Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джеймс Петрас
Кризис капитализма и религия

 

 

Начало 21-го столетия (2000-2012) ознаменовалось для большей части американцев глубоким и продолжительным экономическим кризисом, целой серией империалистических войн и падением уровня жизни. Как люди реагировали на все это?

 

Прежде всего следует отметить, что кризис не привел к возникновению широкого и долговременного общественного движения, которое могло бы бросить вызов господствующей двухпартийной системе. В какой-то момент движение «Оккупай», бросившее вызов 1% сверхбогачей, зародило надежду на качественное изменение структуры и характера протеста, однако этой надежде не суждено было сбыться.

 

Закономерен вопрос: много ли людей обратилось к религии, пытаясь найти в ней утешение в нелегкие времена? Стала ли религия тем «опиумом народа», о котором писал Маркс, или, может быть, совсем наоборот, религиозные верования и учреждения сами пострадали от кризиса и утеряли свою духовную привлекательность из-за неспособности помочь людям в разрешении их повседневных бед: избавить их от безработицы, нужды и потери социального статуса? Иными словами, принесло ли наше время нескончаемого кризиса и имперских войн процветание основным религиозным конфессиям, или они сами стали неотъемлемой частью общего упадка американской империи?

 

Согласно данным исследования 2008 года, самой большой религиозной конфессией является христианство, объединяющее 173,402 миллиона верующих или 76% взрослого населения. На втором месте идет иудаизм с 2,680 миллиона, составляющих 1,2% взрослых граждан. Далее следуют восточные религии (буддизм, индуизм и т.п.) – 1,961 миллион человек (0,9% населения) и ислам – 1,349 миллиона и 0,6%. Атеисты, т.е. люди не исповедующие никакой религии, составляют самую многочисленную, после христиан, группу взрослых американцев: 34,169 миллиона человек, или 15% всего взрослого населения.

 

  

Религиозная принадлежность взрослого населения США в период 1990-2008

(в миллионах и процентах)

  ВзрослоеНаселение1990 Взрослое население2008 Процентное изменение Процент от всего населения 1990 Процент от всего населения 2008 Изменение процента от всего населения 1990-2008
Взрослое население (млн. чел.) 175,400 228,182 30.1%      
Христиане 151,225 173,402 14,7% 86,2% 76% -10,2%
Иудеи 3,137 2,680 -14.6% 1,8% 1,2% -0,6%
Восточные религии 687 1,961 185,4% 0,4% 0,9% 0,5%
Ислам 527 1,349 156% 0,3% 0,6% 0,3%
Безбожники 14,331 34,169 138,14% 8,2% 15% 6,8%

 

Данные исследования показывают динамику падения числа взрослых христиан: начиная с 1990 года их количество упало с 86,2% до 76%. Иудаисты также снизили свою численность – с 1,8% взрослого населения в 1990 году до 1,2% в 2008 году, в то время как восточные религии подросли с 0.4% до почти одного процента взрослого населения. Аналогично, вырос процент мусульман – с 0.3% в 1990-м до 0.6% в 2008-м году. Процент безбожников среди взрослых увеличился за рассматриваемый период с 8,2% до 15%.

 

В то время как процент христиан и иудаистов от всего взрослого населения падал, в абсолютных цифрах тенденция в обеих конфессиях была различной: число христиан в период между 1990 и 2008 годами выросло на 2,218 миллионов человек, а число иудеев, напротив, снизилось на 457 тысяч. Иудаизм является единственной религией, число приверженцев которой постоянно снижается.

 

Общее число адептов ислама и восточных религий уже превысило число иудеев на 30%. Евреи сегодня составляют всего 1,2% от взрослого населения США, а мусульмане вместе с буддистами и индуистами – 1,5%. Разрыв между христианами и нерелигиозными взрослыми американцами за последние 20 лет сократился. Основной упадок среди христиан произошел за счет «основных христианских церквей» (методистов, лютеран, пресвитериан, епископальной/англиканской и Объединенной Церкви Христа) – с 32,8 миллиона в 1990 году до 29,4 миллиона в 2008 году. Среди «неопределенных протестантов»  - с 17 миллионов до 5,2 миллиона. Наибольший рост произошел среди «неконфессиональных христиан» - с 194 тысяч в 1990-м до 8,03 миллиона в 2008-м году. Католики и баптисты хоть и подросли в абсолютном числе, но с трудом удержали процент в общем числе взрослого населения.

