Лефт.Ру |
Версия для печати |
С началом очередного, какого уже по счету, обострения обстановки в секторе Газы я полистал подшивку материалов Лефт.ру на данную тему, накопившихся более чем за десятилетие. Статьи, очерки, репортажи, заметки – произведения очень разные по стилю, углу зрения автора, глубине рассмотрения проблемы и т.п. критериям публицистического творчества: от совсем уже пожелтевшего от времени, аж 2004 года, перевода редакционной колонки в египетской «Аль-Ахрам» под говорящим названием «Шарон бьет Газу», до одного из лучших текстов об израильско-палестинском конфликте, написанных когда-либо по-русски - статьи Аллы Никоновой «О личных впечатлениях» 1 .
Покопавшись во всем этом богатстве, пришел к выводу, что практически любой из прежних наших материалов о Газе можно смело ставить в сегодняшний номер. Перед зрителями разворачивается всё та же пьеса с тем же сюжетом и декорациями, на сцене все те же действующие лица. Остается всего лишь слегка подкорректировать программку, изменив в ней имена актеров, часть из которых за столь долгий срок успела либо уволиться из театра, уйти на заслуженный отдых, либо вообще оставить сей бренный мир, получив предварительно кто «Оскара», кто Нобеля за «выдающийся вклад», а кто и пулю в лоб…
Но билеты проданы, деньги в кассу уплачены, публика удобно уселась в свои кресла и с нетерпением жует попкорн. Поэтому «шоу должно продолжаться», а «матч состоится в любую погоду». Добро пожаловать на ближневосточный «Эль-классико» : «Израиль»-«Газа»!
В современном мире трудно найти другое общественное событие, которое повторялось бы с такой правильной цикличностью. Даже экономические кризисы, которым, казалось бы, самой природой капитализма положено случаться строго периодически – и те не идут в сравнение. Ведь для громадного большинства населения планеты кризис давно уже стал мрачной повседневностью, бездарным, унылым и тягомотным спектаклем без антрактов на буфет и пиво с бутербродами. А тут – всё происходит с удивительной регулярностью, как по заказу. Хотя почему как? Одно важное израильское официальное лицо выразилось на сей счет вполне откровенно: «Такова наша стратегия. Вам ясно? У нас нет иного выбора, кроме как бить нашего врага по морде каждые несколько лет» 2 .
Так что заказец, как видим, налицо. И на то лицо, которое официальное, и на то, которое есть морда для битья по ней. А главное, что «нет иного выбора», т.е. «нет альтернативы», как любила когда-то говорить добрая старушка Мэгги Тэтчер. Ну а раз выбора нет, то, значит, представления с мордобитием не миновать, а сценарий сего действа в общем и целом заранее известен. Так зачем писать что-то новое, если можно повторить старое, уже написанное прежде? Причем иногда даже весьма толково написанное. Это как раз тот случай, когда повторение уже не только мать учения, а его отец, сын, святой дух и треклятая бабушка.
Но реальная жизнь имеет свои законы. События происходят и, при всей дурной бесконечности зловещего сериала, о каждой новой серии надо что-то говорить, как-то её анализировать, делать какие-то заключения и прогнозы на предмет содержимого черепной коробки сценариста, режиссера и продюсеров. Новостные ленты, телерепортажи, газетные полосы снова и снова заполняются привычным набором немудреных и давно заезженных пропагандистских штампов: «терроризм «Хамас»», «ответ Израиля», «угроза безопасности еврейского государства», «право Израиля на самозащиту», «случайные жертвы среди гражданского населения Газы» и т.д. и т.п. Впрочем, время не стоит на месте, и с каждым годом втюхивать публике подобную лабуду становится всё труднее.
