.
Ужас в Голутвине | "Маленький полковник" |
Святой погромщик | Кукловоды рубля | Хотите Пиночета? Получите Кастро!| Кто врал о гибели "Курска"?
.
Но. 1, 11 сентября 2000   

Дмитрий Аграновский

БРАТ-2: СИЛА - В ПРАВДЕ

"Я узнал, что у меня есть огромная семья И тропинка и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое - это все мое, родное, Это Родина моя! Всех люблю на свете я!" Стихи из к/ф "Брат-2."

Я хочу рассказать о фильме, который пока еще вышел толь на видеокассетах, но уже получил с одной стороны шквал отрицательных рецензий в либеральных СМИ, а с другой стороны - полный коммерческий успех, безоговорочное признание молодежи и статус, как выражаются в современном шоу-бизнесе, "культового" фильма - то есть, фильма, который не просто посмотрели и забыли, а который воспринимают как руководство к действию или, по крайней мере, как пример для подражания.

Это фильм режиссера Алексея Балабанова "БРАТ-2". Вот что действительно выбирает новое поколение. Я, например, не мог купить этот фильм почти неделю - во всех киосках мне отвечали: "Был, но закончился. Разбирают очень быстро." Это при цене от 80 до 130 рублей за кассету. "Либералы" обвиняют "Брат-2" и в пропаганде насилия и жестокости (уж кому бы об этом говорить!), в разжигании соци- альной розни, а главное, страшно сказать, в пропаганде среди молодежи антиамериканских, антизападных и антилиберальных настроений и даже ненависти к Америке!

Скажу сразу, что всего перечисленного в фильме предоста- точно. Но что делать, господа "либералы"? Это раньше фильмы для молодежи делались с расчетом кого-то чему-то научить, сделать лучше. Сейчас - рынок. Прежде чем приступить к съемкам фильма, продюсеры наверняка изучали спрос, конъюнктуру рынка, что нравится молодежи, какой именно фильм она хотела бы смотреть. И попали точно в десятку! Я не скажу, что нынешняя молодежь поголовно проникнута коммунистическими настроениями, но то, что абсолютное большинство молодых людей склонно винить в бедах России именно Америку - ясно и без всяких соцопросов.

По сравнению с "Братом-1", показанным недавно по РТР, сразу видно, что фильм более дорогой, более качественный, очень конкретный и политизированый - если в первом фильме Данила сражался с непонятными "бандитами", то во втором фильме образ врага - американцы и наши банкиры. По сравнению с первым "Братом", "Брат-2" более жестокий - думаю, даже ко- му-то из наших людей, особенно старшего поколения, фильм покажется излишне жестоким, но это сегодняшняя реальность - не мы ее хотели и не мы ее создали.

Прекрасная звуковая дорожка - песни русских и украинских рок-групп, в основном молодых, под которые проходит действие примерно двух третей фильма - делает фильм очень динамичным и лишний раз показывает, что фильм рассчитан именно на молодежную аудиторию.

Главного героя фильма, Данилу Багрова (актер Сергей Бодров), ветерана Чеченской войны и двух его друзей-однополчан - Константина Громова (Александр Дьяченко) и Илью Ситевого (Кирилл Пирогов) - приглашают в программу ТВ-6 "В мире людей". Программа посвящена тому, что Константина Громова через теле- видение "нашла" присвоенная ему награда - "Орден Мужества". После передачи Константин рассказывает друзьям, что его родной брат-близнец Дмитрий Громов играл в хоккей за киевский "Сокол", потом уехал в Канаду и теперь - звезда НХЛ.

В Канаде Дмитрию пообещал защиту и поддержку канадский бизнесмен, "новый Аль-Капоне", Ричард Менис, но в результате обманул его, заключил с ним кабальный контракт, присвоил его деньги - 900.000 долларов, а ему, суперзвезде, платит копейки. "Не могу я брата бросить - говорит Константин - Мы же с ним близнецы, все время вместе. Я год его не вижу и уже тос- ка." Этот самый Ричард Менис - деловой партнер Валентина Эдгаровича Белкина (Сергей Маковецкий), Президента банка "Николаевский", охранником в котором работает Константин. Константин рассказывает Даниле, что попросит Белкина поговорить с Менисом, поскольку тот сейчас прилетел в Москву.