Анализ религиозных течений в политико-экономическом контексте

 

Из приведенных выше данных следует, что, вопреки большинству наблюдателей и экспертов, экономический кризис не привел к подъему религиозной идентификации -  поиску «духовного утешения» среди социального отчаяния. Магистральные церкви и синагоги не только не привлекают новых прихожан, но и теряют прежних, потому что им по сути нечего предложить своей пастве во всем, что касается решений насущных проблем бытия (выплата ипотеки, банкротства, безработица, потеря сбережений, пенсий или акций). Даже такие наиболее потусторонние, апокалипсические церкви, как пятидесятники, харизматики, «Born Again» и т.п. хоть и увеличили абсолютное число своих приверженцев, но относительная часть их прихожан среди взрослого населения осталась практически без изменения в последние 20 лет.

 

Декада кризиса существенно подорвала религиозную идентификацию практически во всех основных конфессиях, увеличила разброд и шатания среди верующей публики, а также резко повысила процент и общее число взрослых американцев, не связывающих себя ни с одной из религий. Большая часть «нерелигиозных» представляет собой отколовшихся от христианства и иудаизма.

 

Быстрый рост числа нерелигиозных граждан в период между 1998-2008 годами нельзя списывать на возросший уровень образования, урбанизацию или распространение идей просвещения и рационализма: все эти факторы за прошедшее время оставались практически без изменения. Что изменилось, так это растущее недовольство падением уровня благосостояния наемных работников, ростом неравенства, бесконечными войнами и полной дискредитацией основных политических и финансовых институтов. Конгресс в отрицательном свете рассматривают 78% американцев, подобное же отношение господствует и к банкам, в особенности к Уолл-Стриту. Религиозные учреждения в лучшем случае видятся как бесполезные, а в худшем – как соучастники и виновники упадка американских жизненных и трудовых стандартов. Несмотря на драматический рост числа «нерелигиозных» американцев, почти 75% по прежнему утверждают, что являются верующими одной из версий христианства.

 

Иудаизм переживает куда более острый кризис, чем основные ветви христианства. За последние 20 лет количество взрослых евреев стало меньше на 15%. Более 450000 евреев перестали идентифицировать себя в качестве таковых. Некоторые социально-экономические причины упадка иудаизма схожи с теми, которые обуславливают бегство от христианства. Но есть и специфические причины, характерные только для евреев: более 50% евреев женятся и выходят замуж вне синагоги, выбирая в спутники жизни неевреев. Некоторые переходят в иные религии – восточные либо христианство. Ортодоксальные раввины и националистические идеологи напыщенно рассуждают об «угрозе ассимиляции», приравнивая последнюю аж к «геноциду». На самом деле причины, побуждающие евреев к «бегству от себя», могут быть самыми различными. Для некоторых кровавые сказки Ветхого Завета и Талмуда входят в слишком разительное противоречие с духом современности. Кто-то действует по политическим соображениям, не желая иметь ничего общего с сионизмом и военными преступлениями Израиля. К таким «отступникам» традиционное еврейское сообщество и сионисткие политические организации относятся крайне предосудительно.

 

Заключение

Кризис религии, спад веры в бога и конфессиональной принадлежности, неразрывно связан с моральным упадком американских общественных институтов и падением жизненных стандартов. Среди христиан упадок идет медленно, но постоянно. Среди иудеев он значительно более стремительный и глубокий.

 

Однако на горизонте уже маячит «альтернативное религиозное возрождение». Все большее число христиан-фундаменталистов включаются в активную политическую борьбу, примыкая к таким экстремистским движениям, как Чайная Партия, демонизирующая социальное государство, а также к различным исламофобским произраильским группировкам, нередко замещая в них «выбывших» евреев.

 

В отличие от фундаменталистов, светское взрослое население пока еще не сумело организоваться и выработать программу действий. Возможно, это объясняется тем, что светское население включает в себя много различных социальных групп, которым труднее осознать общность интересов. Определение «нерелигиозный» само по себе ещё ничего не говорит о политической альтернативе.  Сокращение процента верующих  может иметь несколько результатов. В некоторых случаях оно способно привести к ужесточению доктрины и организационных структур для «поддержания порядка». В иных случаях оно может вызвать усиление политизации, в основном на крайне правом фланге. Среди христиан это означает более строгое следование тексту Библии, доктринерство и анти-эволюционизм. Среди евреев численное сокращение ведет к усилению племенной лояльности, к более агрессивному лоббированию и беспрекословной поддержке «Еврейского государства», этнической чистки палестинцев и к более яростным нападкам на критиков Израиля и сионизма.

 

Необходимо создать движение, которое свяжет растущую массу рациональных нерелигиозных людей с большинством американских наемных работников, терпящих экономические и социальные бедствия. Некоторые верующие и даже целые конфессии могут быть вовлечены в подобное движение, хотя оно, безусловно, вызовет и мощный отпор среди другой части верующих. Но так же как светская мораль связывает и мобилизует индивидуумов на совместные политические действия, так политическая борьба может заложить фундамент нового общества, основанного на нерелигиозной этике.

 

 

 

Оригинал находится на: http://petras.lahaine.org/?p=1925

 



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100