Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Стивен Гованс
Отличается ли разведка современной Германии от Штази?

 

 

Канцлер Германии Ангела Меркель «защищает сотрудничество Германии с программой АНБ под названием «Призм» и отвергает любые сравнения между этой программой и методами, использовавшимися Штази, тайной полицией коммунистического правительства Восточной Германии».

 

"Работа спецслужб в демократических государствах всегда была жизненно важной для безопасности граждан и останется таковой в будущем", сказала Меркель. "Для меня нет абсолютно никакого сравнения между Штази в ГДР и работой спецслужб в демократических государствах. Это две совершенно разные вещи." (New York Times 11 июля 2013 года).

 

Обратите внимание, Меркель не отрицает, что разведывательный аппарат Германии, в сотрудничестве с АНБ, шпионит за германскими гражданами, она лишь подчеркивает, что этот шпионаж является жизненно важным для общественной безопасности. Само собой разумеется, что полицейская слежка в ГДР никакой важности для общественной безопасности не представляла. Меркель прикрывается ореолом демократии для оправдания полицейских методов, применяемых демократическими государствами (если это делает демократия, это обязательно должно быть хорошо), проводя различие с коммунистическими государствами (если это делают коммунисты, это по определению плохо).

 

Но отдадим должное Меркель: она, по крайней мере, признала то, что нынешняя Германия делает то же самое, что делала в свое время Восточная Германия – шпионит за своими гражданами. Западные политики всегда делали вид, что, дескать, либеральные демократии не занимаются такими отвратительными вещами (хотя свидетельств обратного существовало более чем достаточно).  

 

Конечно, Меркель не может сказать, что германская тайная полиция и Штази есть по сути одно и то же, ведь антикоммунисты уже давно создали Штази образ тоталитарного чудовища, которое может существовать только в коммунистическом обществе. Германский шпионаж, утверждает Меркель, находится на куда более высоком (демократическом) уровне. Ведь он «жизненно важен для безопасности граждан». Ну а Штази, разумеется, занималась исключительно низменными вещами.

 

Тем не менее, ясно, что все государства озабочены предотвращением террористических актов, угонов самолетов, политических убийств и т.п. деятельности, которая угрожает общественной безопасности и нарушает нормальное функционирование системы. В этом отношении ГДР ничем не отличалась от любого другого государства.

Но определение общественной безопасности может быть очень широким, и государства неизменно ставят знак равенства между «общественной безопасностью» и «господствующим порядком».

 

Исход молодых, трудоспособных и квалифицированных восточных немцев на Запад, поддерживаемый западногерманским правительством, угрожал жизнеспособности ГДР и подрывал установленный в ней порядок, поэтому значительная часть полицейских усилий ГДР шла на приостановление оттока из страны человеческого капитала.

 

Западные немцы, которые идентифицировали себя с ГДР и симпатизировали её политической системе, представляли потенциальную пятую колонну в ФРГ, и западногерманская тайная полиция действовала против них.

 

Действительно, существовал западногерманский эквивалент Штази. Он возник на фундаменте тайной полиции Гитлера, а его сотрудники рекрутировались из бывшего персонала Гестапо. Он использовал услуги информаторов-стукачей, жучки-прослушки и перлюстрацию писем с целью испортить жизнь и осложнить деятельность людей левых политических взглядов, точно так же, как Штази проделывало все это против людей, угрожавших безопасности антифашистского рабочего государства.

 

С точки зрения тех, кто отвечал за сохранение капиталистических порядков в ФРГ и за пребывание западных немцев в орбите американской гегемонии, коммунисты и сторонники ГДР были врагами общественной безопасности.

 

Сфера деятельности тайной полиции пропорциональна доступной технологии и степени опасности, которую требуется предотвращать и сдерживать. Угроза, исходившая для маленькой и относительно бедной ГДР со стороны богатой и опекаемой США Западной Германии была во много раз больше, чем угроза ГДР для ФРГ, даже несмотря на поддержку ГДР со стороны СССР (материальные ресурсы которого не шли в сравнение с американскими).

Соответственно, роль тайной полиции в Восточной Германии была существенно выше.  

 

Для западных немцев, которые не имели сильных левых и коммунистических наклонностей, тайной полиции как бы и не существовало вовсе. Но она ещё как существовала для коммунистов и радикальных социалистов страны, и реально угрожала им. Тот факт, что БФВ, политическая полиция Западной Германии, была частью «демократического» государства, не делал ее менее навязчивой и угрожающей, чем было Гестапо для тех немцев, которые придерживались неправильных политических взглядов.

 

Итак, права ли Меркель, утверждающая, что тайная полиция современной Германии и Штази есть две совершенно разные вещи? Если и есть отличие, то не в сути этих организаций, а в степени их проникновения в жизнь граждан. Но Меркель этого никогда не признает.  Ведь охранные структуры единого демократического государства Германии куда более навязчивы и куда сильнее лезут в частную жизнь своих граждан, чем это когда-либо делало Штази.

 

 

Оригинал находится на: http://gowans.wordpress.com/



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100