Забегая чуть-чуть вперед, скажу, что Менис прилетел к Белкину для осуществления их совместного проекта - организации игорного бизнеса на территории индейской резервации в США. "Я знаю твои таланты обходить закон" - говорит Белкин Менису. Сам Белкин характеризует Мениса так: "Очень влиятельный человек в штате Иллинойс. Финансировал избирательную компанию нынешнего мэра. Контролирует конгрессменов. По привычке зани- мается наркотиками через давно налаженную систему. Владеет сетью блюз- и рок-клубов в Чикаго, через них отмывает деньги. Спекулирует землей и недвижимостью. Какие-то интересы в НХЛ. Его интересует все, что стоит денег. Даже заказывает в России видео с настоящими изнасилованиями и убийствами (еще одна статья экспорта из "демократической" России - Д.А.) и у себя продает. Очень жадный - за сто долларов удавится."

Сравните с нашими "бизнесменами" - вот уж, действительно, у капитала нет национальности. Через день после разговора с Константином, Данила едет к нему домой на такси. Московский таксист, дядька за 50, ругается, даже особо не обращаясь к пассажиру: 1 0"Страна козлов и баранов! Голосуешь за худого, глядь - через год сидит в телевизоре кабан, рожа, что ж... и еще меня учит, как жить! В нашем поколении дебилов меньше было. Что же это такое? Ведь бы- ли же люди как люди и вдруг все стали кретины!"

Приехав к Константину, Данила находит его мертвым, с огнестрельными ранениями в голову и в грудь. Данила вместе с Ильей, который работает в бывшем музее В.И.Ленина, находят через компьютер данные на Белкина и банк "Николаевский". Кстати, все действия в музее Ленина проходят на фоне висящих на стене красного флага с надписью "Росс. Соц.-Дем. Рабочая Партия. Центральный комитет. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и портрета И.В. Сталина.

Потом Данила, Илья и приехавший к ним брат Данилы - Вла- димир Багров (Виктор Сухоруков) покупают у поисковика по кличке "Фашист" восстановленное немецкое оружие времен Великой Отечественной войны - "Шмайссер" и гранаты, а из музея забирают чапаевский пулемет "Максим". Брат, похлопывая по пулемету "Максим" (с восхищением): "Чапаевский. Во были времена!" Выбор оружия тоже не случаен - "Шмайссер" потому, что у партизан на оккупированной немцами территории тоже вначале было только трофейное оружие - те же "Шмайссеры".

А чапаевский пулемет "Максим" нужен авторам фильма, чтобы придать машине "Вольво", на которой братья Багровы пытаются "оторваться" от преследующего их джипа "Гранд Чероки" с бандитами, вернее, сотрудниками охраны банка "Николаевский", сходство с тачанкой "красных". Именно из этого пулемета брат Владимир расстреливает "Гранд Чероки". Камера показывает сначала - крупным планом стреляющий пулемет, потом крупным планом - дымящийся черный джип с пятью трупами бандитов. Вообще, в этом фильме акценты расставлены четко, а образ врага показан очень конкретно - даже самый аполитичный молодой человек быстро поймет кто хороший, кто плохой. Хорошие - наши на "тачанке", плохие - бандиты в джипе и, прежде всего, их хозяева, такие как В.Э.Белкин. Кстати, то что Белкина иг- рает симпатичнейший Сергей Маковецкий, только усиливает отвратительность самого образа - особенно, когда Белкин приятным голосом отдает команды своим головорезам.

Но это враги отечественные, а самый главный враг находится в Америке. Именно туда летят братья Багровы - сначала в Нью-Йорк, а оттуда в Чикаго. Америка в фильме показана так, как после "перестройки" ее в нашем кино никто не показывал. Грязные улицы, исписанные "граффити", обшарпанные, ободранные дома, негры-бандиты, негры-наркоманы, украинская мафия, ненавидящая русских ("Москаль мнэ нэ зэмляк!"), грязные полицейские участки, бедные кварта- лы, по которым предприимчивые американцы устраивают экскурсии с названием "Неприкасаемые" - только для любителей острых ощущений, выход из автобуса опасен для жизни! Богатые кварталы, которым нет никакого дела до бедных. Страна-сборище авантюристов со всего мира, для которых не существует ничего, кроме денег. "А что значит: "Хау ар ю? - спрашивает Данила. - "Как дела?" - Им что, всем интересно, как у меня дела? - Нет, не интересно. Это они просто так. Здесь вообще все просто так, кроме денег."

Для Данилы Америка начинается с разговора с русским таксистом: "Че ты приперся сюда? Я вашего брата хорошо знаю. Сначала посуду мыть в ресторане или грузчиком в магазине. Потом квартирку снимешь и привет, приехали. А там уже куда кривая "американской мечты" вывезет." - Зря Вы так. Я Родину люблю. - А, патриот! Русская идея, Достоевский, Держава... А где твоя Родина, сынок? Сдал Горбачев твою Родину американцам, чтоб тусоваться красиво. А теперь твоя Родина две войны и Крым про...ала, русских людей в Прибалтике сдала, сербов на Балканах сдала... Родина! Сегодня Родина там, где задница в тепле и ты лучше меня это знаешь - затем и приехал."

С симпатией показаны только два человека, и то один из них не американец. Первый - шофер, подвезший Данилу от Нью-Йорка до Чикаго, простой американский водитель грузовика. Данила, даже не зная английского, быстро находит с ним общий язык. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь."

Специально для тех, кто обвиняет "Брат-2" в антиамериканизме. Американцы, как и любой другой народ, разные. Как в годы Великой Отечественной далеко не все немцы были фашистами. Просто сейчас они, американцы, олицетворят для нас оккупантов.

Второй человек - русская проститутка в Чикаго - Мэрэлин, или по-русски, Даша, приехавшая в Америку 8 лет назад за красивой американской жизнью, севшая на наркотики и теперь работающая за гроши на негра-сутенера, почти потерявшая человеческий облик. Собственно, она показана не с симпатией, а с жалостью - примерно так должна выглядеть женщина, пробывшая 8 лет в рабстве у врага. Данила решает забрать ее с собой в Россию. "Я за тобой. Русские на войне своих не бросают." Ему приходится убить ее сутенера и двух его "шестерок". Выбора у него нет. В противном случае убили бы их обоих. - Поехали домой. Там хорошо. - А что я там буду делать? - А здесь что ты делаешь? - А мне здесь нравится - вмешивается в разговор брат Владимир - в Америке вся сила мира. - А в чем сила, брат? - А в деньгах сила, брат. Деньги правят миром и тот силь- ней, у кого их больше. - Вот много у тебя денег и что ты сделаешь? - Куплю всех! - Что, и меня? - смеется Данила.

Данила выясняет, где можно найти Мениса - в принадлежащем ему рок-клубе "Метро", где у него что-то вроде подпольной штаб-квартиры. В клубе "Метро" как раз идет концерт русской группы "БИ-2". Группа "Би-2" играет в этом фильме самих себя. Звучит заглавная песня фильма "Полковнику никто не пишет": "Большие города, пустые поезда, Ни берега ни дна, все начинать с начала. Холодная война, и время как вода, Он не сошел с ума, ты ничего не знала. Полковнику никто не пишет, Полковника никто не ждет... На линии огня пустые города В которых никогда ты раньше не бывала..."

По слухам, группа "БИ-2" посвятила эту песню Путину. Похоже на правду - от Ельцина Путин получил не только пост Президента, но и разоренную страну, растерявшую всех друзей и нажившую новых врагов, страну, в которой все надо начинать сначала. Эта песня сопровождает самый скандальный момент во всем фильме. Именно этот момент вызвал самое большое негодование у "либералов". Данила в подсобном помещении клуба "Метро" расстреливает студию по тиражированию видеофильмов.

Камера как бы укреплена на оружии, изображение подано не со стороны, а так, как его видит стрелок - прямо как в американских компьютерных играх, где герои типа Джеймса Бонда расстреливают русских солдат. Раз-два-три-четыре... - десять трупов американцев. В таких местах невиновных нет.

Последняя дверь: за ней толстый американец как раз отсматривает "готовую продукцию" - видеозапись настоящего изнасилования и убийства русской девушки. - Где Менис?! - кричит Данила. - Менис ин офис (называет адрес). Данила стреляет в телевизор.

К небоскребу Мениса просто так не подберешься - над первым этажом натянута "спираль Бруно". Приходится забираться почти под самую крышу по пожарной лестнице. Раз - два - еще два трупа. Данила подходит к столу, за которым сидит дрожащий от ужаса Менис. Садится, кладет пистолет на стол и говорит: "Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег и чего? А я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И что ты сильнее от этого стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул - за ним правда. Значит, он сильней."

Я вспомнил кадры бомбардировок Сербии - когда люди вместо того, чтобы прятаться в укрытия, выходили на мосты в Белграде. А еще вспомнил кадры 1993 года - горящая баррикада, над ней два флага - СССР и имперский и плакат "Мы русские, с нами Бог!"

Многие после просмотра фильма спрашивали: "А почему Данила не убил "главного злодея" (хотя здесь можно и без кавы- чек), но убил столько простых исполнителей? Я думаю, что Данила "убивает" его морально, а это иногда хуже, чем физическая смерть. И потом, на войне солдаты убивают солдат, а генералов стараются захватить живыми, чтобы потом судить.

Данила находит хоккеиста Дмитрия Громова и отдает ему те самые 900 тысяч долларов, из-за которых убили его, Дмитрия, родного брата. Тот пересчитывает. Данила - Дмитрию: "Так на брата похож..." Дмитрий (бурчит под нос): "Там еще где-то проценты были..." Человек это или уже нет? Последние кадры фильма - Данила с Дашей возвращаются домой.

В иллюминаторе - Америка, страна-паразит, источник горя и страданий для всего мира, на которую никогда не падали чужие бомбы и ракеты. В заключение хочу сказать - фильм вовсе не о том, что надо кого-то убивать, как это показалось перепуганным "либералам". Идея фильма в том, что не может быть счастья за счет несчастья других, а зло всегда вернется злом. Будем верить, что сила - в правде, а правда - за нами.

г.Электросталь, Московская область.


Ниже мы публикуем комментарий на эту рецензию одного из наших редакторов. Мнения наших редакторов не обязательно совпадают с позицией редсовета в целом

___________________________

Комментарий по поводу рецензии Дмитрия Аграновского на фильм "Брат -2"

Во-первых, сразу оговорюсь, сам фильм мне смотреть не приходилось, поэтому я не собираюсь давать ему оценку. Мне хочется лишь высказать своё мнение по поводу того, с каких позиций написана рецензия Дмитрия Аграновского.

После прочтения данной рецензии я поймал себя на мысли: если он точно отражает суть фильма, то начинается экранизация идей лимоновского национал-большевизма. Именно в их духе Дмитрий Аграновский живописует этот российский боевик.

Простой русский парень, вернувшийся с чеченской войны борется с врагами-оккупантами, а кто они? Дмитрий Аграновский называет их: Во втором фильме образ врага - американцы и наши банкиры. Всё до предела чётко и ясно вот они враги американцы и банкиры, бей их.

Но во-первых, наших банкиров не бывает (ну за редким исключением может быть, а так они все буржуйские), наши в основном бывают фрезеровщики, токари, врачи, учителя.

Во-вторых, вот хоть убейте меня, но никак у меня не ставятся на одну доску американцы и банкиры, наверно, потому что не все первые являются вторыми.

В-третьих, попытка представить виновным во всех земных бедах, какое-то конкретное государство, какой-то конкретный народ, а не капитал, не частную собственность, не империализм, есть ничто иное, как национализм.

Те же, кто пытается найти выход из либеральных реформ последнего десятилетия в национализме, стремятся на самом деле к ещё более реакционному, дремучему обществу. Если либерализм отталкивает нас по меньшей мере к концу прошлого века, то национализм уводит аж в средневековье как эпоху складывания национальных государств.

И в конце концов если уж и призывать бороться, то не с КЕМ-ТО (банкирами), а с ЧЕМ-ТО (капиталистическими отношениями), неотъемлемой частью чего являются эти КТО-ТО.

С.Сальников

 

Дискуссия
Рабочее

                    движение

К
У
Л
Ь
Т
У
Р
А
  Брат 2:
Сила в правде
Партии и движения
Периодика и сайты
Архивы
Буржуазные СМИ

 

Ваше мнение Посмотреть  
На главную страницу

Copyright © 2000 Левая Россия
E-mail: editor@left.ru