Лефт.Ру |
Версия для печати |
Ибрахим Аль-Амин, главный редактор ливанской газеты Аль-Ахбар
2 сентября 2013 года
Западные комментаторы, само собой, заявят, что это их демократия вынудила Обаму отказаться от немедленного нападения на Сирию. Но если рассмотреть предысторию, ясно, что речь идет о других причинах.
Когда Обама вышел в Розовый сад перед Белым домом и заявил, что он все равно собирается напасть на Сирию, но сначала хочет получить одобрение Конгресса, в Пентагоне, вероятно, вздохнули с облегчением, потому что им известно — нападение на Дамаск может вызвать большую войну на Ближнем востоке, к которой они недостаточно готовы.
Начнем с событий незадолго до саудовско-израильской шпионской операции, которая организовала взрыв с химическим оружием недалеко от сирийской столицы. В то время американцы и европейцы вели переговоры с Россией и Ираном о политическом решении вопроса, после того, как у них не вышло свергнуть Ассада силой. Единственным условием Запада было исключение Ассада из решения. Москве даже предложили, что сирийскому президенту позволят самому выбрать себе преемника. Когда Россия — после интенсивного обсуждения с союзниками — сказала Вашингтону, что принять такое условие затруднительно, Запад перешел к плану Б. План Б заключался в усилении военной поддержки оппозиции и реорганизации вооруженных группировок, сражающихся против властей, с позволением Саудовской Аравии вести их к эскалации.
Целью было надавить на Ассада путем большого наступления сразу на севере и на юге страны, вдобавок к нападению на тылы Хизбаллы и предложению более заманчивых условий для сирийских офицеров, переходящих на сторону противника.
Но режим и его союзники уже упрочивали свои военные успехи на ряде фронтов, расширяя территории под своим контролем, особенно рядом с Дамаском. Одна операция была запланирована против оппозиционных вооруженных группировок в направлении к югу и востоку от столицы как раз накануне химической атаки 20 августа.
После того, как оппозиционные войска были быстро разбиты на севере, где они пытались захватить район Латакии, многие из их местных и международных спонсоров поняли, что единственный способ круто изменить ситуацию — вовлечь Запад в прямое вооруженное нападение на Сирию, но для вмешательства Вашингтона требовалось оправдание.
Для этого-то и была проведена «химическая бойня» в Гуте рядом с Дамаском, скорее всего — руками саудовской или израильской разведки. Не прошло и часа, как вовсю началась хорошо организованная кампания в СМИ против Ассада, а за ней — осуждение и угрозы из западных столиц.
Вашингтон поспешил воспользоваться неминуемым, казалось, нападением, послав переговорщиков в Россию и Иран, давая им последний шанс сдаться прежде, чем обрушит ракеты на Сирию. Но все бряцание оружием было недостаточным для того, чтобы вынудить политические уступки — даже Ассад сообщил союзникам, что будет стоять до конца.
Американцы в ответ пытались показать, что не шутят, и выдвинули дополнительные военные корабли в восточное Средиземноморье, а также увеличили число боевых самолетов на базах, окружающих Сирию. Но опять, Россия и Иран не поколебались и отказались дать Вашингтону какие-либо гарантии, что «ограниченный» удар не перейдет в большую и долгую войну, с опустошительными последствиями для региона в целом.
Они не ограничились словами: Россия, Иран, Сирия и Хизбалла объявили в войсках повышенную боевую готовность, приказав им готовиться к вооруженному столкновению. Особенно примечателен приказ Хизбаллы бойцам вернуться на базы, а также организация совместного с Дамаском штаба для эффективного использования общего арсенала ракет (прежде всего против Израиля -пер.)
Первым дрогнул старый империалистический вояка — Лондон. Парламент предоставил премьер-министру Кэмерону путь к отступлению, тем самым поставив союзника — Вашингтон в не слишком выигрышную позицию — делать это в одиночку. Внезапно, Обама тоже почувствовал необходимость посоветоваться с американским народом и запросить одобрения у его представителей в конгрессе.
Тем не менее, Обаме, который потерял инициативу, остается выбор из двух возможностей: или отступить и пытаться договориться о политическом решении сирийского вопроса, или ввязаться в военную авантюру, последствия которой он не сможет контролировать. Результаты первого раунда этой всемирной конфронтации показывает еще раз, что дни, когда США могли безраздельно господствовать, не обращая внимания на остальной мир, уходят в историю.
Перевод с английского:
http://english.al-akhbar.com/content/full-story-why-obama-backed-down-syria
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |