Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Илья Иоффе
Рухнувшие с колокольни

 

Завидую свободолюбивому народу Венесуэлы. Нет, не потому что у него есть несгибаемый Уго Чавес. Точнее, не столько из-за Чавеса. Завидую главным образом потому что у венесуэльцев есть настоящие выборы. Не «честные», не «прозрачные», не одобряемые «цивилизованным сообществом» и «независимыми наблюдателями», а именно что настоящие. Те самые, что происходят не от чуждого, иностранного слова «электорат», а от родного, русского «выбор».

 

Да, господа-товарищи, не удивляйтесь. На нашей несчастной планете, вопреки победоносному шествию неолиберального, финансово-монополистического капитализма и насаждаемой им повсюду фасадной, генномодифицированной «рыночной демократии», все ещё сохраняются отдельные островки «тоталитаризма», на которых, представьте себе, ключом бьет настоящая политическая жизнь. Творится история. Кипят нешуточные страсти. Сторонний наблюдатель видит перед собой не унылые, навевающие смертную тоску и безнадегу, трепыхания издыхающего «зрелого гражданского общества», а полнокровное, драматическое, не на жизнь, а на смерть, противостояние реальных политических сил. Борьбу классов par excellence.

 

Спросите, что это за островки такие чудесные, где их искать? Сколько не вертите глобус «передовых демократий» - не найдете вы на нем той страны, о которой мы поем… Наша старая планета вся изучена давно. Всевозможные назойливо публикуемые рейтинги политических и экономических свобод, «открытости», «доступности», «транспарентности», «толерантности» и т.п. либеральной ерундистики вряд ли вам помогут. Точнее помогут, но только если читать эти рейтинги с конца. Помните, кто постарше, как в СССР читали газету «Правда» между строк? Умные люди читали таким способом ведущие советские газеты и много чего иногда вычитывали интересного… А тут надо не между строк, а надо – с конца. Кто там у нас всегда замыкает все эти дурацкие табели о рангах? Правильно: Иран, Зимбабве, Венесуэла… «Государства-изгои», как любил выражаться тонкий интеллектуал Дж. Буш младший.

 

«Бр-р-р» - скажете вы. «Ты, приятель, видно совсем охренел со своим чудо-глобусом. Зимбабве… Ты бы ещё КНДР вспомнил, идиот! Нам такой глобус не нужен! Мы хотим в Финляндию, в Германию, в Штаты. Нам надо туда, где пироги слаще, булки пышнее, квартиры ширше, ссудный процент ниже, где гаишники вежливые, взяток не берут и жезл регулировочный в одно место не вставляют. Вот куда мы хотим! А ты нам про какую-то «историю» талдычишь. Да шут с ней, с твоей историей: мы жить хотим сытно, тепло и спокойно, а не историей с географией заниматься.»

 

Успокойтесь, господа! Никто вас насильно никуда не тащит. На вашу свободу передвижения никто не думает покушаться. В конце концов, я ведь тоже не против материального достатка и спокойной жизни. Ничуть не меньше вашего обожаю пышные пироги, ароматную колбаску и ласковых полицейских. И вообще, как всякий исторический материалист, считаю, что бытие определяет сознание. Материальная база - прежде всего. Как говорил Никита Сергеевич Хрущев - без горячих лепешек коммунизма не построишь.

 

Однако, будучи материалистами не только историческими, а и диалектическими, все мы прекрасно понимаем, что лепешки – лепешками, пироги – пирогами, но ведь и не хлебом единым человек проживается. Сознание не только формируется бытием, но, в свою очередь, в известных пределах данного способа производства, само начинает определять бытие и диктовать тот или иной ход общественного развития.

Теперь попробуем вспомнить, из-за чего год тому назад не на шутку возбудилось общественное сознание нашего т.н. «среднего класса»? Хотя главная заварушка началась сразу после декабрьских выборов в Госдуму («нечестных»), сознание начало возбуждаться парой месяцев ранее, неожиданно придя в негодование от проведенной на съезде ЕР («ПЖиВ») заурядной и вполне ожидаемой рокировочки Путина с Медведевым (Вована с Димоном). В этот момент в сознании «среднего класса» произошел некий пороговый скачок, что-то там такое щелкнуло и на народ снизошло озарение: «Ба, господа хорошие, а ведь мы-то в «этой стране» ничегошеньки не решаем! С нами-то никто даже не советуется, нас никто ни о чем не спрашивает. Эти два парня между собой перетерли, один другого назначил, затем переназначил – вот, собственно, и вся наша политика до копейки. А мы как же? Мы Народ или мы хрен собачий? Мы тоже хотим в истории участвовать…»

 

Оглядевшись вокруг, люди вдруг обнаружили: несмотря на то, что на носу выборы, выбирать то по сути некого! Никакой реальной оппозиции, никакой альтернативы, все схвачено властью, все кандидаты в президенты, все партии оплачены и назначены сверху, все поют на разные голоса одну и ту же песню. Отчего так?

Где-то в глубинах подсознания назойливой, противной навозной мухой вертелся и жужжал ответ: да потому с нами не считаются, потому нас в грош не ставят, что в плане политическом мы есть никто и звать нас никак. Слабы, разобщены, неорганизованны, идеологии не имеем никакой. Оттого и называют нас «средний класс» - т.е. никакой, несуществующий класс, ибо современный капитализм не знает понятия «третье сословие», а современное общество не делится на три – только на два. Есть верхи и есть низы, есть эксплуататоры и есть эксплуатируемые. А посередине – нет ничего, одна гулкая пустота. И тот, кто называет себя «средним» - тот обыкновенный дурак, не желающий признавать своего ничтожества и мнящий себя бог знает кем.

 

Однако праведный гнев вперемежку с «историческим оптимизмом» без труда притушили робкий огонек критического разума. Прибыв 10 декабря на Болотную площадь, мы обнаружили, во-первых, что нас достаточно много, а во-вторых, мы оказались не брошенными на произвол уличной стихии: у нас нашлось весьма активное, представительное, бойкое и велеречивое руководство. Лидершип, так сказать…

 

Таким образом, из слияния разгневанных масс с их свежеиспеченными вождями родилось в декабре прошлого года т.н. «протестное движение», или, выражаясь языком охранителей режима – «оранжевая гидра», о ста тысячах ног и десятке-полтора голов, которая с шумом, с топаньем, хлопаньем и гиками, с песнями и плясками принялась шататься по проспектам и площадям, выдвигая тут и там разнообразные требования «общегражданского» характера. Эффективность этого шатания была, прямо скажем, невысокой. Все сводилось к рисованию и демонстрации сатирических плакатов, выслушиванию эмоциональных речей лидеров и зычному скандированию лозунгов и речевок типа «Путин – вор!» и «Мы здесь власть!».

 

А тем временем власть предержащая, присмотревшись к гидре и придя в себя от первого шока, начала действовать. Сначала она показала, что и сама может организовать митинги даже помногочисленнее, чем у оппозиции. А затем, по мере того, как уставшие от бесполезной ходьбы ноги гидры стали потихоньку отваливаться, власть принялась разбираться с гидренными головами. Тут стратегии и тактики шли в ход самые разнообразные. На какие-то головы в виду их совсем уж непролазной тупости и полной ничтожности просто не обращали внимания, и они отпадали сами собой. Некоторых соблазняли всякими заманчивыми предложениями, от которых невозможно отказаться. Экологические головки, скандировавшие «Мы здесь Химкинский лес», этим самым лесом и отправлялись восвояси. К каким-то головам, которые громче всех кричали про «мы здесь власть», применялась смешанная тактика: с одной стороны против них выкатывали их любимый компромат, а с другой, кооптировали в управленческие структуры крупной буржуазии. Ну и наконец, на самые отвязные, непокорные и бескомпромиссные головушки, напиравшие на лозунги типа «Мы отсюда не уйдем!», залезавшие на столбы, в фонтаны, мусорные контейнеры и т.п. объекты городской инфраструктуры, и «радикализировавшиеся» до такой степени, что стали вводить в свой репертуар «социальные» кричалки – на эти буйны головы кровавый режим обрушил самые ужасные репрессии.

 

Одного социалиста, «системного», выходца из КГБ (как известно, сия великолепная кузница кадров с незапамятных времен выковывала самых несгибаемых и убежденных социалистов), безжалостно вышвырнули с насиженного места в Думе, вдобавок лишив ни за что, ни про что законно нажитой непосильным трудом социалистической частной собственности – охранной конторы. Прогрессивная общественность, разумеется, пришла в сильнейшее негодование: феодально-коррупционная диктатура лишний раз продемонстрировала всему цивилизованному миру, что для неё воистину нет ничего святого. Но революционная общественность непременно поумерила бы свой обличительный пыл, кабы только знала, какой убойнейшей, сногсшибательной мощи удар ожидает её буквально за углом.

 

Беда в лагерь «несистемной оппозиции» нечаянно нагрянула, как это часто случается, с неожиданной стороны. Роковой снаряд вылетел из телевизионной пушки – из закоптелого жерла того самого канала НТВ, который все уважающие себя оппозиционеры давно привыкли презирать и ни во что не ставить. Над глупыми и бездарными пропагандистскими поделками прорежимного зомбоящика не поглумился в свое время только ленивый. Сколько тонкой иронии, сколько едчайшего сарказма и самых изысканных сатирических издевок вылилось на головы продажных и недалеких сотрудников НТВ после выхода в эфир ролика под названием «Анатомия протеста». Хихикали, ржали, уписывались со смеху, рисовали карикатуры, строчили в блогах уничижительные пародии, носили в Останкино коробочки с печеньем, приклеивали на автомобили гнусной телекомпании стикеры с позорными надписями – словом, оттянулись по полной программе…

 

И вот на экраны вышла вторая серия шедевра. Ну что там может быть, подумали. Очередной понос, набор бездоказательных штампованных «разоблачений», многозначительные намеки на «иностранное финансирование», бочка печенья, ящик варенья, пресловутый «госдеп». Скучно, девушки…

Ан нет, на сей раз все оказалось куда веселее и куда серьезнее безобидных кондитерских изделий. Фильм «Анатомия протеста-2» вполне возможно на «Оскара» не потянул бы, но дело свое он сделал – забил последний гвоздь в гроб «протестного движения». Главным героем картины оказался самый революционный революционер, самый радикальный радикал, прекрасный принц Болотной площади и сахарного проспекта – Сергей Удальцов.

 

 Изюминкой фильма стали документальные кадры оперативной видеосъемки, на которых отважный Сережа и его соратники по борьбе за народное счастье мирно беседуют о том, о сём с полнотелым, жизнерадостным человеком, депутатом парламента демократической Грузии, главой комитета по обороне и безопасности, видным специалистом по «цветочным революциям», товарищем Гиви Таргамадзе. В ходе конструктивных переговоров высокие стороны обсудили шаги, которые, по их просвещенному мнению, необходимо осуществить на территории РФ, чтобы раз навсегда покончить со свирепой путинской диктатурой и перейти к планомерному насаждению свободы и демократии. Речь шла о таких сугубо мирных, но насущно необходимых мерах, как силовой захват власти в городах Москве, Калининграде и Владивостоке, осуществлении диверсий на газопроводах, привлечении к ненасильственным действиям чеченских боевиков и т.п. рукопожатных акциях. Своеобразной вишенкой на верхушке изумительного революционного торта позиционировался захват колокольни Ивана Великого – той самой, что в Кремле располагается.

Естественно, что вся эта феерическая активность должна была осуществляться не за здорово живешь. Бесплатно ведь только птички поют. Чудесный грузин клятвенно обещался добыть ребятам из «Левого фронта» требуемые суммы в долларах.

 

Признаюсь, кинолента произвела на меня крутое впечатление. Да что там я - даже у видавших всякие виды сотрудников редакции бурцев.ру челюсти поотвисали. Какой, однако, ароматный набор самых тяжелых статей УК в одном флаконе – и ведь крыть то нечем…

 

Представим себе, на минуточку, что нечто подобное случилось далеко за океаном – в самой, так сказать, «цитадели демократии». Один из лидеров движения «Окупай» попался на обсуждении с членом иранского парламента планов захвата Капитолия, отделения от США штата Огайо, а также взрыва Бруклинского моста при помощи боевиков «Аль-Каиды». Какая награда ждала бы в этом случае нашего героя? Наверное, самым скромным призом стала бы бесплатная путевка в один из роскошных пятизвездочных отелей Гуантанамо-бэй по системе «всё включено», с полным комплексом физкультурно-оздоровительных процедур. О более внушительных формах поощрения я даже думать не хочу – страшно…

 

Вы скажете, что я купился на примитивную поделку провластных «пропагандонов». Что угроза жизни и здоровью российского буржуазно-олигархического государства в киноленте «Анатомия протеста-2» сильно преувеличена и что будь такая угроза хоть чуточку реальной, Удальцов с компанией уже давно сидели бы под замком. Что левофронтовская шпана, даже получив в свое распоряжение все деньги мира и его окрестностей, в принципе не способна по мановению волшебной палочки превратиться в отчаянных бородатых мужиков из «Аль-Каиды», а Калининграду до Бенгази пока ещё, слава Всемогущему, очень и очень далеко. Что все раскрытые в фильме наполеоновские планы наших горе-революционеров – обыкновенный блеф для выколачивания бабла из фраеров ушастых. Что забраться на колокольню, вывесить там свои флаги и проорать хором «Путин – козёл!» эти ребята, пожалуй, могут, но вот всё остальное – из разряда страшилок для недалеких домохозяек.

 

Не спорю, это, скорее всего, так и есть. Это верно. Как верно и то, что первый поход в настоящую политику нашего «среднего класса» благополучно завершился. Точнее говоря, завершился он не благополучно, а бездарно, жалко и убого. Как и должен был изначально завершиться. В тупике. Подобно чиновнику Мармеладову, нам «уже некуда больше идти». По крайней мере, по дорожке борьбы «за честные выборы».

Следуя за нашими фальшивыми, хулиганистыми «вождями», мы умудрились больно упасть с колокольни, даже не взобравшись на неё. Теперь остается только потирать ушибленные места и… завидовать. Кому? Ну как кому – тем, у кого уже есть настоящая политика, настоящая история, настоящие выборы, на которых решаются судьбоносные вопросы. Венесуэле, Ирану, Зимбабве и далее по списку, читать с конца…



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100