счете, в Египет, где многие крайне-правые мусульмане были завербованы американцам на войну против просоветского Афганистана, и которым теперь Обама проповедует терпимость. 1
Это та же самая нетерпимость, которая в Ираке привела к сектантскому насилию против не-суннитов, и которую американские СМИ приписали не американской политике разжигания религиозной розни, а «туземной» нетерпимости, которая как-то была выпущена на волю в результате американского «освобождения» Ирака. В Сирии те же СМИ представляют подобное насилие как борьбу за «демократию».
С такими уроками «терпимости» по-американски, мусульманским странам не требуется объяснять, как выглядит нетерпимость.
2 августа 2012
Перевод с сокращениями с английского оригинала:
http://www.aljazeera.com/indepth/opinion/2012/08/201282134633756703.html
1 Барак Обама жил в Джакарте в детстве, с 6 до 10 лет. Автор явно преувеличивает политический опыт маленького Барака.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |