Дмитрий Аграновский
БРАТ-2: СИЛА - В ПРАВДЕ
"Я узнал, что у меня есть огромная семья И тропинка и лесок,
в поле каждый колосок, Речка, небо голубое - это все мое,
родное, Это Родина моя! Всех люблю на свете я!" Стихи из к/ф
"Брат-2."
Я хочу рассказать о фильме, который пока еще вышел толь на
видеокассетах, но уже получил с одной стороны шквал отрицательных
рецензий в либеральных СМИ, а с другой стороны - полный коммерческий
успех, безоговорочное признание молодежи и статус, как выражаются
в современном шоу-бизнесе, "культового" фильма - то есть,
фильма, который не просто посмотрели и забыли, а который воспринимают
как руководство к действию или, по крайней мере, как пример
для подражания.
Это фильм режиссера Алексея Балабанова "БРАТ-2". Вот что
действительно выбирает новое поколение. Я, например, не мог
купить этот фильм почти неделю - во всех киосках мне отвечали:
"Был, но закончился. Разбирают очень быстро." Это при цене
от 80 до 130 рублей за кассету. "Либералы" обвиняют "Брат-2"
и в пропаганде насилия и жестокости (уж кому бы об этом говорить!),
в разжигании соци- альной розни, а главное, страшно сказать,
в пропаганде среди молодежи антиамериканских, антизападных
и антилиберальных настроений и даже ненависти к Америке!
Скажу сразу, что всего перечисленного в фильме предоста-
точно. Но что делать, господа "либералы"? Это раньше фильмы
для молодежи делались с расчетом кого-то чему-то научить,
сделать лучше. Сейчас - рынок. Прежде чем приступить к съемкам
фильма, продюсеры наверняка изучали спрос, конъюнктуру рынка,
что нравится молодежи, какой именно фильм она хотела бы смотреть.
И попали точно в десятку! Я не скажу, что нынешняя молодежь
поголовно проникнута коммунистическими настроениями, но то,
что абсолютное большинство молодых людей склонно винить в
бедах России именно Америку - ясно и без всяких соцопросов.
По сравнению с "Братом-1", показанным недавно по РТР, сразу
видно, что фильм более дорогой, более качественный, очень
конкретный и политизированый - если в первом фильме Данила
сражался с непонятными "бандитами", то во втором фильме образ
врага - американцы и наши банкиры. По сравнению с первым "Братом",
"Брат-2" более жестокий - думаю, даже ко- му-то из наших людей,
особенно старшего поколения, фильм покажется излишне жестоким,
но это сегодняшняя реальность - не мы ее хотели и не мы ее
создали.
Прекрасная звуковая дорожка - песни русских и украинских
рок-групп, в основном молодых, под которые проходит действие
примерно двух третей фильма - делает фильм очень динамичным
и лишний раз показывает, что фильм рассчитан именно на молодежную
аудиторию.
Главного героя фильма, Данилу Багрова (актер Сергей Бодров),
ветерана Чеченской войны и двух его друзей-однополчан - Константина
Громова (Александр Дьяченко) и Илью Ситевого (Кирилл Пирогов)
- приглашают в программу ТВ-6 "В мире людей". Программа посвящена
тому, что Константина Громова через теле- видение "нашла"
присвоенная ему награда - "Орден Мужества". После передачи
Константин рассказывает друзьям, что его родной брат-близнец
Дмитрий Громов играл в хоккей за киевский "Сокол", потом уехал
в Канаду и теперь - звезда НХЛ.
В Канаде Дмитрию пообещал защиту и поддержку канадский бизнесмен,
"новый Аль-Капоне", Ричард Менис, но в результате обманул
его, заключил с ним кабальный контракт, присвоил его деньги
- 900.000 долларов, а ему, суперзвезде, платит копейки. "Не
могу я брата бросить - говорит Константин - Мы же с ним близнецы,
все время вместе. Я год его не вижу и уже тос- ка." Этот самый
Ричард Менис - деловой партнер Валентина Эдгаровича Белкина
(Сергей Маковецкий), Президента банка "Николаевский", охранником
в котором работает Константин. Константин рассказывает Даниле,
что попросит Белкина поговорить с Менисом, поскольку тот сейчас
прилетел в Москву.
Забегая чуть-чуть вперед, скажу, что Менис прилетел к Белкину
для осуществления их совместного проекта - организации игорного
бизнеса на территории индейской резервации в США. "Я знаю
твои таланты обходить закон" - говорит Белкин Менису. Сам
Белкин характеризует Мениса так: "Очень влиятельный человек
в штате Иллинойс. Финансировал избирательную компанию нынешнего
мэра. Контролирует конгрессменов. По привычке зани- мается
наркотиками через давно налаженную систему. Владеет сетью
блюз- и рок-клубов в Чикаго, через них отмывает деньги. Спекулирует
землей и недвижимостью. Какие-то интересы в НХЛ. Его интересует
все, что стоит денег. Даже заказывает в России видео с настоящими
изнасилованиями и убийствами (еще одна статья экспорта из
"демократической" России - Д.А.) и у себя продает. Очень жадный
- за сто долларов удавится."
Сравните с нашими "бизнесменами" - вот уж, действительно,
у капитала нет национальности. Через день после разговора
с Константином, Данила едет к нему домой на такси. Московский
таксист, дядька за 50, ругается, даже особо не обращаясь к
пассажиру: 1 0"Страна козлов и баранов! Голосуешь за худого,
глядь - через год сидит в телевизоре кабан, рожа, что ж...
и еще меня учит, как жить! В нашем поколении дебилов меньше
было. Что же это такое? Ведь бы- ли же люди как люди и вдруг
все стали кретины!"
Приехав к Константину, Данила находит его мертвым, с огнестрельными
ранениями в голову и в грудь. Данила вместе с Ильей, который
работает в бывшем музее В.И.Ленина, находят через компьютер
данные на Белкина и банк "Николаевский". Кстати, все действия
в музее Ленина проходят на фоне висящих на стене красного
флага с надписью "Росс. Соц.-Дем. Рабочая Партия. Центральный
комитет. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и портрета
И.В. Сталина.
Потом Данила, Илья и приехавший к ним брат Данилы - Вла-
димир Багров (Виктор Сухоруков) покупают у поисковика по кличке
"Фашист" восстановленное немецкое оружие времен Великой Отечественной
войны - "Шмайссер" и гранаты, а из музея забирают чапаевский
пулемет "Максим". Брат, похлопывая по пулемету "Максим" (с
восхищением): "Чапаевский. Во были времена!" Выбор оружия
тоже не случаен - "Шмайссер" потому, что у партизан на оккупированной
немцами территории тоже вначале было только трофейное оружие
- те же "Шмайссеры".
А чапаевский пулемет "Максим" нужен авторам фильма, чтобы
придать машине "Вольво", на которой братья Багровы пытаются
"оторваться" от преследующего их джипа "Гранд Чероки" с бандитами,
вернее, сотрудниками охраны банка "Николаевский", сходство
с тачанкой "красных". Именно из этого пулемета брат Владимир
расстреливает "Гранд Чероки". Камера показывает сначала -
крупным планом стреляющий пулемет, потом крупным планом -
дымящийся черный джип с пятью трупами бандитов. Вообще, в
этом фильме акценты расставлены четко, а образ врага показан
очень конкретно - даже самый аполитичный молодой человек быстро
поймет кто хороший, кто плохой. Хорошие - наши на "тачанке",
плохие - бандиты в джипе и, прежде всего, их хозяева, такие
как В.Э.Белкин. Кстати, то что Белкина иг- рает симпатичнейший
Сергей Маковецкий, только усиливает отвратительность самого
образа - особенно, когда Белкин приятным голосом отдает команды
своим головорезам.
Но это враги отечественные, а самый главный враг находится
в Америке. Именно туда летят братья Багровы - сначала в Нью-Йорк,
а оттуда в Чикаго. Америка в фильме показана так, как после
"перестройки" ее в нашем кино никто не показывал. Грязные
улицы, исписанные "граффити", обшарпанные, ободранные дома,
негры-бандиты, негры-наркоманы, украинская мафия, ненавидящая
русских ("Москаль мнэ нэ зэмляк!"), грязные полицейские участки,
бедные кварта- лы, по которым предприимчивые американцы устраивают
экскурсии с названием "Неприкасаемые" - только для любителей
острых ощущений, выход из автобуса опасен для жизни! Богатые
кварталы, которым нет никакого дела до бедных. Страна-сборище
авантюристов со всего мира, для которых не существует ничего,
кроме денег. "А что значит: "Хау ар ю? - спрашивает Данила.
- "Как дела?" - Им что, всем интересно, как у меня дела? -
Нет, не интересно. Это они просто так. Здесь вообще все просто
так, кроме денег."
Для Данилы Америка начинается с разговора с русским таксистом:
"Че ты приперся сюда? Я вашего брата хорошо знаю. Сначала
посуду мыть в ресторане или грузчиком в магазине. Потом квартирку
снимешь и привет, приехали. А там уже куда кривая "американской
мечты" вывезет." - Зря Вы так. Я Родину люблю. - А, патриот!
Русская идея, Достоевский, Держава... А где твоя Родина, сынок?
Сдал Горбачев твою Родину американцам, чтоб тусоваться красиво.
А теперь твоя Родина две войны и Крым про...ала, русских людей
в Прибалтике сдала, сербов на Балканах сдала... Родина! Сегодня
Родина там, где задница в тепле и ты лучше меня это знаешь
- затем и приехал."
С симпатией показаны только два человека, и то один из них
не американец. Первый - шофер, подвезший Данилу от Нью-Йорка
до Чикаго, простой американский водитель грузовика. Данила,
даже не зная английского, быстро находит с ним общий язык.
"Пролетарии всех стран, соединяйтесь."
Специально для тех, кто обвиняет "Брат-2" в антиамериканизме.
Американцы, как и любой другой народ, разные. Как в годы Великой
Отечественной далеко не все немцы были фашистами. Просто сейчас
они, американцы, олицетворят для нас оккупантов.
Второй человек - русская проститутка в Чикаго - Мэрэлин,
или по-русски, Даша, приехавшая в Америку 8 лет назад за красивой
американской жизнью, севшая на наркотики и теперь работающая
за гроши на негра-сутенера, почти потерявшая человеческий
облик. Собственно, она показана не с симпатией, а с жалостью
- примерно так должна выглядеть женщина, пробывшая 8 лет в
рабстве у врага. Данила решает забрать ее с собой в Россию.
"Я за тобой. Русские на войне своих не бросают." Ему приходится
убить ее сутенера и двух его "шестерок". Выбора у него нет.
В противном случае убили бы их обоих. - Поехали домой. Там
хорошо. - А что я там буду делать? - А здесь что ты делаешь?
- А мне здесь нравится - вмешивается в разговор брат Владимир
- в Америке вся сила мира. - А в чем сила, брат? - А в деньгах
сила, брат. Деньги правят миром и тот силь- ней, у кого их
больше. - Вот много у тебя денег и что ты сделаешь? - Куплю
всех! - Что, и меня? - смеется Данила.
Данила выясняет, где можно найти Мениса - в принадлежащем
ему рок-клубе "Метро", где у него что-то вроде подпольной
штаб-квартиры. В клубе "Метро" как раз идет концерт русской
группы "БИ-2". Группа "Би-2" играет в этом фильме самих себя.
Звучит заглавная песня фильма "Полковнику никто не пишет":
"Большие города, пустые поезда, Ни берега ни дна, все начинать
с начала. Холодная война, и время как вода, Он не сошел с
ума, ты ничего не знала. Полковнику никто не пишет, Полковника
никто не ждет... На линии огня пустые города В которых никогда
ты раньше не бывала..."
По слухам, группа "БИ-2" посвятила эту песню Путину. Похоже
на правду - от Ельцина Путин получил не только пост Президента,
но и разоренную страну, растерявшую всех друзей и нажившую
новых врагов, страну, в которой все надо начинать сначала.
Эта песня сопровождает самый скандальный момент во всем фильме.
Именно этот момент вызвал самое большое негодование у "либералов".
Данила в подсобном помещении клуба "Метро" расстреливает студию
по тиражированию видеофильмов.
Камера как бы укреплена на оружии, изображение подано не
со стороны, а так, как его видит стрелок - прямо как в американских
компьютерных играх, где герои типа Джеймса Бонда расстреливают
русских солдат. Раз-два-три-четыре... - десять трупов американцев.
В таких местах невиновных нет.
Последняя дверь: за ней толстый американец как раз отсматривает
"готовую продукцию" - видеозапись настоящего изнасилования
и убийства русской девушки. - Где Менис?! - кричит Данила.
- Менис ин офис (называет адрес). Данила стреляет в телевизор.
К небоскребу Мениса просто так не подберешься - над первым
этажом натянута "спираль Бруно". Приходится забираться почти
под самую крышу по пожарной лестнице. Раз - два - еще два
трупа. Данила подходит к столу, за которым сидит дрожащий
от ужаса Менис. Садится, кладет пистолет на стол и говорит:
"Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот
и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег и чего?
А я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней.
Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И что ты сильнее от этого
стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот,
кого обманул - за ним правда. Значит, он сильней."
Я вспомнил кадры бомбардировок Сербии - когда люди вместо
того, чтобы прятаться в укрытия, выходили на мосты в Белграде.
А еще вспомнил кадры 1993 года - горящая баррикада, над ней
два флага - СССР и имперский и плакат "Мы русские, с нами
Бог!"
Многие после просмотра фильма спрашивали: "А почему Данила
не убил "главного злодея" (хотя здесь можно и без кавы- чек),
но убил столько простых исполнителей? Я думаю, что Данила
"убивает" его морально, а это иногда хуже, чем физическая
смерть. И потом, на войне солдаты убивают солдат, а генералов
стараются захватить живыми, чтобы потом судить.
Данила находит хоккеиста Дмитрия Громова и отдает ему те
самые 900 тысяч долларов, из-за которых убили его, Дмитрия,
родного брата. Тот пересчитывает. Данила - Дмитрию: "Так на
брата похож..." Дмитрий (бурчит под нос): "Там еще где-то
проценты были..." Человек это или уже нет? Последние кадры
фильма - Данила с Дашей возвращаются домой.
В иллюминаторе - Америка, страна-паразит, источник горя и
страданий для всего мира, на которую никогда не падали чужие
бомбы и ракеты. В заключение хочу сказать - фильм вовсе не
о том, что надо кого-то убивать, как это показалось перепуганным
"либералам". Идея фильма в том, что не может быть счастья
за счет несчастья других, а зло всегда вернется злом. Будем
верить, что сила - в правде, а правда - за нами.
г.Электросталь, Московская область.
Ниже мы публикуем комментарий на эту рецензию одного из наших
редакторов. Мнения наших редакторов не обязательно совпадают
с позицией редсовета в целом
___________________________
Комментарий по поводу рецензии Дмитрия
Аграновского на фильм "Брат -2"
Во-первых, сразу оговорюсь, сам фильм мне смотреть
не приходилось, поэтому я не собираюсь давать ему оценку.
Мне хочется лишь высказать своё мнение по поводу того, с каких
позиций написана рецензия Дмитрия Аграновского.
После прочтения данной рецензии я поймал себя
на мысли: если он точно отражает суть фильма, то начинается
экранизация идей лимоновского национал-большевизма. Именно
в их духе Дмитрий Аграновский живописует этот российский боевик.
Простой русский парень, вернувшийся с чеченской
войны борется с врагами-оккупантами, а кто они? Дмитрий Аграновский
называет их: Во втором фильме образ врага - американцы и наши
банкиры. Всё до предела чётко и ясно вот они враги американцы
и банкиры, бей их.
Но во-первых, наших банкиров не бывает (ну за
редким исключением может быть, а так они все буржуйские),
наши в основном бывают фрезеровщики, токари, врачи, учителя.
Во-вторых, вот хоть убейте меня, но никак у
меня не ставятся на одну доску американцы и банкиры, наверно,
потому что не все первые являются вторыми.
В-третьих, попытка представить виновным во всех
земных бедах, какое-то конкретное государство, какой-то конкретный
народ, а не капитал, не частную собственность, не империализм,
есть ничто иное, как национализм.
Те же, кто пытается найти выход из либеральных
реформ последнего десятилетия в национализме, стремятся на
самом деле к ещё более реакционному, дремучему обществу. Если
либерализм отталкивает нас по меньшей мере к концу прошлого
века, то национализм уводит аж в средневековье как эпоху складывания
национальных государств.
И в конце концов если уж и призывать бороться,
то не с КЕМ-ТО (банкирами), а с ЧЕМ-ТО (капиталистическими
отношениями), неотъемлемой частью чего являются эти КТО-ТО.
С.Сальников
|
Рабочее
движение
|
К
У
Л
Ь
Т
У
Р
А
|
|
|
Брат
2:
Сила в правде |
|