Вот «Аль-Джазира» интервьюирует пресс-атташе израильского правительства. Бедняга вертится как уж на сковородке. Запущенная Израилем (разумеется «в ответ») «высокоточная» ракета угодила прямиком в здание, где размещались корпункты и офисы иностранных СМИ. Что тут скажешь в оправдание? «Израиль – демократическое государство и уважает свободу слова» - не слишком уверенно выдавливает из себя официальный представитель «единственной демократии на Ближнем Востоке». «Тогда почему обстреливаете журналистов?» - спрашивает ведущий. «По нашим сведениям «Хамас» использовал крышу здания для обстрелов Израиля и мы нанесли по ней хирургический удар». На картинке из обломков «хирургически» обработанного многоэтажного дома валит черный дым, а ведущий говорит о десятке раненных журналистах, одному из которых оторвало ногу (хирургия, однако!). Но пресс-атташе таки находит выход: «В здании располагался офис хамасовского телеканала «Аль-Акса», который не есть свободное СМИ, а является орудием тоталитарного режима, точь-в-точь как ТАСС в бывшем СССР».
Какую только ахинею не будешь нести, покрывая военные преступления! Купится ли кто на подобный вздор? Очевидно, что, к сожалению, многие покупаются, иначе столь скверно изготовленный товар не вываливали бы в таких несметных количествах на информационные прилавки.
Грандиозный успех продаж вздорного продукта в значительной мере обусловлен тщательно разработанной и обкатанной в течение многих десятилетий стратегией подачи информации. Суть её состоит в локализации и фрагментации арабо-израильского конфликта, когда каждый последующий его эпизод берется отдельно, вытаскивается из более чем векового исторического контекста, рассматривается как «вещь в себе», и преподносится зрителю в виде снапшота, мгновенного снимка, никак не связанного с предыдущими кадрами (которые страдающий глубоким склерозом обыватель обязан к тому времени напрочь забыть). Это позволяет находчивым режиссерам снабжать готовую картинку удобными для них и их хозяев титрами. Лишенными исторического фона кусками пропаганды можно вертеть как угодно, самым бесстыжим образом перевирая и передергивая даже общеизвестные факты.
Подобного подхода к освещению ближневосточных событий придерживается большинство крупнейших западных, в особенности американских, СМИ. Отклонение от принятых стандартов строго пресекается. По мнению известного блоггера, профессора ближневосточных наук Асада Абу-Халила, любая попытка контекстуализации «ракетной войны» рассматривается сионистами и их приспешниками чуть ли не как «услуга терроризму» 3 . Против тех журналистов, которые не понимают «по-хорошему» и не поддерживают израильскую версию, применяются более сильные средства, вроде обстрела пресс-центра в Газа-Сити.
Правильно понимать происходящее сегодня в Газе означает не только видеть историческую перспективу еврейско-палестинского противостояния. Не менее важно четко представлять себе классовый аспект проблемы, увязывать события, носящие на поверхностный взгляд чисто локальный характер, с общемировой тенденцией системного кризиса капитализма.
Нынешняя ситуация в секторе Газы составлена, сплавлена, соткана - «сделана» из острейших противоречий современного империализма, не находящих своего разрешения в рамках наиболее «продвинутых» технологий господства, с различной степенью успеха применяемых Империей в других «горячих точках».
Особая ожесточенность и небывалая продолжительность конфликта в Палестине объясняется его крайней антагонистичностью: это классический пример игры с нулевой суммой. У противоборствующих сторон нет и не может быть никаких общих интересов или целей. В конечном счете, каждая сторона заинтересована в исчезновении своего противника. Разумеется, силы и возможности участников противостояния несравнимы. С одной стороны мощнейшая региональная держава, пользующаяся практически ничем не ограниченной поддержкой мирового гегемона, США, имеющая современную, высокотехнологичную экономику, содержащая колоссальный даже по современным меркам аппарат принуждения, одну из сильнейших армий мира, владеющая неисчислимыми запасами не конвенционального оружия. С другой стороны – разрозненное скопление лагерей беженцев, нелепое, противоестественное сообщество нищих бантустанов, квази-«автономия», не имеющая ни сколь-нибудь определенного международного статуса, ни даже самого жалкого подобия суверенитета, ни элементарных прав распоряжаться собственными природно-географическими ресурсами, выстраивать собственную экономику и потому вынужденная влачить жалкое, унизительное существование на подачки международных доноров-«благотворителей». Понятно, что всякая попытка людей, населяющих это историческое недоразумение, хоть как-то изменить свою судьбу в лучшую сторону, немедленно объявляется «нелегитимной», «нарушающей международные нормы», «угрозой существования» и, ясное дело – «терроризмом».
Характерно, что господство евреев над палестинцами осуществляется преимущественно (процентов на 99%) посредством грубого военно-административного насилия. Вопреки известной пословице «на штыках долго не усидишь», «сидение» Израиля на Ближнем Востоке вот уже более ста лет (считая от начала сионисткой колонизации Палестины в конце 19-го века) происходит почти исключительно на этих весьма острых и мало напоминающих удобное кресло предметах. А ведь несколько исторических эпох уже успело смениться! Необъятные империи, над которыми никогда не заходило солнце, либо распались, либо, под давлением революционно-освободительных сил, вынуждены были существенно изменить свой «формат». Возникли всякие «неоколониализмы», «пост-империализмы» и т.п. гибкие да усовершенствованные механизмы угнетения «отсталых народов», основанные на гармоничном сочетании кнута и пряника – грубых, примитивных методов прямого подавления кулаком милитаризма с изощренными технологиями экономического, политического и культурного проникновения эксплуататоров в плоть, кровь, клетки, в молекулы и атомы эксплуатируемых стран и народов. В нашем же случае пряника, пусть и самого жесткого, днем с огнем не сыщешь, зато кнутов, штыков и кулаков имеется в изобилии в самых что ни на есть отмодернизированных и изощренных модификациях. И дело здесь не только и не столько в том, что Израилю по сути нечего предложить своим соседям в качестве пряника. За счет своей встроенности в западный империализм, Израиль обладает существенными экономическими преимуществами, хотя в плане культурно-интеллектуальном он, пожалуй, проигрывает своим оппонентам, причем местами весьма значительно. В общем, какие-либо основания для взгляда на арабов сверху-вниз, кроме военной мощи, у евреев, по всей видимости, отсутствуют. Но суть проблемы, повторим, состоит в несколько ином обстоятельстве, а именно – в самой природе сионистского проекта.
Дело в том, что с самого своего рождения в конце позапрошлого столетия, еврейский колониализм в Палестине является колониализмом сеттлерским, т.е. поселенческим. Этот тип колониальной экспансии есть самая древняя, можно даже сказать исконная, разновидность колониализма. Сеттлеризм зародился, скорее всего, на стадии разложения первобытнообщинного строя, когда первые побеги рабовладения уже начали прорастать, однако производительность общественного производства все ещё не была достаточно высокой для того, чтобы рабство стало основой экономики. По этой причине более сильные, хорошо вооруженные и организованные племена и кланы, одерживая верх над своими слабыми соседями, предпочитали просто напросто физически истреблять побежденных, присваивая их имущество, домашнюю утварь, скотину и, главное – землю. Лишь совсем незначительной части пленных сохраняли жизнь и обращали в дармовую рабсилу, либо в наложниц. Примеры такого рода завоеваний в изобилии содержит Ветхий Завет, вся «морально-этическая доктрина» которого заключается в воспевании, оправдании и регламентации того, что в наши политкорректные времена принято называть такими обидными словами, как «геноцид» и «этническая чистка». Поэтому вовсе не случайно, что, наряду с догмами европейского буржуазного национализма, древнееврейские народные сказки, мифы и легенды, составляющие Библию (в особенности сказание о «Земле обетованной» и её героическом завоевании вышедшими из египетского рабства потомками Авраама по указанию самого Всевышнего), легли в основу сионистского учения.
По мере развития производительных сил и увеличения общественного прибавочного продукта возникали и развивались новые, более «прогрессивные», эффективные и опосредованные механизмы эксплуатации, в том числе и колониальной. Они постепенно вытесняли примитивный и грубый разбой сеттлеризма, заменяя его на куда более изощренные формы грабежа зависимых народов, основанные на «разумном» сочетании кнута политэкономического и прямого насилия, которое опять же все более и более становилось выражением экономического могущества «цивилизованного мира». Уже древнеримская империя вполне обходилась без этнических чисток, успешно применяя такие знакомые нам всем по современной реальности технологии господства, как неэквивалентный обмен, культурная экспансия, «демократия для привилегированных» в имперском центре и взращивание «компрадорской элиты» на периферии, политическая игра на т.н. «балансе сил» в вассальных регионах и т.п. способы раздевания клиента с сохранением его жизни и здоровья. Народы и этносы, населявшие просторы Римской империи (в частности Палестину), не только досуществовали до наших дней, но и многие сами со временем превратились в тех ещё империалистов…
Казалось бы, логика экономико-технологического прогресса, накопление человечеством культурных и материальных богатств должны были неминуемо изжить поселенческий колониализм, отправив его в кунсткамеру мировой истории. Так непременно бы и произошло, кабы общественное развитие шло не по диалектической спирали, а по позитивистской прямой линии, кабы общественные отношения, а вместе с ними богатства, научные знания и технические усовершенствования развивались, накапливались и распределялись равномерно, согласно человеческой воле, по разумному плану. В действительности же все происходило совершенно наоборот. Производительные силы шли вперед противоречиво, стихийно и неравномерно, порождая со временем всё большее неравенство, всё больший разрыв между богатыми и бедными, между властителями и подданными, между сильными и слабыми. Антагонистический характер общественного развития достиг своего апогея в эпоху раннего капитализма. Именно тогда на исторической арене вновь объявился сеттлеризм.
В 16-17-м веке, в эпоху бурного развития в Европе капиталистических отношений, началось массовое заселение европейцами американского континента. Слом феодальных порядков привел, с одной стороны, к резкому удорожанию земли, а с другой, к образованию целой армии лишних людей, «не вписавшихся в свободный рынок» - мелких фермеров, хозяйчиков, ремесленников, и прочих представителей «среднего класса», которых жестокая конкуренция нещадно превращала в бесправных пролетариев, навлекая на них безвыходную нищету и страшное проклятие наемного рабства. Отселение на недавно открытые «пустующие» земли было для этих людей единственным способом сохранения не только «чести», но и самой жизни. Основным мотивом, двигавшим беженцами от европейского капитализма, был мотив захвата «свободной» земли. В особенности это касалось переселенцев из Англии о Голландии. Вот что пишет по этому поводу Дж.Сакай 4 :
«Что сделало Северную Америку столь желанной в глазах этих людей? Земля. Евро-американские либералы и радикалы редко обращали внимание на земельный вопрос. Можно сказать, что им не приходилось заниматься этим вопросом, потому что их народ уже заимел землю. Возможность принять участие в грабеже индейских земель – вот, что манило европейцев, вот ради чего они оставляли свой дом и пересекали Атлантику. Рост капитализма в Англии привел к кризису землевладения и арендаторства.»
Решающим фактором, обусловившим «успех» сеттлерского предприятия европейцев в Северной и, отчасти, в Южной Америке, был огромный разрыв между фазами исторического развития, в которых пребывали «нация угнетателей» и «нация угнетенных». Этот разрыв носил по сути формационный характер. В то время как европейские колонизаторы уже активно вступили в капиталистическую фазу частнособственнических отношений, их противник всё ещё находился в доклассовой, доантагонистической формации первобытного коммунизма. Столь фатальное соотношение исторических сил и опыта обрекало коренных обитателей Америки не просто на поражение, а на геноцидное вымирание. Это было, пожалуй, наиболее трагическое и катастрофическое проявление объективного закона неравномерного развития во всей истории человечества.
В следующий раз поселенческий колониализм в полной мере возродился в конце 19-го – начале 20-го века, став «последним убежищем» для тех буржуазных наций, которые сформировались относительно поздно и посему либо «опоздали» к разделу колоний (немцы), либо вообще не имели собственной территории и государственности (европейские евреи). Хотя и старые добрые, уже вполне сформировавшиеся империи, тоже не брезговали сеттлеризмом, так британские поселенцы создали свою «процветающую» колонию в Родезии. Новый сеттлеризм столкнулся с очевидной структурной проблемой: к тому моменту на планете, за редкими исключениями, уже не осталось «свободных» земель для расселения, как и бесклассовых обществ, над которыми можно было бы легко и безболезненно совершить «цивилизованное» насилие. Помимо этого в колониальном мире уже вовсю шла национально-освободительная борьба, ставившая своей целью полное избавление угнетенных империализмом народов от всякого, пусть даже только лишь «экономического», закабаления. Мощный толчок этой борьбе дала Великая октябрьская социалистическая революция. В условиях всемирного подъема рабочего движения западная буржуазия стала широко привлекать к своим империалистических прожектам национальный пролетариат. Возник т.н. «национал-социализм», главной отличительной чертой которого стал империалистический союз крупной финансово-монополистической буржуазии с буржуазией мелкой и значительной частью рабочих. Наиболее яркими примерами подобного рода классовых коалиций являются германский нацизм и сионизм. И если первый, поставив перед собой чересчур неподъемные задачи, был, хоть и ценой чудовищных жертв, остановлен и разгромлен, то второму удалось не только выжить, но и весьма преуспеть.
Более-менее разобравшись с классовой природой и историческим генезисом еврейского колониализма в Палестине, мы можем трезво и непредвзято оценить как нынешнюю ситуацию вокруг сектора Газы, так и общую перспективу дальнейшего развития ближневосточного конфликта. Прежде всего, попробуем ответить на уже давно набивший оскомину вопрос: возможно ли мирное разрешение израильско-палестинского противостояния? По нашему мнению, очевидно, что невозможно. Сеттлеризм, современной инкарнацией которого является сионистское движение, есть наиболее радикальная, примитивная, грубая и агрессивная разновидность империализма. В форме сеттлеризма империализм достигает своего исторического предела, исчерпывает себя до самой последней капли, доводит свои внутренние противоречия до крайней точки кипения с дальнейшим переходом в парообразное состояние. Внутренняя динамика сеттлерского колониализма такова, что поселенческое образование может достигнуть «мира» лишь решив свою «системообразующую» задачу: тотальную очистку «подведомственной» территории от «излишнего» коренного населения. Либо он эту задачу успешно разрешает, и тогда мы получаем «маяк демократии», Соединенные Штаты Америки, либо он упирается в отчаянное сопротивление «наглых» аборигенов, стопорится, разваливается и гибнет, как это произошло с французами в Алжире. Никакого «среднего пути» здесь нет и быть не может.
Получив ответ на первый, самый главный вопрос, нам будет нетрудно ответить и на следующий: каким образом Израиль может разрешить свою «основную задачу», т.е. доведение до логического конца этнической чистки палестинских арабов? Ответ: только в результате всеобъемлющего, тотального военного столкновения со всем арабским (мусульманским) миром, как это уже один раз случилось в ходе т.н. «Войны за независимость» в 1948 году. Отсюда совершенно ясно, что настойчивые поиски малейшего повода для развязывания очередной войны в регионе, постоянное подогревание антимусульманской и антииранской истерии, науськивание всего «мирового сообщества» против исламской республики есть ни некая девиация обычно «миролюбивой» и «рациональной» политики еврейского государства, ни некие происки ликудовских «ястребов», противостоящих «прагматикам», «технократам» или там кому ещё. Все эти «крайние проявления» являются на самом деле ничем иным, как «генеральной линией» сионизма, выражением его классовой сути, практическим воплощением его «высшей идеи» и «чистого разума». А все так называемые «мирные процессы», бесконечные «переговоры» ни о чем, фальшивая риторика произраильской пропаганды на тему «нового Ближнего Востока», которому якобы мешают «происки исламского терроризма» - как раз и есть девиация, досадное отклонение от «генеральной линии», болезненная и досадная необходимость приспосабливаться к тяжким реалиям мировой политики, не позволяющим раз и навсегда решить «палестинский вопрос».
Необходимо четко уяснить ещё один очень важный момент. Современный империализм сам по себе не в силах найти решение ближневосточного конфликта. Верно, что интересы Израиля и его безумная политика входят во все более острое противоречие с политическим и экономическим курсом т.н. «либеральных элит» англо-американской Империи, безуспешно пытающихся побороть или хотя бы смягчить последствия глобального кризиса капитализма. Верно, что каждое новое обострение израильско-палестинского конфликта больно бьет по имиджу Соединенных Штатов в исламском мире, пробуждает и консолидирует политическое сознание арабских народных масс, мешая этим самым «демократическим элитам» обделывать свои хитрозадые комбинации по «тонкой настройке» региона: преобразованию «арабской весны» в серию прозападных «оранжевых революций». Не сложно представить себе, как Обама, Клинтониха, их «партнеры» из ЕС спят и видят сладкий сон, в котором Господь Бог милостиво избавляет их на веки вечные от абсурдных, до смерти надоевших «гарантий безопасности» крошечного, задиристого и ненасытного расистского анклава, а затем дает зеленый свет на установление «империализма с человеческим лицом», при котором мерное и регулярное пополнение карманов и закромов «цивилизованного сообщества» лишь изредка перемежается «миротворческими акциями» по «принуждению к миру» очередного взбунтовавшегося «диктатора». Таковы, по всей вероятности, самые сокровенные мечты этой приятной и вежливой компании. Разумеется, сим мечтаниям никогда не суждено сбыться. Не суждено по той простой причине, что агрессивный, примитивный израильский сеттлеризм является продолжением и органический частью «продвинутого» и «цивилизованного» империализма, исповедуемого США и Европой. По той простой причине, что в реальности не существует мух отдельно от котлет – яростного поселенческого колониализма отдельно от его «гуманного» родителя и заботливого опекуна, империализма с «человеческим лицом». Да, вместе им нелегко, но и друг без друга они не могут обойтись. «Хороший», «прогрессивный», «гуманный», «демократический» имрериализм либералов-общечеловеков и «плохой», «реакционный», архаичный, расистский и дуболомный колониализм фашиствующих сеттлеров есть две неотъемлемые составные части единого исторического процесса, противоречивого и антагонистического по своей природе. Обе части неразрывно связаны пуповиной капиталистического накопления, они взаимно подпитывают и едят друг дружку.
Аналогичным образом, «хороший», «цивилизованный» капитализм, являясь средой антагонистической, не может обходиться без самых крайних и жестоких форм эксплуатации, включая рабство.
«Рабство представляет собой в высшей степени важную экономическую категорию» - писал когда-то Маркс в «Нищете философии». «Уничтожьте рабство, - и вы сотрете Америку с карты народов». Правда, Энгельс, спустя много лет поправлял своего товарища, вставив в переиздание его работы примечание, что, дескать, «это было совершенно справедливо до 1847 года». Однако, как показала история, те давние марксовы заключения остаются справедливыми и по сей день. В нашу эпоху торжествующего «постиндустриализма» рабов - не наемных, а самых настоящих, рабовладельческих - обнаруживают чуть не ежедневно: то в южноафриканских шахтах, то в какой-нибудь «рыночно-демократической» Кущевке, а то и в рядовом московском продмаге. «Уничтожьте рабство, - и вы сотрете капитализм с карты народов» - так следовало бы отредактировать слова классика сегодня. Уничтожьте империализм «цивилизованных наций», - и вы решите проблему сектора Газы. Или, по крайней мере, поймете, из чего же он сделан…
1 http://left.ru/2009/1/nikonova183.phtml
3 http://english.al-akhbar.com/blogs/angry-corner/war-gaza
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |