Лефт.Ру |
Версия для печати |
Я давно не писал на тему отвлеченные от украинских событий, но про этот фильм, который посмотрел сегодня, не могу не написать. Фильм "Сквозь снег" когда-то привлек мое внимание рекламным трейлером и показанной в нем интересной пост-апокалиптической концепцией. Но каких-то особых ожиданий не было.
"Сквозь снег" был снят южными корейцами еще в 2013 году по древнему французскому графическому роману Le Transperceneige, но до наших торрентов добрался совсем недавно, а в городских кинотеатрах он вообще вряд ли появится.
Тем не менее фильм отсмотрен, и это, пожалуй, лучший фильм как минимум за последний год. Даже так сразу и не припомню, нечто сравнимое.
Фабула проста и схематична - в борьбе с химерой глобального потепления, над Землей распылили новый химикат, который привел к новому ледниковому периоду. Обитаемый мир вымерз, и последние остатки человечества оказались заперты на поезде с полным циклом жизнеобеспечения, который курсирует по гигантскому ж/д кольцу проложенному через все континенты мертвого мира.
Некоторым это может показаться весьма причудливым сюжетом, но на деле это это лишь художественное допущение, призванное показать на примере запертых в поезде людей уродство современного нам мира. При этом, с литературной точки зрения, у данного сюжета есть вполне себе известный предшественник, а именно роман Роберта Хайнлайна "Пасынки вселенной", где действие происходит на огромном космическом корабле, которые веками пытается долететь до колонизируемой планеты, и где в замкнутом пространстве происходят свои драмы, войны и революции в качестве модульного примера пороков человечества.
Поэтому при знакомстве с классикой научной фантастики, сюжет фильма "Скозь снег" не вызовет никаких нареканий. Я не знаю, использовали ли авторы французского графического романа Хайнлайна в качестве вдохновителя для своего фильма, но мне показалось, что связь тут прослеживается.
Так как замкнутая экосистема поезда представляет собой прямую аллюзию на современный мир, то в гротескных формах его устройства, отражается неустранимый антагонизм основанный на неравенстве. Мне сначала показалось, что авторы будут обыгрывать религиозную тему, где поезд это ковчег, а главный герой - спаситель и мессия. Но по ходу фильма стало вполне ясно, что основной механизм развития сюжета построен на теме классовой борьбы и подлинной революции.
В этом плане, фильм "Сквозь снег", это фильм прежде всего о революции. И он не дешевая поделка с простым ответом в духе "революция это хорошо" или "революция это плохо". Это именно попытка показать саму проблему революции под разными углами, показать ее сложность и противоречивость.
Антагонизм жителей хвостовых вагонов и жителей вагонов первого класса, отражает проблему классового неравенства, от которого идут производные страдания и смерть. И те и другие являются частью системы, которая несется по закольцованному "кругу жизни", пожирая при этом самих себя и своих детей. Для одних - эта система незыблемый идеал, в который они верят и ради которой они готовы уничтожать "ненужную биомассу" мешающую гармонии. Для других - это рабский хомут, который надо сбросить, чтобы самим управлять поездом и перестать есть то, что в поезде называют "едой", а так же перестать отдавать своих детей для их эксплуатации системой.
И вот, очередная по счету революция начинается, и героям, предстоит попасть к "Священному двигателю", который является своего рода сердцем всей системы, подобно Конвертеру в "Пасынках Вселенной".
На своем революционном пути они увидят, чем на самом деле их кормят, превосходство аппарата подавления, гниль и сумасшествие правящей элиты, образовательную машину промывания мозгов, мир богатых во всей его роскоши и уродстве.
Им придется понять, что ради победы, необходимо жертвовать друзьями, быть готовым убивать и быть убитым, потому что им действительно нечего терять, кроме своих целей, особенно с учетом той психологической ноши, которой большинство из взрослых повязано. Это сломанные и искалеченные во всех смыслах люди, поставленные на грань человечности. Это люди, исчеравшие лимит на эволюцию в рамках этой системы.
И вот, пройдя все препятствия, они не приходят к хэппи-энду, нет. Главный герой в конце концов оказывается перед выбором - попробовать сойти с этого поезда (который как экосистема уродлив и неизлечим) или попытаться установить над ним свой контроль, хотя Уилфорд полностью прав, говоря о том, что лучше всего к выживанию на этом "поезде жизни" приспособлены люди с поврежденной психикой.
Все революции до сих пор лишь меняли одного хозяина на другого. |
И герою предстоит узнать, что не все революции связанные с захватом власти одинаково полезны для угнетенных и его личная победа на деле ничего принципиально не меняет, так как можно заменить хозяина поезда на себя, но поезд, и мир внутри него, останется, при этом торжество революции совпадает с практически одновременным торжеством контрреволюции, которая планово-кроваво сокращает поголовье революционеров.
В итоге, прав оказывается кореец, который на фоне пылающей революции в поезде, искал способ вырваться за пределы системы собирая по зернышку ключ к освобождению на фоне разгоряченных масс не видящих, что даже в революции они остаются лишь белкой в колесе системы.
И именно кореец оказался настоящим революционером, а не главный герой, оказавшийся не революционным вождем или религиозным мессией, а обыкновенной марионеткой терзаемый жалостью к себе. Конечная судьба поезда, несколько случайная (хотя и закономерная, показывающая что нельзя до конца манипулировать и упралять революцией - это за пределами человеческих возможностей, что порой приводит к неожиданным последствиям), это крах старого мира, крах "государства" сметаемого в ходе социальной революции. Это вообще классика жанра - Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем...
В этом плане, те претензии к финалу картины, что мол за странный хэппи-энд, идут от непонимания сути - по сути мы увидели на примере этого поезда, модель общества с гиперболизированными пороками, которые его раздирают. Эти пороки естественным образом приводят к систематическим революциям, последняя из которых оказывается успешной и разрушает это общество до основания.
Выжившие члены уничтоженного до основания общества и государства, оказываются один на один с новым миром, где белый медвель, это как символ того, что жизнь после такого крушения не заканчивается, так и символ возможной гибели надежды на лучшее будущее. Ибо мир за пределами системы, суров и требует навыков выживания. Это две стороны одной медали и авторы показав это, благоразумно не продолжают, так как то, каким будет новый мир, это уже другая история зависящая от тех, кто будет строить свой новый мир на обломках старого. Хорошо показана как необходимость вырваться из старого мира, так и страшная цена, которую за это придется платить.
В целом, с точки зрения смыслового содержания, фильм весьма глубоко копает тему обусловленности революций несправедливым устройством мира стоящего на системном классовом антагонизме. И в этом плане он прекрасен. Даже смешно вспоминать, как некоторое время назад славословили продолжение "Голодных игр", что мол там подняли революционную тему. На фоне фильма "Скозь снег", продолжение "Голодных игр" в плане рассуждений на тему революции, ясельная группа детсада.
Сюжетная фабула дополняется замечательными актерскими работами. Помимо рефлексирующего главного героя, просто блестящая работа Тильды Суинтон в роли министра Мэйсон, очень колоритный и запоминающийся персонаж. Так же отличные роли Эда Харриса в роли Уилфорда и Джона Херта в роли Гиллиама. Фактурный сотрудник службы безопасности в серой тройке, так же изрядно хорош.
В целом, тот редкий случай, когда в фильме был потрясающий актерский ансамбль, из которого не выпадали даже эпизодические актеры. Как не вспомнить художника, рисовавшего родителям украденных детей, спятившего повара прикованного к своей кухне, беременную учительницу промывающую детям мозги.
С точки зрения технологии, фильм снятый за 39 млн. долларов в некоторых моментах графикой, конечно, не радует (картинка какая-то засвеченная), но содержание и актерская игра с лихвой компенсируют этот недостаток. Сменяющиеся вагоны показывают путешествие через различные ступени социальной пирамиды, где просто хорошие "вагоны", сменяются просто блестящими с точки зрения режиссуры сценами - мне больше всего запомнились сцены в вагоне водоснабжения, в школьном вагоне и красивой эпизодической сценой с встроенным в поезд аквариумом.
Фильм довольно жестокий, в нем довольно много насилия и нецензурной лексики, поэтому детям лучше не показывать. Тут наверное по другому и быть не могло, ибо кино поднимает крайне болезненные темы связанные с системной человеческой жестокостью и несправедливостью принизывающей человеческое общество.
В общем и целом, получилось умное постапокалиптическое и антиутопическое кино о системных пороках современного мира. На фоне большинства недавних собратьев по жанру, "Сквозь снег" на голову выше остальных. Причем важно, что авторы смогли избежать сползания в натужный арт-хаус. Без мелких шероховатостей конечно не обошлось, но на фоне достоинств сюжета и смыслового наполнения, они не существенны. Фильм строго рекомендую к просмотру.
Оригинал в блоге colonelcassad.livejournal.com
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |